ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОР_РЕЧ_СР,ДОШК.курс.docx97.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Актуальность исследования.  Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с  недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

На современном этапе наиболее способствующими оптимизации и интенсификации работы по речевому развитию детей являются информационно-коммуникационные технологии, использование которых — одно из условий совершенствования и повышения эффективности работы по коррекции нарушений речи [5]. Особую роль в этом процессе играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства), так как интерактивная и мультимедийная наглядность способствует лучшему представлению изучаемого материала, в них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации [9]. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить вариативность и разнообразие предлагаемых заданий, индивидуализировать развивающий процесс, повысить заинтересованность и познавательную активность детей. Сегодня применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка

Основываясь на данных положениях, нами сформулирована тема исследования: «Электронные образовательные ресурсы в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».

Цель исследования: рассмотреть эффективность ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Объект исследования: речевое развитие средних дошкольников.

Предмет исследования: процесс применения ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Гипотеза исследования: процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС будет осуществляться более эффективно, если педагог использует разнообразные виды ЭОР.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературе по проблеме применения ЭОР в речевом развитии средних дошкольников в условиях ФГОС.

2. Подобрать и апробировать диагностический материал по выявлению уровня развития речи средних дошкольников.

3. Разработать и апробировать программу применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС, выявить ее эффективность.

Теоретико–методологическую основу исследования составляют концепции и научные исследования в области педагогики и психологии:  концепции развития творческих способностей личности в процессе ее становления (А.К. Абульханова-Славская, B.C.Библер, Д.Б.Богоявленская,  Л.С. Выготский, Т.В. Кудрявцев, А.Я. Пономарев), научные положения технологического подхода к образованию (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, В.В. Гузеев, А.Г.Казакова, П.И. Пидкасистый, В.Ю. Питюков, И.П. Радченко, В.Г. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Н.Е. Щуркова и др.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ специальной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- практические:  тестирование; педагогический эксперимент;

- статистические: методы математической обработки  экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга, Советского района РМЭ, в группе «Колокольчик». В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 детей.

Практическая значимость исследования: Материалы исследования, предложенная программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС могут быть использованы педагогами ДОУ, включены в лекции по педагогике для студентов педагогических колледжей, вузов, использованы в процессе повышения квалификации дошкольных работников.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

1. Теоретический анализ проблемы  использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС

 

1.1. Психолого-педагогический анализ  использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста

 

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютеров. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.

Многие педагоги и психологи (Б.С. Гершунскоий, А.А Журина, И.Г. Захарова, К.В. Петрова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.К Тихомиров) занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. С. Пейперт, в частности, один из первых предложил использовать компьютер в работе с детьми. Он предполагает, что компьютер может изменить характер учения и сделать его более интересным, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Исследования использования электронных ресурсов в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка [31, с.16].

Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышения ее качества. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер [27].

Классификация электронных образовательных ресурсов включает:

1) текстографические  – самые простые из электронных  образовательных ресурсов, отличающиеся от традиционных полиграфических учебников базой предъявления текстов и иллюстраций (материал предъявляется на экране компьютера, а не на бумажных носителях);

2) гипертекстовые  – с навигацией по тексту  в виде гиперссылок, что позволяет  получать пояснения встречающихся в тексте терминов и переходить в другие разделы текста;

3) мультимедиа  ЭОР – использующие технологию  мультимедиа, позволяющую (одновременно  воспроизводить на экране компьютера  некоторую совокупность учебных  объектов, представленных различными способами: графика, анимация, фото, видео, анимация, звук) [29].

Виды ЭОР, можно разделить на следующие группы:

1. наборы  ЭОР, где основной упор делается  на использование представленных  в электронной форме «традиционных»  для ДОУ ресурсов — видео  и аудио фрагментов, статических изображений и пр. (при этом новая форма представления «традиционных» ресурсов обеспечивает появление у них новых возможностей);

2. наборы  ЭОР, основанные на ресурсах, функционирующих  только в цифровом формате  — интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и задания, анимации и слайд шоу, и пр.;

3. наборы  ЭОР, в равной степени сочетающие  оба выше обозначенных подхода (компьютерные игры: игры для развития  памяти, воображения, мышления и  др.; игры-путешествия, "бродилки"; компьютерные программы: Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, простейшие программы по обучение чтению, математике и др.) [22, с.56].

Проанализировав литературу, нами были выделены следующие условия использования ЭОР в ДОУ [2;4;6;11;12;30]:

1. Содержательные условия:

- в максимальной  степени соответствовать нормативным  документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования, и программам, используемым в большинстве регионов;

- учитывать  возрастные психолого-педагогические  особенности дошкольников и существующие  различия в культурном опыте; - обеспечивать новое качество  образования, ориентироваться на  современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности дошкольников;

- содержать  материалы, ориентированные на работу  с информацией, представленной в  различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты  различных жанров, видеоряды и т.д.);

- содержать  набор заданий (как обучающего, так  и диагностического характера), ориентированных  преимущественно на нестандартные  способы решения;

- отвечать  требованиям: исследовательский характер, легкость для самостоятельных  занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, занимательность.

2. Методические условия:

- с детьми  должны работать педагог, прошедший  дополнительное обучение по новым  информационным технологиям, знающий  технические возможности компьютера, имеющий навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования ИКТ - технологий; владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям;

- соблюдение  педагогом структурных компонентов  занятия (Введение - проведение специализированной подготовки — мотивация действий ребенка (использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рассказ с опорой на картинки, беседы, дидактические игры и другое). Основная - дети знакомятся или вспоминают саму игру, в том числе ее правила, рабочие клавиши, последовательность выполнения операции и играют. Заключительная – педагог анализирует занятие и результаты деятельности детей, выясняет какое впечатление игра произвела на дошкольника, чем понравилась или не понравилась.

3. Организационные  условия:

- использование  электронных образовательных ресурсов  возможно лишь при наличии  компьютерных технологий (компьютеры, программное обеспечение, Интернет  и сеть);

- обеспечивать  организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса;

- наличие  в ДОУ единого информационно-развивающего  пространства (все компьютеры ДОУ, предназначенные для работы с детьми, соединены в локальную сеть. Таким образом, все электронные образовательные средства доступны любому педагогу ДОУ и систематически могут им использоваться в повседневной работе).

Сегодня уже можно говорить, что внедрение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Однако, несмотря на значительные возможности электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста, они еще не нашли здесь должного применения. До сих пор отсутствует методика использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Основная идея педагогов-новаторов заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Но это новшество требует тщательного изучения не только со стороны педагогов и психологов, но и медиков [9, с.143].

Главные условия внедрения компьютера в образовательный процесс детских дошкольных учреждений состоят в том, чтобы с детьми работали специалисты:

• знающие технические возможности компьютера и владеющие навыками работы с ним;

• выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютера в детских учреждениях; 

 • ориентирующиеся  в компьютерных программах, разработанных  специально для дошкольников;

• знающие этические правила применения компьютера и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям;

• знающие возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей;

• знающие воспитательно-образовательную программу в детских учреждениях [2].

Сегодня применение электронных ресурсов можно считать эффективным способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка [9, с.165]. Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. В отличие от обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста