Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

1. Предмет,  объект и задачи педагогики. Её  связь с другими науками.

Пед. наука – область исследований человеческих знаний, предметом которых являются закономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед. проц. (образования) как фактора и средства развития чел. на протяжении всей его жизни).

Предмет – образование как реальный целостный пед. процесс, целенаправленно организуемый в спец. соц. институтах.

Теоретические задачи:

• выявление закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами (методическая)

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;

• прогнозирование образования  на ближайшее и отдаленное будущее (прогностическая).

С философией: методологическая ф-ия философии (разрабатывает сист. общ. принципов и способов научного познания); явл. теоретич. платформой осмысления пед. опыта и создания пед. концепций.

С психологией: важнейший источник науч. обоснования образовательного процесса.

С биологией: проблема соотношения природных и соц. факторов развития чел., кот. явл. центральной и для педагогики.

С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования, выявление осн. тенденций развития слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности); политологией (образовательная политика явл. отражением гос. идеологии).

 

 

 

2. Цель и осн. виды пед.деят-ти. Стр-ра пед.деят-ти.

ПД - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

Предметом ПД является

ВИДЫ: преподавания и  воспитание.

Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

 А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Стр-ра деят-ти педагога:

    1. Мотивация.
    2. Педагогические цели и задачи.
    3. Предмет ПД (организация учебной деят-ти обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.)
    4. Педагогические ср-ва и способы решения поставленных задач (ср-ва:            - научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

- "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

- вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами : объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); тренинги и др.)

Продукт и результат  педагогической деятельности (Продукт ПД - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Результат ПД - развитие обучающегося: его личностное совершенствование;интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие проф.культуры  педагога. Компоненты проф.культуры.

Культура – это целое, органичное сочетание множества сторон человеческой деятельности, отсюда можно условно поделить культуру на общественную и индивидуальную.

Основой становления  культуры педагога выступает его  общая культура.

Культура педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре мышления, труда, общения, и т. д. Она же является основой профессиональной педагогической культуры.

Компоненты:

- Аксиологический компонент. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.

- Технологический  компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы их решения.

- Личностно-творческий компонент, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности.

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность процесса об-я, ф-ции об-я. Стр-ра деят-ти уч-ля.

Процесс об-я–это целенаправ-ленное взаимод-е преподавателя и уч-ся, часть целостного пед.процесса, в рез. кот. у обуч-ся форм-ся опр. ЗУН, опыт деят-ти и поведения, личностные кач-ва.    Целенаправленное последователь-но изменяющееся взаимодействие уч-ля и уч-ка в ходе кот. решаются задачи обр-ия, рзв-я и вос-я.

Процесс об-я строится с учетом возрастных ос-тей уч-ся.

Движущей силой об-я  явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У  средств обуч-я осущ. рзв-е у. Об-е  всегда происходит в общении.

Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка)

Деят-ть препод-я – дея-сть по орг-ции учения, в рез-те кот. школьники усваивают содержание обр-ия, деят-ость контроля за ходом и итогами орг-ции об-ия.

Учение – орг-ция условий самим человеком: для усвоения мат-ла.

Составные компоненты процесса об-я:

Целевой (цели и задачи)

Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)

Ф-ии обучения.

1.   Образовательная – связана с усвоением ЗУН (связана с расширением объема)

З – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в стр-ру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.

2. Воспитательная – ф-е ценностного отношения к материальному (с форм-ем отношений – мировоззрение)

Восп. ф-ия вытекает из самого сод-я, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при орг-ции уч. проц., отбор сод-я, форм и методов исходить из правильно понятых задач восп-я.

3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. (со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы).

Развив. ф-ия осущ. более  эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне рзв-е личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закономерности об-я и их х-ка

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные).

Частные (конкретные) закономерности охватывают своим действием отдельные компоненты (аспекты) системы (дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.)

Общие закономерности охватывают своим действием всю систему.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются:

– выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения;

– определенным выделением сущностей и фиксаций, общих связей между ними;

– лаконичностью и точностью формулировок.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит  от: уровня и темпов развития общества; потребностей и возможностей общества; уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: общественных потребностей и целей обучения; темпов социального и научно-технического прогресса; возрастных возможней школьников; уровня развития теории и практики обучения; материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого  нового этапа обучения зависит от: продуктивности предыдущего этапа  и достигнутых на нем результатов; характера и объема изучаемого материала; организационно-педагогического воздействия обучающих; обучаемости учащихся; времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических  методов зависит от: знаний и навыков в применении методов; цели обучения; содержания обучения; возраста учащихся; учебных возможностей (обучаемости) учащихся; материально-технического обеспечения; организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: интенсивности обратных связей в системе обучения; обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних стимулов.

 

 

 

 

 

  1. Принципы об-я и их х-ка

Пр-пы об-я – это осн. положения, определяющие сод-е, орг. формы и методы уч. процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

1. Пр-п развивающего и воспитывающего об-я предполагает, что об-е направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

2. Пр-п научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала.

3. Пр-п систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Требование систематичности  и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

4. Пр-п связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

5. Пр-п доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

6. Пр-п наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. 7. Пр-п сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

8. Пр-п прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.

 

 

 

 

  1. Понятие содержания образования, его исторический х-р

Содержание  образования – система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.

Раньше существовал  знаниево-ориентированный подход к  определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. Отрицательная сторона в этом подходе – знания выступают абсолютной ценностью и закрывают собой самого человека (орие6нтируется содержание на среднего ученика).

В последнее время  утвердился личностно-ориентированный  подход к сущности содержания образования. Абсолютной ценностью являются не знания, а сам человек.

Такой подход обеспечивает:

1) свободу выбора содержания  образования с целью удовлетворения  образовательных и жизненных  потребностей личности;

2) гуманное отношение  к развивающейся личности, становление  ее индивидуальности и самореализации.  

 

Смена подходов к сущности содержания образования показывает, что содержание образования имеет исторический характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"