Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".
1.Становление и развитие дошкольной педагогики как науки. Педагогика как самост-ная отрасль теоретич-го знания стала оформляться в XVII в. К этому времени ощутилась острая потребность в науке, призванной улучшить существовавшую педагог-ую практику, расширить границы и возможности воспитания и образования. Возникн-ие дошк-ой пед-ки связано с именем чешского педагога и философа 17в. Я.А.Коменского. Фундаментальной идеей педагогики Я.А.Коменского является пансофнзм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания ч\з школу на родном языке до всех людей, независимо от обществ-ой, расовой, религиоз-й принадлежности. Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый реб-ок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обязательность реального, общественно полезного обучения. Опираясь на то, что было добыто предшествующими поколениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, имеющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значение. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребёнка и подготовку к школе. С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения. Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники Белинский, Герцен, Чернышевский, Толстой. Мировую славу русской педагогики принёс К.Д.Ушинский. Ушинский считал, что «педагогика – это искусство». Он создал психолого-педагогическую концепцию развития личности и на её основе теорию воспитания и обучения. Видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир», «Родное слово» не утратили значение в настоящее время. XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика. XX в. с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе. Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал также важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970). Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. |
2. Предмет, задачи и функции дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитания, развития, обучения и образования ребенка от рождения до поступления в школу. Предметом являются вопросы воспитания и развития детей дошк. возраста. Задачи:временного и постоянного характера Постоянные задачи 1.Разработка теоретических основ воспитания, обучения и образования 2.Изучение, обобщение практики опыта педагогической деятельности 3.внедрение результатов исследования в практику 4. прогнозирование образования Временные задачи 1.разработка образовательных технологий, тестов, диагностических программ 2. создание новых пособий 3. внесение изменений в предметно-игровую среду 4. разработка новых концепций 5. изучение эффективности
служб дополнительного Функции: 1.Описательно – прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса. 2.Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ. 3.Творчески – преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно – конструктивных технологий. |
3.Отрасли современной педагогики, связь дошкольной педагогики с другими науками Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Она связана с философией ( в частности с такими её отраслями как этика, эстетика – способствующими решению проблем нравственного и эстетического воспитания), анатомией и физиологией, психологией(изучает закономерности развития психики человека), социологией, медициной, педиатрией. В 60-70-е гг. 20в педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др. Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним. Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании: общая педагогика (изучает закономерности воспитания и развития человека), возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально – технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, коррекционная педагогика (разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих нарушения и отклонения в развитии), история педагогики, частные методики. |
4. Методы педагогического Методы пед. исследования – это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведётся самостоятельное научное исследование. Методы делятся на теоретические и практические (эмпирические) 1.Теоретические: изучение и анализ литературы - анализ – мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств. - синтез – мысленное соединение признаков, свойств явлений в смысловое целое. - сравнение – установление сходств и различий между рассматриваемыми явлениями. - обобщение – выделение в процессах и явлениях общих черт, т.е обобщение исследуемого. - моделирование – исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. 2.Эмперические: - наблюдение – целенаправленное систематическое изучение определенных пед. явлений. Существуют виды наблюдений: по временной организации – непрерывное и дискретное; по объему – широкое и узкоспециальное; по типу связи – открытое и скрытое; сплошное и выборочное. - тестирование- диагностика личностных качеств с помощью тестов. - анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым); - беседа- эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. - Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (пед. документация, рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники); Эксперимент - различают следующие виды эксперимента: -констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время. -формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной педагогической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. - контрольный Различают лабораторный
и естественный эксперимент. Лабораторный
эксперимент проводится в |
5. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности. Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Задачи умственного воспитания: - сенсорное воспитание (развитие); - развитие мыслительной - становление речи. Задачи физического воспитания: оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств. образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. Задачи социально-нравственного воспитания: В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Задачи эстетического воспитания: Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Задачи трудового воспитания: Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы: 1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков. 2-я группа – на развитие определенных качеств. |
6.Роль биологических и Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы - биологические и социальные факторы развития. Рассмотрим каждый фактор в отдельности: 1.Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос и др. Однако следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития. 2.Среда. Рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации. В узком смысле - это непосредственное предметное окружение. Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит стихийный характер, что приводит ко многим трудностям на пути становления личности. 3.Воспитание. всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер. оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов. |
7. Единство и взаимодействие Понятие «воспитание» рассматривается в двух аспектах: социальном и педагогическом. Соц-ый смысл воспитания понимается как соц-ое явление, функция общества, гл-ый смысл которой – подготовка подрастающего поколения к жизни. Восп-ие в пед-ом смысле предполагает организованный и управляемый процесс, способствующий развитию личности р-ка в целом. Воспитание- историческое явление. Оно возникло с момента ста новления человеческого общества в связи с потребностью передавать опыт одного поколения другому. Воспитание р-ка протекает в деят-ти. Развивая собственную активность реб-ка, восп-ль в обучении и воспитании ориентируется на зону ближайшего развития дошк-ка. Осн-ые закономерности развития р-ка: неравномерность, гетерохронность, сензитивность, кумулятивность, дифференциация и интеграция. Наследственность, среда, активность как факторы развития реб-ка. Воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта и в зависимости от этого строят своё поведение. Восп-ые воздействия могут носить и внутренний хар-р, когда чел-к предъявляет к себе требования, пытается воздействовать на себя с помощью определённых действий с целью форм-ия определённых качеств. Работа над собой называется самовоспитанием. Для детей дошк-ого возраста характерны элементы самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения взрослых и сверстников. Восп-ие и самовоспитание тесно взаимосвязаны, поэтому задача педагога придать самовоспитанию детей целенаправленный и систематический хар-р, способствовать последовательному развитию личности. Изучение личности дошк-ка осуществляется прежде всего посредством наблюдения за его поведением с позиций личностно-ориентированной педагогики. Это взгляд общества на ребёнка, на то, как взрослый воспринимает мир детей. Личностно-ориентированная педагогика исходит из запросов, желаний, интересов, возможностей каждого ребёнка. Чувствительность же ребёнка к воспитательным воздействиям определяется пластичностью нервной системы, изменчивостью свойств личности, способностью осознанно воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать опыт других людей, т.е. способствовать к развитию. |
8. Идеальные и реальные цели воспитания. Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности. Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить. Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» - является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания. Научное обоснование идеальной цели воспитания было дано К.Марксом в его манифесте коммунистической партии. Эта цель явилась целью воспитания на протяжении всех лет советского союза. История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности на могут быть развиты. Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности. Раз существует идеальная цель воспитания, значит есть и реальная цель. Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. В отличие от идеальной цели: - она не является раз и навсегда заданной - она носит исторический характер - она зависит от политики и идеологии государства. Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. |
9. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности. Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. Сформулированная государством цель воспитания носит объективный характер, т.к она отражает принятые в обществе ценности и направлена на формирование личности исходя из потребности государства. При ее определении учитываются особенности культуры быта национальные традиции и даже географические условия. Субъективный характер цели воспитания – цель, которую определила для себя каждая семья. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели хороши тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели. Государственные образовательные учреждения не обладают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальнейшем попадут в «тупиковую» ситуацию. |
10.Концепция воспитания Каждая цель подкрепляется концепцией, а каждая концепция может подкрепляться одной или несколькими программами реализации. В 20-е годы получила признание концепция Крупской, основными направлениями реализации цели являются идейная направленность и коллективизм. В данной концепции осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Эта концепция подкреплялась методическими письмами. В 30-е годы в концепцию были внесены некоторые изменения. Основными направлениями остаются те же и добавляется воспитание трудолюбия. В концепции ослабевает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Концепция подкрепляется первым проектом – программой (1932г), программой и внутренним распорядком (1934г), руководством для воспитателей. В 40-е годы в концепции осуществляется резкий переход от индивидуального к коллективному воспитанию. Особое внимание стало уделяться патриотическому интернациональному воспитанию. Данная концепция подкреплялась руководством для воспитателей. В 50-е годы изменения в концепции были внесены в связи в введением обязательного систематического обучения в д/с и признание основной формы обучения – занятие. В 60-е годы изменения в концепции в связи с объединением яслей и д/с (1959г). В 80-е годы начинается разработка новой концепции, в основу которой положена личностно – ориентированная модель. 1989г эта концепция утверждена в России, а в 1990г на ее основе разработана в БССР своя концепция. Осн. принципы данной концепции: принцип гуманизации и демократизации. Сущность которых заключалась в: ориентация на личность ребенка; охрана жизни и укрепление здоровья; сокращение наполняемости групп (3-4 года – 8-10 детей; 4-5 – 10-12 детей; 5-6 – 12-14 детей). В результате этих подходов была создана и востребована психологическая служба в ДУ. В 2000г была разработана концепция дошкольного образования в РБ. Концепция предлагает теоретические основы дошкольного образования, определяет его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности используемых в дошкольном образовании технологий воспитания и обучения. Дошкольное образование является составной частью системы образования Республики Беларусь и должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями государства и общества. |
11. Социально-педагогические Общественное дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в. Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля. На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др. После равалюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном. В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П. Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская. В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр. В 1953г вводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие. В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на: - проведение различного рода психо – педагогических исследований; - разработку программ и методик дошк. воспитания; - изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта; - исследования вопросов,
связанных с подготовкой |
12. Взаимосвязь теории и практики
как условие развития системы
общественного дошкольного 1840г в истории педагогики ознаменован тем, что Ф.Фребель немецкий педагог дал своему дошкольному заведению название детский сад. Назначение этого учреждения: обучить матерей с помощью практического руководства и показа приёмов правильному воспитанию детей. Идеи Ф.Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. В 60-егг.19в. стали открываться первые платные частные детские сады, выходить спец-ый журнал «Детский сад», начинают разрабатываться теории и подходы к восп-ию детей дошк-го возраста. Е.И. Тихеевой создаётся оригинальная теория дошк-го воспитания. Осн-ые идеи этой теории: преемственность восп-ия в д/с, семье, школе; особое место отводится методике разв. речи детей. Разрабатываются первые проекты программ в ДОУ. Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и развития ребёнка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу. 1-я теория рассматривает разв-ие реб-ка как независимый от обуч-ия и восп-ия процесс. Главным является спонтанное развитие реб-ка, независимое от взрослого и его роли (З.Фрейд, Ж.Пиаже). 2-я теория строится
на взаимосвязи развития и
обучения. Развитие определяется
отдельными внутренними Согласно третьей теории, развитие реб-ка опосредовано его обучением и воспитанием (Л.С.Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает вперёд, опережая развитие ребёнка. Т.О. в процессе обучения происходит развитие. Идея развивающего обучения реализуется в новых программах – «Истоки», «Детство», «Разитие». Источником развития должны стать специфические детские виды деят-ти, так как в них формируются базовые личностные кач-ва реб-ка: творческая активность, инициативность, компетентность, общительность, и др. В пед-их теориях классификация восп-ия даётся по содержанию и включает: умств-ое, нравств-ое, эстетич-ое, труд-ое восп-ие. Пед-ие теории соотносятся с теориями развития личности. (Когнитивные теории Ж.Пиаже (разв-ие ума, интеллекта), психоаналитическая теория З.Фрейда и др. (форм-ие полоролевого поведения), гуманистическая теория роджерс, Маслоу (предполагает личностный рост, саморазвитие), теория деятельностного подхода Л.С.Выготский, Эльконин, Леонтьев (развитие личности)). Соврем-ые пед-ие теории реализуют принцип интеграции, который находится на стадии научного осмысленияи эксперементирования. Дошк-ая пед-ая наука находится в постоянном развитии и обогащении, она модернизируется с учётом накопленного позитивного опыта работы педагогов ДОУ. |
13. Система дошкольного Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет. Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования. Система дошкольного образования включает в себя: - участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования; - образовательную программу дошкольного образования; - учреждения дошкольного образования (По видам: государственные и частные; По типам: ясли-сад, детский сад, учебно-педагогические комплексы, дошкольные центры развития. По профилю: общего назначения, по уходу и досмотру, оздоровительной направленности, с углубленной направленностью.) - республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования. В РБ образование делится: 1.Основное образование включает в себя след. ступени: дошкольное образование; общее среднее; среднее специальное; профессионально – техническое; высшее; послевузовское. 2. Дополнительное образование включает в себя учреждения внешкольного воспитания: кружки, секции, студии и др., а также институты повышения квалификации, центры подготовки и переподготовки кадров.
|
14. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения. Профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций: 1.Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка. 2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей. 3.Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми. 4.Участие в пед. просвещении родителей. 5. Функция осуществления преемственности в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка. 6. Функция самообразования. 7.Участие в опытной и исследовательской деятельности. Другая классификация функций: - развивающая ф-я связана с собственными дидактическими знаниями; - познавательная (гностическая) ф-я включает умение работать с литературой, изучать опыт коллег; - исследовательская ф-я заключается в умении видеть проблемы и решать их; - информационная ф-я – умение пользоваться речевой выразительностью, умение активизировать детей в процессе усвоения материала; - побудительная ф-я – умение возбуждать интерес, удерживать внимание детей, передавать им знания; - конструктивно-организаторская - направлена на организацию процесса планирования реж моментов, игровой и развивающей среды; - диагностическая ф-я - координирующая ф-я –
направлена на согласование - коммуникативная ф-я связана с проявлением умения общаться. Педагог ДУ должен обладать след. профессиональными и личностными качествами: 1.Пед. такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении вести себя подобающим образом. 2.Пед. зоркость – проявляется в умении фиксировать существенное в развитии ребенка, а также предвидеть перспективу и динамику развития как каждого ребенка, как и всего коллектива. Пед. зоркость проявляется в умении видеть, слышать, чувствовать и понимать психическое состояние каждого ребенка. 3.Пед. оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого реб-ка, результативность образовательной работы. 4. Культура профессионального общения – умение устанавливать положительные взаимоотношения в системе «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «педагог - педагог». 5. Пед. рефлексия – самоанализ своей профессиональной деятельности в соответствии с обозначенной целью. |
15.История создания «Программы воспитания и обучения в детском саду». «Программа воспитания и обучения в детском саду» - документ, утвержденный Министерством образования, в котором сформулированы задачи воспитания и обучения детей дошк. возраста, раскрывается содержание воспитательной и образовательной работы с детьми, отмечаются особенности организации жизни и деятельности детей. В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага в д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра. На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15. При поступлении в ДУ дети должны пройти мед. осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм. движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Первый проект программы издан в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2 – организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре. В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра. В 1938г выходит руководство для воспитателей д/с, которое состоит из введения и 7-ми разделов (физ. воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка, муз. воспитание, ознакомление с природой). В программе мало внимания уделяется физ. воспитанию. В 1945г это руководство дополняется вопросами физ. восп. В 1953г снова дополняется в связи с обязательным систематическим обучением в д/с. В 1962г выходит единая программа воспитания в д/с, она явилась 1- программным документом, в котором содержание работы воспитателя с детьми было отдаленно от методических рекомендаций и было рассчитано на воспитание детей всего дошкольного детства.1969г – дополняется, в связи с изменением программы «Обучение начальной школы». 1984г выходит типовая программа воспитания в д/с под ред. Курбатовой и Поддьякого. В 90-е годы в связи с распадом СССР возникла необходимость разработки национальной программы. В 1995г. создан творческий коллектив по разработке данной программы, под руководством Панько и Васильевой. В 1996г программа «Пралеска» признана обязательным документом для работы всех ДУ в РБ. |
16.Характеристика Программа "Пралеска"- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей. Основные задачи воспитания и обучения: 1.Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; 2.Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника; 3.Обеспечение полноценного, своевременного и разностороннего психического развития ребенка; 4.Воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности; 5. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры. Основные принципы образовательной работы: 1.Принцип гуманизации; 2.Принцип гармонии трех начал; 3.Принцип природосообразности и индивидуализации воспитательно -образовательного процесса; 4.Принцип оздоровительной направленности воспитания; 5.Принцип взаимосвязи
национального и 6.Принцип развития психики в деятельности и общении; 7.Принцип взаимодействия воспитания в семье и ДУ; Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ориентирам в работе ДУ; 2-й блок – включает в себя характеристики психического и физического развития детей 4-х групп, основные задачи и краткую характеристику содержания и образования детей в группах, структурированные по направлениям: «Я и мир вокруг меня», «Развиваемся в деятельности»; Программу завершает приложение «Психологическая служба в ДУ» Методическим обеспечением программы является учебно–методический комплекс. |
17. Современные образовательные Современные образовательные программы делятся: 1.Комплексные – раскрываются
все стороны воспитания и - «Пралеска» - «Радуга» - «Развитие» - «Детство» - «Истоки» и др. 2.Порциальные (специализированные)
– представлено одним или - По экологическому воспитанию: «Юный Эколог» (Николаева); «Наш дом - природа»; - По физическому: «Физкульт - Ура!»; - по художественно – эстетическому воспитанию: «Художественное воспитание в д/с» (Брацкая, Кабринкова); - по музыкальному воспитанию: «Гармония» (Тарасова, Нестеренко). Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников Программа воспитания и обучения (утверждя МОРБ, разработанная БНИИО) "ГИБКИЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОМ САДУ". Программа предназначена для ДУ и групп с гибким режимом дня, а также родителей, чьи дети посещают эти группы. В программе содержание воспитания и обучения рассчитано на детей от 2 до 6 лет, строится на основе типовой программы воспитания и обучения в детском саду, утвержденной МО РБ Мн., 1992. Каждый раздел программы начинается с общих задач, которые необходимо решать. С учетом сокращенного времяпребывания детей в группе детского сада отобраны приблизительный объем воспитательно-образовательной работы, который может быть реализован воспитателем. В связи с тем, что родители должны принимать активное участие в воспитании детей, содержание каждого раздела программы представлено не в традиционной академической, а в популярно-занимательной форме, которая более понятна людям без специального образования. ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ДЕТСКОГО САДА (МО РБ, Бел. НИИ обр) предназначена воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Построена программа в соответствии с 4 ведущими направлениями развития детей, психофизического, познавательного, эмоционально-нравственного, языкового. ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (для родителей) (МО РБ, Бел. НИИ обр). Цель – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его развития и воспитания; Выделены важные направления в развитии и воспитании детей на каждом возрастном этапе. ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (авторы В. Н.Шебеко, Л. В.Карманова, В. А.Овсянкин). Направлена на оздоровление детей, поэтапное достижение ими физического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовленности и состояния здоровья. При разработке программы авторы учитывали основные задачи физического воспитания детей, которые должны решаться в соответствующем двигательном режиме, основу которого составляют: физкультурно-оздоровительная работа, занятия по физической культуре, активный отдых, спортивный танец. Представлены также упражнения для развития физических качеств детей, новым содержанием дополнены подвижные и спортивные игры, включены в индивидуальную работу акробатические упражнения, элементы ритмики, поединки борцов. Программа по физическому воспитанию "ОЧАР0ВАНИЕ" (автор Л. Д.Глаэырина) состоит из 3 направлений: оздоровительное, воспитательное и образовательное. В программе определены основные задачи, принципы и методические рекомендации по использованию средств физической культуры в оздоровительном направлении. Разработаны концептуапьнне основы программы "ГАРМОНИЯ" (автор Силивон В. А.), нетрадиционный подход к развитию и формированию личности ребенка дошкольного возраста, основные положения опираются на общие законы мироздания. |
18. Естественнонаучные основы Естественнонаучную основу физвосп-ия составляет учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деят-ти. Оно позволяет понять закономерности форм-ния двиг-ных навыков, особенности построения движений и развитие психофизических качеств; методически правильно построить процесс обучения и воспитания. Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А. В. Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики — воля, память, мышление, творчество и др., не даны ребенку от рождения в готовом виде. Они формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не даны по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения. Предоставленный самому себе ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Даже этому его приходится учить. Экспериментальное доказательство И. М. Сеченовым и И. П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М.Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение. Специфику произвольного действия составляет его осознание. Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. В качестве основных компонентов ЗОЖ выступают с четко заданными правилами выполнения следующие: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, рациональный распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание, каждый из которых одновременно является «подсистемой» и целостного образовательного процесса в детском учреждении Эколого-гигиенические условия Соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветривание, световой коэффициент, в помещении 18-22°С Создание «экологических» мини-зон в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений, трав, емкостей с водой Психологический комфорт Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения Условия для свободного выбора деятельности Наличие мест для уединения Возможность свободного присутствия в группе родителей Распорядок дня Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенностей детей соотношение бодрствования и сна, их «качество» Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности Включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения Оптимальная двигательная активность (не менее 50 % периода бодрствования) Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе Разнородность физкультурно-игровой среды. Специально предусмотренные время и место для самостоятельной двигательной деятельности Включение движений во все виды занятий (в том числе умственного характера) Создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности Закаливание Оздоровительные прогулки (3-4 ч ежедневно) Полоскание рта и умывание прохладной (холодной) водой с использованием элементов самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук Воздушные ванны до и после сна(5-7 мин) Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 10 мин) Использование элементов «пульсирующего» климата Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры в семье Специально-организованные мероприятия (бесед, занятия, праздники и т. п.) |
19.Задачи физического Условия и средства физ. воспитания в ДУ и семье. Задачи: 1.Группа - оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений. 2.Группа - воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств. 3.Группа - образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе. Все группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей. Главные условия успешного решения первой группы задач: знание особенностей функционирования детского организма, профессионально грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по охране и укреплению здоровья детей. Задачи второй группы - направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка. Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства). Третью группу составляют задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. |
В20. Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в РБ и странах СНГ В РБ разработана модель оздоровительно-развивающего физического воспитания, направленная на улучшение здоровья, физического и двигательного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данная модель включает: концепцию, программу, технологию физкультурно-оздоровительной работы в ду, а также программно-методическое обеспечение по подготовке и повышению квалификации кадров. Авторы разработки: Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. В.Н.Шебеко – проблемы формирования личности средствами физ.культуры, восп-ия моторно одарённых детей. Н.Н.Ермак – вопросы теории и методики физ. восп-я. Ю.Боковец – воспитание правильной осанки Л.Д.Глазырина – ….. Логвина….. В странах СНГ: Проблемы ЗОЖ детей дошк.возр. - развивающая педагогика оздоровления В.Т.Кудрявцева, Б.Г.Егорова; - Ю.Ф.Змановский создание авторской программы «Здоровый дошкольник»; - Маханева М.Д. – исследовала вопросы воспитания здорового реб-ка; - Филиппова С.О. программа
олимпийского образования - С.В.Никольская ввела
термин «креативная гимнастика» - Ж.Е.Фирилёва, Е.Г.Сайкина
– разработали оздоровительно- - М.А.Рунова исследовала активизацию двигательной деят-ти дошкольников Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина, Л.К.Михайлова – разработали программу «Старт» её сущность в развитии двигательных способностей детей - |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"