Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:43, реферат
Под понятием умственное недоразвитие объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Умственное недоразвитие относится к болезням – дизонтогениям. Соответственно, оно может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте ( до трех лет)
Введение 1.Психологические особенности умственного недоразвития
Дошкольников
2.Принцип коррекции в обучении
Список литературы
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ангарский педагогический колледж»
«Основы
специальной педагогики и специальной
психологии»
Тема: Умственное недоразвитие.
Проверила:
Введение
Дошкольников
2.Принцип
коррекции в обучении
Список
литературы
Под понятием умственное недоразвитие объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Умственное недоразвитие относится к болезням – дизонтогениям. Соответственно, оно может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте ( до трех лет)
Под умственным недоразвитием следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Наиболее частой экзогенной причиной постнатальной умственного недоразвития являются нейроинфекции, главным образом энцефалиты и менингоэнцефалиты, а та же параинфекционные инцефалиты. Реже причиной умственного недоразвития являются постнатальные интоксикации и черепно-мозговые травмы. Экзогенные формы составляют не менее половины всех дефектов развития познавательной сферы, возникших после рождения ребенка.
Современные
исследования в области этиологии умственного
недоразвития свидетельствуют о том, что
ведущая роль в происхождении умственной
отсталости принадлежит генетическим
факторам. Мутации могут быть хромосомными
и генными. Наиболее распространенной
и хорошо известной хромосомной формой
олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся
у 9-10% всех умственно недоразвитых
детей.
1.Психологические
особенности умственного
недоразвития дошкольников
По этиологии все случаи умственного недоразвития делят на экзогенные и генетические. При недоразвитии , например, те экзогенные факторы, которые не являются непосредственной причиной недоразвития мозга ребенка, могут способствовать выявлению генетических дефектов или утяжелить проявления наследственного заболевания. Дополнительные экзогении могут привнести к наследственной умственной отсталости.
Общим для всех форм патологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальный дефект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности.
Клиническая
картина дефектов развития познавательной
сферы складывается из особенностей
имеющихся у детей
Несложные формы умственного недоразвития характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как и у всех умственно недоразвитых , проявляется в первую очередь нарушениями мышления: туг подвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Уровень недоразвития речи у большинства детей с недоразвитостью умственной деятельности соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстройства, но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы.
Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с общим психическим недоразвитием.
Таким образом, при неосложненных формах умственного недоразвития педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.
Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.
По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственного недоразвития можно разделить на три группы:
Такое деление отражает главным образом , какой из дополнительных психопатологических синдромов занимает ведущее место в клинической картине болезни.
У детей первой группы страдает главным образом интеллектуальная деятельность.
Церебрастонический
синдром – синдром
Гипертензионный синдром – синдром повышенного внутричерепного давления – возникает в связи с ликвородинамическими расстройствами, развивающимися в следствие органического поражения ЦНС или врожденного дефекта ликворной системы мозга. Повышение внутричерепного давления сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребенка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребенка. У таких детей отмечают своеобразные нарушения внимания: слабость концентраци, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми. У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения, которые проявляются в виде гипердинамического и психопатического синдромов.
Гипердинамический
синдром характеризуется
Психопатный синдром наблюдается обычно у детей с умственной недоразвитостью, обусловленный черепно-мозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления.
У детей третьей группы, кроме умственного недоразвития наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушений эмоционального контакта с окружающими.
Кроме того, к осложненным формам относят также умственную отсталость с локальными церебральными расстройствами: локальным недоразвитием или расстройством речи, локальными пространственными или лобными нарушениями, локальными двигательными расстройствами (ДЦП).
Помимо осложненных форм, существуют также атипичные формы умственного недоразвития.
Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственного недоразвития делят на неосложненные, осложненные и атипичные
Перед учителем-дефектологом (воспитателем)стоят три основные задачи – дать детям знания, умения и навыки ,правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скорегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом –подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Умственно отсталые (слабоумные) или недоразвитые дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3% от общей детской популяции. Понятие умственно недоразвитый ребенок включает в себя достаточно разностороннюю массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего широко распространенный характер.