Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Педагогика".
10. педагогическиая система Коменского. Знач.идей для современ. Школы и педагогики.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670) – рордился в Моравии в чешских братиях (протест.община) Члены жили как одна больш.семья. Братские школы, где появ.элементы коллект.обучения; община помогла ему с деньгами и отправила в универститет. Путешеств.по Европе, вернулся в общину и работ.там свящ.и учителем. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ: выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на родном языке. Идеи гуманизма: человек прекрасное и соверш.сущ-во, до всего может дойти сам. Идеи сенсуализма: восприятие-> переработка -> практика. Идея переплетения религиозных и материалистич.воззрений. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание) 2) упревление собой (нравственное воспитание) 3) стремление к богу (религиозное). ПЕДАГОГ.СИСТЕМА: основоположник идеи природосообразности. Впервые принцип появ.в Др.Греции и выдвинут Демокритом. Счит.принцип природосообр.: подчинение законам природы, т.к. чел.есть часть природы. Всю организ.школы нужно заимствовать из природы. 1) от рождения до 6 лет – детство (весна) – материнская школа (лоно матери) – развитие органов чувств(слух, моторика), физич.воспит.; запас представл.об окруж.мире, приучение к хозяйству, религ.воспит-ю. 2) от 6 до 12 лет – отрочество (лето) – школа родного языка – чтение и письмо, елемантарные знания, в центре – изуч.родного языка. 3) от 12 до 18 – юность (осень) – средняя латинск.школа, гимназия – эстетика, история, богословия – «7 искуств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометр., астроном., музыка) 4) от 18 до 24 – возмужание (зима) – универ, академия – профессия. Достоинство: переемственность ступеней; усложнение содежания Недостатки: искусственная привязка к временам года. КЛАССНО-УРОЧНА СИС-А ОБРАЗ.: сторонник школьного образвания 1) образ.необход.начин.с утра (для млад.продолж – не больше 4 часов, для старш.: 6-8 ч.) 2) поступл. Вместе, совместный переход и оконч.образования (неизменный набор учеников). 3) основн.дидакт.един.- урок. (работа над одним предметом по плану) 4) введение комбинат.урока для мл.кл.- развит.активности. 5) дисципоина 6) своя классная комната у каждого класса 7) экзамен с приглашением ревизора. (дост: массовость; недост: нет индивид.подхода) ТРЕБОВ.К ОРГАНИЗ. ПЕД.ПРОЦЕССА: 1) успешность обучения (от прост.к сложн) 2) легкость обуч. (начин.как можно раньше, связь с жизнью) 3) основательность образ-я (вся знания связ.с новыми) 4) быстрота обр. (кратнко, основат., ясно, с классом работ.1 учит). ДАДАКТИКА КОМЕНСКОГО: 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) принцип сознательности 3) принц.систематичности 4) п.доступности 5) п.последовательности 6) п.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств.воспит.: христ.-этич.позиция. 4ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Достиж.их при помощи примера учителя, родителя. Твёрдая дисциплина – залог хорош.организации. Телесн.наказ.- в редких случаях. КАЧ-ВА УЧИТ.: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам. Идеи К. стали использ.только в 19 в. Работы: Великая дидактика; Мир чувствен.вещей в картинках; Материнская школа.
11. пед.теория Дж. Локка
ДЖОН ЛОКК (1632-1704) – известный англ.философ и педагог. Он жил в эпоху англ.революции. Он родился в семье адвоката – участника револ. Получил схоластич.образова-е, потом учился в Оксфорде. Стал воспитателем. Труд – «Мысли о воспитании». Выступ.против концепции врожд. идей (так утв.схоласты). Утв., что знания, идеи и принципы чел. приобрет. Благодаря взаимодействию со средой. Источником познания являются ощущения – сенсуализм – впечатл., полученные благодара органам чувств. Знания, получ.чел-ом не явл.простым отраж.окруж.мира. Знания выраст.из осмысления опыта, опыт явл.источником познания. Отриц.врожд.идеи Локк отвод.решающ.роль воспитанию. Ребенок – как чистый лист бумаги, на котором можно написать свё, что угодно. Номрмы морали приобретаются челочвеком в процессе жизни, т.о. нет врожденной порочности чел-ка. Нравств.принципы возник. В результате опыта и воспитания. Основным критерием норм морали явл. полезность. Главноым критерием нравств.явл. добродетель. Отрицая врожд.идей, Л. Признавал некоторое влияние врожд.способностей. Среда так же влияет на развтие чел-ка, она должна быть неизменна, выход из одной среды в другую нежелателен. Воспитание способно преодолеть влияние наслед.и среды. Воспит.способно сформир.особ.породу людей- джентельменов. Основн.цель воспит. – счастье чел-ка, основ.на добродетели. Воспит.добродетели – двает возможн.достичь личного счастьяи не препятств.в его достижении другим. В душе ребенка следует закреп.понятие о боге, делающ.добро всем, кто его любит. Препятствием для этого могут быть: телесное чувство неприятного, ложные суждения. Необходимо достичь крепкого физ.здлровья. Оно обеспеч.здоровье для достиж.благополучия. «В здоровом теле здоровый дух». Забот.о здоровье надо с раннего детства: закаляться; пища д.б. самой простой, избегать пряностей; постель д.б. жесткой. Физ.здоровье поддерж.упр. и соблюдением режима дня. Хорошо поставлено физ.воспит. способствует выработке мужества и настойчивости. Задачи воспит: выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. В воспит.хар-ра важны упражнения, опыт, пример воспит.и родител. Джентельмен должен иметь твёрдую волю и сильных хар-р, они должны быть подчинены разуму. Цель воспит: знания, кот.помогут успешно вести свои дела, устр.личное счастье. Дисципл: чтение, письмо, англ.и фр.; геораф, матем, астроном., этика, история, закон. Словесное обучение следует предпочесть обучению с опорой на чувственный опыт. При обычении следует: 1) не навязывать предмет ученику как нечто обязательное, не превращать его в бремя. 2) нужно учить детей господствовать над собою, т.е. что бы они могли в случае необходимости переключаться с обоного занятия на другое. Важная сторона воспитания – овладение ремеслами и трудовая закалка. Отдых закл.не в бездействии, а в смене занятий. Новое, что внёс: опыт как основа воспит., практициз и рационализм.
13. педагог.терия Ж-Ж. Руссо.
ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778) – родился в Швейцарии, а семье фр., был выходцем из низов, жил почти сиротой (рано умерла мать). Много путешествовал пешком, т.о. познал жизнь не из книг.это стало источником его идей. Встретился с настоят.монастыря, которая восполнила его образование. Роман-трактат «Эмиль или о воспитании» является основным пед.сочинением, в нём разумное воспитание понимается Р.как способ общественного переустройства. Чел. от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания – сохранить и разить прир.задатки. Идеал – неиспорч.общ-ом и воспитанием чел-к в его естественном состоянии. Естественное воспит.осущ. прежде всего природой, она – лучший учитель. Всё окружающее ребенка явл.его учебником, уроки даёт природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает себе науку. Свобода есть условие естеств.воспит., ребенок делает то, что ему хочется, а не то, что ему приписывают (воспит.считает себя господином, но на деле – воспитатель – господин. Эмиль не чувств.гнёта воспитателя, при этом делает то, что хочет воспитатель). Воспитатель незаметно от ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться. Ребенку ничего не навязватеся – ни наука, ни правила поведения, но он, жвиж.интересом, приобрет.опыт, из которого формул.выводы (Эмиль учиться читать только когда ему необходимо: он получает записки с приглашением на обед и ему их читают, но однажды не находится тот, кто может порчитать и Э.пропускает встречу, и поэтому желает сам научиться). Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать зания, а не получать их готовыми – задача учения. Воспитание должно быть деликатным, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие его естеств.задатков и возможностей. Основное воспит.зависит от окруж.людей – родит., воспит., учителей. Воспит.даётся или природ., или чел-м, но результат достиг.тогда, когда они не противоречят друг другу. Воспитание детей начинается с их рождения. Выдел.неск.периодов: 1) младенчество – от рожд.до 2 лет (физ.развитие, ребенок нужд.в движении. Необходимо укрепл.физ.сили и закаливать, не нужно торопить учить говорить). 2) детство – от 2 до 12 (накопление чувственного опыта, развитие тела). 3) отрочество – от 12 до 15 (переход от ощущениям к знаниям, особ – открыв.науку сам). 4) юношество – от 15 до вступления в брак (воспитание средца – любовь к себе и окружающим). В каждом периоде задатки проявляются по разному, а потребности меняются. Женское вопитание: воспит.невесты Эмиля – Софии должно быть противоположным. Женщина должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутств.самостоят.суждений, подчинение чужой воле. Никаких серьёзных умственных занятий для девушки не нужно. Они должны быть созданы для повиновения и нравиться мужчине. Она имеет добрые задатки с рождения, чувств.сердце, неглубокий, но проницательный ум. Она религиозна. Обладает всеми качествами, кот.может понравиться Эмилю.
9. возрождение
и развитие образования в моско
В этот период на Руси господствовало монголо-татарсоке иго (1237-1480). Произош.упадок культуры и образования. Основной институт обр-я- семья. Татары не посягали на веру – большинство монастырей были сохранены, в них сохр.элементы культуры. Образ.в Новгороде активно развивалось, появ.элементы светск.обр-я: демократ., без вмешательства церкви. Появились училища, еретич.секты. После Ига началось возрождение – возобн.тогровли, ремесел, появ.образов.люди. Появ.книги для чтения – печ.и рукописные. Появ. мастера грамоты -свящ., кот. за плату давали элементарные знания, основы делопризводства. Стали использ.упрощённый алфавит – образование пошло в массы. Этот алф.сохран. до 18 века. Со второй половины 14 века появилось черное монашество. Цель воспитания: личное нравственное, самостоятельность каждого послугника. Методы: саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. В монашестве воспит.носило комплексний характер - трудовое, умственное, культурное, духовное, нравственное. Школы развивались в рамках церкви. К 16 в. Не было ни одной школы, дававшей высшее образование. Появились пед.сборники, например «Пчела», в кот. были статьи о воспитании детей. «Домострой» - древне-рус.свд правил поведения в жизни, в обществе, в быту. 1часть – духовное стронеие (почит.веры), 2 часть – мирское строение (семейное воспитание, роли м.(глава)и ж.(помошник)). 3 часть – домовой строй (ведение хозяйства). На Украине и в Беларуси появ.братские школы. Они отвечали интересам православной церкви. В них была классно-урочная система обучения (коллектив); Светское образование; чаще всего бесплатное; хорошая организ.обеспеч.учителями. Школы и родители заключали договор (сроки и содерж.обр-я, варианты помощи школе). Элемент самоуправления – ректор и учителя. Образование сословное. Содержание – греч.и латынь, славянкий + 7 свобод искусств (). 1632 – на основе одной из братских школ Пётр Могила открыл первое высшее учебное заведение- Киево-Могилевская академия. Курс обучения – 12 лет, Модел обучения – диспут. 60е годы 17 века – школа в Спасо-Преображ.монастыре, открыт. Симеоном Полоцким. 1681 – школа при печатном дворе: подготовка духовных лиц – дипломатов, учителей, обучение греч. и латыни + 7 искусств. 1687 – братьсями Лихудами открыта Славяно-Греко-Латинская академия. Изучали семь искусств, богословие, элемент. медико-хурургич.дела. Начало – подготовительный курс (рус.шк), затем школа греч.книжного писания. Учеников набирали сами братья. Срок обучения на каждом курсе был разным в зависимости от успеваемости. Основной метод – диспут. 2 раза в году – два публичных диспута (замена экзаменам). Был свой театр. Учились только мужчины. Известн.выпускник – Ломоносов. Стерты границы меджу средним и высшим образованием. Епифаний Слованецкий «Гражданство обычаев детских»: ответственность за результаты обучения возлагаются на учителей (написано в виде вопросов-ответов). После церковного раскола в 17 в. появилось 3 тчз на образование: 1) Аваакум (рус.чел-ку необходимо вернуться к старым традициям, религиозность, изучение богословных наук). 2) Симеон Полоцкий (России необходимо смотреть на запад и учиться естественным наукам) 3) византийское образование ( оставить как всё было). Крестьяне были самым малообразованным сословием.
12. образование в России в первой половине 18 в. Реформы Петра Великого.
18 век занимает особое
положение в истории рус.образ.