Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: использование лекции в процессе формирования профессиональных качества специалистов на уроках дисциплины «Экономика организации». Изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности
Задачи курсовой работы: 1) на основе изучения и анализа различных литературных источников выявить особенности преподавания экономических дисциплин 2) на основании современных требований необходимо обосновать использования лекции при изучении экономических дисциплин; 3) рассмотреть практическое применение лекции в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Лекция и ее особенности в процессе преподавания экономических дисциплин…………………………………………………………………………6
1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин ………...…...…...6
1.2. Сущность лекции, её функции……………………………………………..11
1.3. Методические основы чтения лекции………..……………………………14
2 Методическое обеспечение подготовки и чтения лекции ………………….19
2.1. Программная аннотация…………………...………………………………...19
2.2. Опорный конспект лекции………………………………………………..…20
2.3. Хрестоматия………………..…………….………………………………..…36
2.4. Контрольные вопросы…………………...........……………………………..37
2. 5. Задачи и упражнения……………………………………………………..…38
2.6. Проблемные вопросы…………………………………………..……………39
2.7. Основные понятия и категории………………….……………………….…40
2.8. Список рекомендуемой литературы……………………………………….41
Заключение………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

1 Лекция и ее особенности  в процессе преподавания экономических дисциплин…………………………………………………………………………6

1.1. Особенности преподавания экономических дисциплин ………...…...…...6

1.2. Сущность лекции, её функции……………………………………………..11

1.3. Методические основы чтения лекции………..……………………………14

2 Методическое  обеспечение подготовки и чтения  лекции ………………….19

2.1. Программная аннотация…………………...………………………………...19

2.2. Опорный конспект лекции………………………………………………..…20

2.3. Хрестоматия………………..…………….………………………………..…36

2.4. Контрольные вопросы…………………...........……………………………..37

2. 5. Задачи и упражнения……………………………………………………..…38

2.6. Проблемные вопросы…………………………………………..……………39

2.7. Основные понятия и категории………………….……………………….…40

2.8. Список рекомендуемой литературы……………………………………….41

Заключение………………………………………………………………………..42

Список  использованной литературы…………………………………………...44

 

 

 

 

Введение

 

 

Система высшего  образования развивается в настоящее  время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. Требования к качеству подготовки специалистов постоянно возрастают. Их эволюция нуждается в серьезном исследовании, так как во многом определяет пути развития системы образования. Характер эволюции требований к качеству профессионального образования определяется не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и усложнением социально-экономической ситуации в стране. Качество профессиональной подготовки становится жизненно важным для самого специалиста, так как во многом определяет степень его конкурентоспособности на рынке труда.

Всем известно, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Понятие методика переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.

Если образование  в области естественных наук менее  подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое  образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания лекции по экономическим дисциплинам.

Лекции являются одним из важнейших форм учебных  занятий и составляют основу теоретической  подготовки обучаемых. Главная цель лекции дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и технике, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах.

Курсовая работа: «Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин».

Объект курсовой работы: процесс преподавания дисциплины «Экономика организации».

Цель курсовой работы: использование лекции  в  процессе формирования профессиональных качества специалистов на уроках дисциплины «Экономика организации». Изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности

Задачи курсовой работы: 1)  на основе изучения и анализа  различных литературных источников выявить особенности преподавания экономических дисциплин  2) на основании современных  требований необходимо обосновать использования лекции  при изучении экономических дисциплин; 3)  рассмотреть практическое применение лекции в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации».

Курсовая работа имеет две основные части: впервой части раскрывается сущность лекции и методика ее подготовки при проведении занятия. Вторая часть посвящена разработке методике обеспечения подготовки и проведения лекции по теме «Финансовая система Республики Беларусь».

В конце  курсовой работы,  сделаны выводы о системе  экономического образования и методике преподавания. В работе, была использована в основном психолого-педагогическая и учебно-методическая  литература. Среди авторов, монографии и статьи которых были изучены в работе, следует назвать таких известных, как.  Андреев Е. Г., Архангельский С.И. Бордовская Н.В...и др.

Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. Высш. шк, 1974года издания писал о лекции: Лекция- традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная  цель- формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала.

Будучи главным  звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию лектора [ стр.10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛЕКЦИЯ  И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

 

 

    1. Особенности преподавания экономических дисциплин

 

 

Научиться мыслить  и усваивать знания - важнейшая задача вузовского учебного процесса. Сейчас все формы учебного процесса, все методики обучения совершенствуются с целью активизации самостоятельной работы студентов, ставят задачи научить их самостоятельности мышления. Экономическая реальность сложна и многообразна, в ней логические модели экономической теории не проявляются прямолинейно. От педагогов-преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций, чтобы на основе теоретических положений анализировать противоречивые процессы рыночных преобразований. С позиций современных задач учебного процесса разработан спецкурс «Методика преподавания экономических дисциплин». Спецкурс адресован студентам экономических специальностей. Главная его цель - научит студентов применять общие понятия и элементы управления педагогическим процессом к познанию экономической теории, с помощью методических приемов активизировать мыслительную деятельность студентов в основных формах учебного процесса (лекции, семинары, самостоятельная работа, контроль знаний), помочь студентам-практикантам подготовить методические разработки учебных занятий.

Всем известно, что эффективность образовательного процесса во много определяется методикой преподавания. Понятие "методика" переводится с древнегреческого как путь исследования, теория, учение. Отсюда методика, в самом общем смысле слова, - это способ обучения определенному учебному предмету. Роль и значение методики в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает.

Если образование  в области естественных наук менее  подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое  образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономических дисциплин.

Методика преподавания призвана обеспечить высокий теоретический  уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.

Методика как  учение о методах обучения и воспитания представляет собой часть общей  теории образования и обучения - дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержания, методов и форм обучения.

Уровень подготовки и эффективность обучения любой  дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена учитель-ученик. Экономика в этом плане не исключение. Ничем не заменить атмосферу творчества, возникающую при непосредственном общении преподавателя и студент.

В учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук:

-лекции,

-самостоятельная работа,

-семинарские  занятия,

-консультации,

-зачеты,

-экзамены.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности.

Лекция представляет собой систематическое устное изложение  учебного материала. С учетом целей  и места в учебном процессе различают лекции вводные, установочные, текущие, обзорные и заключительные. В зависимости от способа проведения выделяют лекции:

- информационные. Они проводятся с использованием  объяснительно иллюстративного  метода изложения; это традиционный  для высшей школы тип лекций;

- проблемные. В  них при изложении материала  используются проблемные вопросы,  задачи, ситуации. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.;

- визуальные. Они  предполагают визуальную подачу  материала техническими средствами обучения, аудио–видеотехники, мультимедийных технологий, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;

- бинарные (лекция-диалог). Они предусматривают изложение  материала в форме диалога  двух преподавателей (например, ученого  и практика, представителей двух  научных направлений и т. д.);

- лекции-провокации, т. е. занятия с запланированными заранее ошибками. Это делается с расчетом на то, чтобы стимулировать обучающихся к постоянному контролю предлагаемой им информации и поиску неточностей в ней. Диагностика знаний слушателями и разбор сделанных ошибок осуществляются в конце лекции;

-лекции-конференции.  Данный вид представляет собой  научно-практическое занятие с  заслушиванием докладов и выступлений  студентов по заранее поставленной  проблеме в рамках учебной  программы. Итоги подводит преподаватель,  он дополняет и уточняет информацию, формирует основные выводы;

- лекции-консультации. В них материал излагается  в виде вопросов и ответов  или вопросов, ответов и дискуссий.

 

Лекции могут  подразделяться и по другим основаниям. Например, по общим целям выделяют лекции учебные, агитационные, пропагандистские, развивающие, воспитывающие. По содержанию дифференцируют академические и научно-популярные лекции. По способу воздействия на слушателей различают лекции, действующие на уровне эмоций, пониманий, убеждений.

По источнику  передачи знаний различают следующие методы:

-устное изложение  материала – метод воздействия  преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);

-обсуждение  изучаемого материала – повторение  и изучение прошлого материала,  а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);

-наглядный метод–организация  занятия с использованием иллюстративного  материала (плакаты, картины, таблицы,  диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);

 По степени  участия субъектов образовательного  процесса в создании учебного  материала:

- академический  – знания, навыки передаются от  преподавателя к обучаемым в  готовом виде;

- активный –  добывание знаний посредством  самостоятельной работы обучаемого;

- интерактивный  – получение нового учебного  знания происходит посредством  совместной работы участников  познавательного процесса.

По способу  передачи информации различают:

- прямое обучение  – преподаватель в доступной  форме последовательно излагает  основные понятия, законы и принципы предмета;

- исследование  – вовлечение обучающихся в  проблемную ситуацию и самостоятельный  поиск ответов;

- моделирование  – участие в схематическом  представлении реальных жизненных  ситуаций;

В этой связи  по-прежнему актуальной остается такая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний как урок-лекция.

Многие отечественные  знаменитые ученые были замечательными лекторами. Тимирязев говорил по этому поводу, что «лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами».

Информация о работе Учебная лекция и методика ее чтения в процессе преподавания экономических дисциплин