Эмоционально – психическое поведение подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель прохождения производственной практики - ознакомление с деятельностью подразделения по делам несовершеннолетних.
Для достижения цели прохождения производственной практики поставлены следующие задачи:
1. Обучение подростков навыкам саморегуляции поведения.
2. Развитие чувства ответственности по отношению к другим.
3. Обучение приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и отслеживания внутреннего психического состояния.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Коррекционно-реабилитационная программа по работе с несовершеннолетними правонарушителями “Точка опоры”……………………………………………5
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения……....15
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

педагоги.практика отчет (2).doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Красноярский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

2233-Педагогическая практика

Тема

Эмоционально – психическое  поведение подростка

Фамилия студента

Монастырева

Имя студента

Алёна

Отчество студента

Андреевна

№ контракта

05600100702012

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Будкина Алёна Юрьевна

Направление на практику

 

 

Содержание

Введение.............................................................................................................3

1. Коррекционно-реабилитационная программа по работе с несовершеннолетними правонарушителями “Точка опоры”……………………………………………5

2. Снижение тревожности, эмоционально-психического  напряжения……....15

Заключение........................................................................................................25

Список использованных источников…………………………………………...27

Приложения.......................................................................................................28

Введение

Я, Монастырева Алена  Андреевна, студентка 2 курса факультета психологии филиала Современной  Гуманитарной академии, проходила педагогическую практику в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) с одногруппницей Адыевой Анной Даниловной под руководством психолога Будкиной Алены Юрьевны. Продолжительность практики - 3 недели с 26 марта по 13 апреля 2012 года.

Актуальность прохождения  практики в органах внутренних дел, а именно в подразделении по делам  несовершеннолетних, обусловлена тем, что сама деятельность по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних является достаточно сложной и необходимой областью познания.

Цель программы: предупреждение дальнейшего отклонения в поведении  несовершеннолетних; раскрытие личностного потенциала подростков, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию.

          Цель прохождения производственной практики - ознакомление с деятельностью подразделения по делам несовершеннолетних.

Для достижения цели прохождения производственной практики поставлены следующие задачи:

1. Обучение подростков навыкам саморегуляции поведения.

2. Развитие чувства  ответственности по отношению  к другим.

3. Обучение приемам  контроля своих внешних поведенческих  проявлений и  отслеживания внутреннего психического состояния.

4. Формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.

5. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных    жизненных ситуациях.

Перечень основных работ  и заданий, выполняемых в процессе практики:

           1. Ритуал приветствия. Упражнение “Нарисуй привет”                                                   

2. Упражнение “Волшебный ключ”

3. Мини-лекция “Что же такое жизненные ценности?”

4. Упражнение “Стул хвастовства”

5. Упражнение “Основные  ценности”

6. Игра “Бег с карандашом”

7. Игра “Коллективный счет”

8. Упражнение “Переоценка ценностей”

9. Упражнение “Мне удается”

10. Упражнение “Перекинь мячик”

11. Рефлексия занятия “Свободный отчет”

12. Упражнение “Общий круг!”

Таким образом, ответив  на все вышеназванные вопросы, будет  достигнута поставленная цель. А результатом  самой практики станут новоприобретенные  навыки.

 

Основная часть

1.Коррекционно-реабилитационная программа  по работе с несовершеннолетними  правонарушителями “Точка опоры”

   Разработка программы  продиктована необходимостью возникшей  проблемной ситуации в регионе,  связанной с правонарушениями  несовершеннолетних. Из года в  год в области растет количество  правонарушений совершенных подростками.  Задача состоит в том, чтобы оказать грамотную квалифицированную помощь несовершеннолетним, провести цикл коррекционно-реабилитационных занятий, направленных на предупреждение дальнейшего отклонения в поведении подростков.

      Вид  программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы или в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям.

Участники программы: несовершеннолетние правонарушители.

      Структура  программы:

Программа коррекционно-реабилитационых  занятий состоит из 4-х этапов:

1 этап - диагностический.  Сбор проблематики для последующей  коррекции.

2 этап - коррекционно-реабилитационные занятия с целью предупреждения дальнейшего отклонения в поведении подростков; помощи в преодолении возникшего кризиса и самостоятельного изменения своей жизненной позиции.

3 этап - итоговая диагностика  с целью выявления динамики  происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.

4 этап - консультативное  психолого-педагогическое сопровождение.

      Программа  содержит:

учебно-тематический план;

описание диагностических  методик;

краткое описание занятий, содержащее в себе: цель, время, используемые материалы, инструкция, анализ.

      Условия  проведения: занятия проводятся  на базе районного суда в  групповой форме, в отдельном  кабинете. Занятия могут проводиться  под музыкальное сопровождение,  что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

      Выбор  упражнений для тренинга:

предлагаются сначала  легкие, затем более сложные упражнения;

после каждого упражнения обязательно следует обсуждение, обмен мнениями, чувствами, впечатлениями;

от предлагаемых упражнений подросток должен получать только положительные  эмоции.

Используемые методы и методики:

метод тестов: “10 слов” (А.Р. Лурия), “Память на образы” (С.Д. Забрамная), “Понимание смысла пословиц” (С.Я. Рубинштейн), “Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер), “Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк), “Характерологический опросник” (К. Леонгард), “Самооценка лидерства” (В.В. Козлов), “Многофакторный личностный опросник” (Р. Кеттелл), методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Баса и А. Дарки), опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (А.Е. Личко), исследование уровня субъективного контроля (Д. Роттер).

метод опроса (беседа);

метод наблюдения.

Критерии ограничения  и противопоказания на участие в  программе: к участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.

Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы: гарантия прав участника программы обеспечивается “Правилами работы группы”, которые вырабатываются на первом занятии.

Сроки и этапы реализации программы:

1, 3 этап - диагностические  (ноябрь, январь)

 Первичная диагностика  на этапе комплектования тренинговой группы, итоговая диагностика по завершению тренинговых занятий.

2 этап - коррекционно-реабилитационные  занятия с целью раскрытия  личностного потенциала подростков, осознание и проявление своих  сильных сторон, развитие способности к целеполаганию (декабрь-январь).

4 этап - консультативное  психолого-педагогическое сопровождение  - оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий  и до конца учебного года).

Ожидаемые результаты реализации программы.

Сформируется позитивное отношение подростков к самим себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем.

Произойдет формирование ценностей, направленности на здоровый образ жизни.

Разовьются навыки адекватного  взаимодействия с окружающими.

Расширится круг видения  проблемы за счет мнений других.

Обучатся навыкам адекватного  реагирования в конфликтных ситуациях.

Повысится способность  к эмоциональной и поведенческой  саморегуляции, сотрудничеству, адекватному  проявлению активности, инициативе и  самостоятельности.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я - концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное, значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой “подростковой” общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Этот возраст исследовали  многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового  возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно - сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

У несовершеннолетних повысится самопонимание в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности; они научатся преодолевать возникающие кризисы; повысится собственная значимость, ценностные ориентации.

День 1.

                                                   “Жизненные ценности”

Цель: выявить ценностные ориентации подростков, показать варианты жизненных ценностей, соотношение жизненных ценностей и успеха в жизни.

Время: 1 час 20 минут.

Материалы: бумага формата  А4, ручки, цветные карандаши, мяч, ключ, бланки с тестовыми заданиями, анкеты по количеству участников.

                          1. Ритуал приветствия. Упражнение  “Нарисуй привет”

Цель: создание благоприятного настроя на работу, на продуктивную деятельность.

Время: 10 минут.

Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Инструкция: “Сегодня мы вам предлагаем поздороваться необычным  способом. На листе бумаги каждый из вас должен нарисовать свой привет группе. Он может быть символическим в виде какого-то образа, предмета. Выбирайте любой цвет, который вам нравится”.

Анализ:

Какие чувства вы испытывали, когда рисовали свой “привет”?

Какое у вас сейчас настроение?

Готовы ли вы продолжить работу?

Являясь необходимой  составляющей социальной структуры  общества, семья претерпевает значительные изменения в процессе своего исторического  развития, при этом одна из ее основных функций, связанная с воспроизводством человека и его воспитанием, остается неизменной на протяжении всего существования человечества. Это доказывает непреходящий характер самоценности семьи. Тем не менее, изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства. Сегодня молодые люди часто оценивают свою будущую жизнь относительно успешной карьеры в обществе, а перспектива создания крепкой семьи как главной задачи и основы бытия не является предметом их забот. Самым трагичным следствием духовного кризиса в нашем обществе является растущая безнравственность молодого поколения в отношении к ценностям русской семейной культуры. Преобладающие в современном мире агрессивные отношения все больше проникают в семью и способствуют разобщенности между ее членами. Вместе с тем основа духовно богатой личности ребенка закладывается именно  в семье, где ребенок учится любить, верить, жертвовать, служить Отечеству. Все это побуждает к поиску ценностных оснований духовного оздоровления современной семьи с целью повышения ее воспитательного потенциала и предполагает обращение к научно-практическому потенциалу отечественной педагогической культуры прошлого.

Информация о работе Эмоционально – психическое поведение подростка