Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.
На современном этапе наиболее способствующими оптимизации и интенсификации работы по речевому развитию детей являются информационно-коммуникационные технологии, использование которых — одно из условий совершенствования и повышения эффективности работы по коррекции нарушений речи [5]. Особую роль в этом процессе играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства), так как интерактивная и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению изучаемого материала, в них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации [9]. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий, индивидуализировать развивающий процесс, повысить заинтересованность и познавательную активность детей. Сегодня применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка
Основываясь на данных положениях, нами сформулирована тема исследования: «Электронные образовательные ресурсы в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».
Цель исследования: рассмотреть эффективность ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Объект исследования: речевое развитие средних дошкольников.
Предмет исследования: процесс применения ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Гипотеза исследования: процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС будет осуществляться более эффективно, если педагог использует разнообразные виды ЭОР.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературе по проблеме применения ЭОР в речевом развитии средних дошкольников в условиях ФГОС.
2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития речи средних дошкольников.
3. Разработать и апробировать программу применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС, выявить ее эффективность.
Теоретико–методологическую основу исследования составляют концепции и научные исследования в области педагогики и психологии: концепции развития творческих способностей личности в процессе ее становления (А.К. Абульханова-Славская, B.C.Библер, Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, Т.В. Кудрявцев, А.Я. Пономарев), научные положения технологического подхода к образованию (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, В.В. Гузеев, А.Г.Казакова, П.И. Пидкасистый, В.Ю. Питюков, И.П. Радченко, В.Г. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Н.Е. Щуркова и др.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ специальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- практические: тестирование; педагогический эксперимент;
- статистические:
методы математической
Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга, Советского района РМЭ, в группе «Колокольчик». В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 детей.
Практическая значимость исследования: Материалы исследования, предложенная программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС могут быть использованы педагогами ДОУ, включены в лекции по педагогике для студентов педагогических колледжей, вузов, использованы в процессе повышения квалификации дошкольных работников.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютеров. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.
Многие педагоги и психологи (Б.С. Гершунскоий, А.А Журина, И.Г. Захарова, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исследования использования электронных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка [31, с.16].
Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер [27].
Классификация электронных образовательных ресурсов включает:
1) текстографические
– самые простые из
2) гипертекстовые – с навигацией по тексту в виде гиперссылок, что позволяет получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста;
3) мультимедиа
ЭОР – использующие технологию
мультимедиа, позволяющую (одновременно
воспроизводить на экране
Виды ЭОР, можно разделить на следующие группы:
1. наборы
ЭОР, где основной упор делается
на использование
2. наборы ЭОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате — интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и задания, анимации и слайд шоу, и пр.;
3. наборы ЭОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода (компьютерные игры: игры для развития памяти, воображения, мышления и др.; игры-путешествия, "бродилки"; компьютерные программы: Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, простейшие программы по обучение чтению, математике и др.) [22, с.56].
Проанализировав литературу, нами были выделены следующие условия использования ЭОР в ДОУ [2;4;6;11;12;30]:
1. Содержательные условия:
- в максимальной
степени соответствовать
- учитывать
возрастные психолого-
- содержать
материалы, ориентированные на работу
с информацией, представленной в
различных формах (графики, таблицы,
составные и оригинальные
- содержать
набор заданий (как обучающего, так
и диагностического характера), ориентированных
преимущественно на
- отвечать требованиям: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, занимательность.
2. Методические условия:
- с детьми
должны работать педагог, прошедший
дополнительное обучение по
- соблюдение
педагогом структурных
3. Организационные условия:
- использование
электронных образовательных
- обеспечивать
организацию учебной
- наличие
в ДОУ единого информационно-
Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков [9, с.143].
Главные условия внедрения компьютера в образовательный процесс детских дошкольных учреждений состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:
• знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним;
• выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях;
• ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников;
• знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;
• знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей;
• знающие воспитательно-образовательную программу в детских учреждениях [2].
Сегодня применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка [9, с.165]. Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. В отличие от обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.
Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста