Полномочия президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Помимо научной литературы, автор в своем исследовании опирается в первую очередь на основной закон Российской Федерации – Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и другие нормативно – правовые акты. Объектом исследования данной работы служат полномочия президента РФ в сферах внутренней и внешней политики, предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий президента РФ. Цель работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ. Во взаимодействии Президента РФ со всеми ветвями власти РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. НЕКОТОРЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………….5
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. НЕКОТОРЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ  ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ  ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………….5

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА  В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………………...16

ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………………………………………..22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Институт президентства  получил распространение во многих странах. Его введение в РФ открыло  новый этап в развитии российской государственности, свидетельствует  об огромных переменах, происходящих е  нашей стране, переходе России к  принятым в мире демократическим  системам правления. Учреждение поста  Президента РФ не означает одномоментного возникновения института президентства в России. Его становление достаточно длительный процесс, требующий разработки и обоснования, как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации.

Поэтому тема работы является важной и актуальной. С  учетом огромной роли, которую играет Президент РФ, исключительную актуальность приобретает задача детальной правовой регламентации его полномочий. Политическая необходимость должности Президента РФ вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институт президента, обеспечивает устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития. По этому актуальность темы данного исследования очевидна.

Исследуемая тема нашла достаточно широкое и системное  освещение в трудах российских ученых в области конституционных прав и свобод человека и гражданина, авторами которой являются Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Бархатова Е.Ю., Гончаров В.В.

Помимо научной  литературы, автор в своем исследовании опирается в первую очередь на основной закон Российской Федерации  – Конституцию РФ, Федеральные  конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и другие нормативно – правовые акты.

Объектом исследования данной работы служат полномочия президента РФ в сферах внутренней и внешней политики, предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий президента РФ.

Цель работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ. Во взаимодействии Президента РФ со всеми ветвями власти РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НЕКОТОРЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ  ПРЕЗИДЕНТА В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕЙ  ПОЛИТИКИ

Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким  кругом полномочий, необходимых для  реализации его функций как главы  государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной  деятельности, и Президент, в конечном счете, ответственен за слаженную и  сбалансированную работу всех государственных  структур.

Институт Президента Российской Федерации является основным звеном системы исполнительной власти в  нашей стране. Это обусловлено, с  одной стороны, огромными полномочиями главы государства, особенно в части  формирования отдельных органов  исполнительной власти на федеральном  и региональном уровнях, контроля за их деятельностью, а с другой стороны, особенностями его статуса как главы государства и гаранта российской Конституции. [16, с. 55]

Полномочия Президента РФ в одних случаях носят прерогативный  характер, т.е. принадлежат исключительно  ему, а в других – соприкасаются  с полномочиями других органов государственной  власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских  полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной  власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях  недопущения односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов  компетенции и взаимоотношений  с другими органами государственной  влаcти полномочия Президента в сфере внутренней политики могут быть разбиты на следующие основные группы.

I.Президент и Федеральное Собрание РФ.

Согласно ст. 94 Конституции  РФ Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит  из двух палат - Совета Федерации и  Государственной Думы.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций  главы государства и парламента, в главном не  конкурируют с  полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременно участника законодательного процесса.

Президенту принадлежит  право назначать выборы Государственной  Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации  формируется на основе Конституции  РФ и федерального закона без участия  Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов  этих трех органов государственной  власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимности.

Президент имеет право  законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную  Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это  вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в 2/3 голосов  каждой палаты – в этом случае Президент  обязан подписать закон в течение 7 дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов, т.е. права вето, отличается право на возвращение принятого палатами закона,  если Президент в процессе принятия или одобрения усматривает нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. [13, c. 469]

После выборов Государственная  Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может  созвать заседание Думы раньше этого  срока. Законопроект становится законом  и вводится в действие только после  его подписания и обнародования  Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего он должен быть отклонен, или вступает в силу. От права  на отклонение законов отличается право  на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения.

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о  положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства, с бюджетным  посланием, но обращение с этими  посланиями, которые не обсуждаются в присутствии Президента. Это не означает, что Федеральное Собрание обязано беспрекословно соглашаться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе, а именно в разработке законопроектов, использовании права вето, подписании регулируются Положением, утвержденным указом Президента РФ (в редакции от 7 ноября 2005 г.).

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право  распускать Совет Федерации. Роспуск  Государственной Думы возможен в  случае трехкратного отклонения ею представительных кандидатур Председателя Правительства (согласно ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия  Правительству в течение 3 месяцев (согласно ч. 3 ст.117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной  Думы Президент назначает новые  выборы, с тем, чтобы новая Государственная  Дума собралась не позднее чем  через 4 месяца после роспуска.

Государственная Дума не может  быть распущена Президентом:

1) в течение года после ее избрания;

2)с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3)в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

4)в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального

Собрания обеспечивается с помощью его полномочных  представителей в каждой палате. Они  представляют на заседаниях Совета Федерации  и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов.

II.Президент и Правительство РФ.

Согласно ст.1 Федерального конституционного закона «О Правительстве  Российской Федерации» Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Президент в соответствии со ст. 83 п. а Конституции РФ назначает  с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации.

 В пунктах «а» - «д» статьи 83 Конституции установлены полномочия Президента РФ по отношению к деятельности высшего органа исполнительной власти РФ - Правительства РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент больше контактирует с исполнительной властью. Объем его полномочий по отношению к ней дает основания говорить, что Президент также является еще и главой Правительства. Эта функция выражается, прежде всего, в обширном круге полномочий, дающих право Президенту формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства, а также имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства. [15, c. 87 - 88]

Согласно ст.7 Федерального конституционного закона «О правительстве  Российской Федерации» Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Председатель Правительства  Российской Федерации освобождается  от должности Президентом Российской Федерации:

1)по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке;

2)в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.

Президент Российской Федерации  уведомляет Совет Федерации и  Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности  Председателя Правительства Российской Федерации в день принятия решения.

Освобождение от должности  Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой  отставку Правительства Российской Федерации.

 По предложению Председателя  Правительства Президент РФ освобождает  от должности членов Правительства  (пункт «д» статьи 83). Данное полномочие  главы российского государства  в очередной раз показывает  его превосходство над номинальным главой Правительства и его фактическое положение главы высшего органа исполнительной власти России.

Президент единолично определяет и представляет Государственной  Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то он может назначить свою кандидатуру  исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова  внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в  этом вопросе, кроме Президента. [13, c. 472]

III.Отношения Президента с субъектами РФ.

Полномочия Президента как  главы федерального государства  прописаны в Конституции РФ достаточно поверхностно, они вытекают, скорее всего, из его основных функций как  гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей  Президента РФ в Федеральном округе. Согласно 1 положению ч.1 Указа Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

 Согласно ч.2 данного Указа Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента Российской Федерации. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Информация о работе Полномочия президента РФ