Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:20, реферат
7. 1. Оценка и анализ внешнего - окружения организации
7. 2. Оценка и анализ внешнего микро-окружения организации
7. Анализ и оценка внешней и внутренней среды
7. 1. Оценка и анализ внешнего - окружения организации
7. 2. Оценка и анализ внешнего микро-окружения организации
7. 1. Оценка и анализ внешнего макро-окружения организации
После установления своей миссии и цели начинается диагностический этап процесса стратегического планирования.
Любую организацию окружает внутренняя и внешняя среда. Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:
. получение ресурсов из внешней среды (вход);
. превращение
ресурсов в продукт (
. передача продукта во внешнюю среду (выход). Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса.
Организации вообще возникают потому, что в макромире сложились все необходимые и достаточные условия для их возникновения, меняются по мере изменения своего окружения и исчезают с исчезновением этих условий. Немногим из них удается улавливать направления внешних изменений и выживать благодаря или вопреки действию внешних обстоятельств. И уж совсем немногие оказываются долгожителями на этом свете /ЕфремовВ.С. «Стратегическое управление в контексте организационного развития» //«Менеджмент в России и за рубежом» 2002 г. № l /.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
. макроокружения;
. непосредственного окружения;
. внутренней среды организации.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы.
Она определяет потенциалы организации и в то же время внутренняя среда может быть источником проблем и даже гибели организации, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником ресурсов; организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Для того, чтобы определить стратегию организации, нужно иметь углубленное представление о своем потенциале, рыночных возможностях и тех угрозах, которые несет внешняя среда.
Макромир находится
в состоянии постоянного
В связи с чем, знание среды и её изменений – необходимый элемент стратегического планирования. Поэтому первым шагом в аналитической деятельности является анализ внешней среды.
Внешняя среда
в стратегическом управлении и планировании
рассматривается как
- макроокружение
- непосредственное окружение
Макроокружение создает общее условие среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельной организации, т.е. все организации работают в одинаковых условиях, однако степень влияния ее факторов неодинакова
Непосредственное окружение - это поставщики, потребители, конкуренты, поставщики, рынок рабочей силы в этом регионе и отрасли (это управляемый фактор).
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадровый потенциал; организация управления; финансы; маркетинг; организационная структура и т.п.
Анализ макроокружения включает: изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
В оценку внешней среды входит:
1. Оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущих стратегий.
2. Определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы, контроль и анализ деятельности конкурента. При этом конкуренты рассматриваются всех типов (и конк.-потребители и собственно конкуренты. . . ).
3. Определение факторов, представляющих больше возможностей для достижения общефирменных целей.
Основные факторы в макроокружении. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в ряд областей. Этими областями являются: экономика, рынок, право, политика, социальное поведение, технология, конкуренция, международное положение.
- Экономические факторы. Они особенно влияют на цели фирмы. К основным характеристикам относятся: величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, нормы накопления и т.д.
Важно знать уровень развития экономики, наличие природных ресурсов, климат, тип и уровень развитости, конкурентных отношений, структура населения, ВНП на душу населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
С экономическими факторами непосредственно связаны рыночные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации. Они - область постоянного беспокойства для организации. К этим факторам относятся изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных услуг и изделий, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.
-- Правовая среда. Анализ правового регулирования предполагает изучение законов и других нормативных актов. Это дает возможность организации определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и также приемлемые методы отстаивания своих интересов. Важно обращать внимание на правовую систему, сложившиеся традиции в этой области и процессуальные стороны практической реализации закона.
В практике выделяются 3 основных типа правовых систем:
1) обычного права (США, Великобритания) (все прецеденты решаются в суде);
2) гражданского права (Россия, Европ. страны) (единый кодекс);
3) теократического права (вся жизнь регулируется обычаями, религией).
Политические факторы. необходимо изучать для того, чтобы -иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества. Следует знать:
- средства, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику;
- какие программы принимаются различными государственными структурами,
- каково отношение правительства к различным отраслям экономики, регионам страны, есть ли протекционизм,
- наличие административных барьеров,
- каковы силы лоббирования,
- изменения в законодательстве,
- степень государственного регулирования,
- отношение к частной собственности,
- отношение к внешне- экономической деятельности,
- какова политическая идеология, насколько стабильно правительство,
- какова степень недовольства населения,
- степень воздействия оппозиционных сил,
- опасность религиозных и национальных конфликтов и т.д.
- Социальная среда. Здесь следует учитывать:
- отношение людей к предпринимательству,
- качество и стиль жизни (средний уровень доходов, уровень образования и т.д.)
- рост населения,
- роль женщин, мобильность людей, национальных меньшинств в обществе.
- система привлечения сотрудников к профессиональной деятельности.
К культурным факторам относятся:
- существующие в обществе обычаи, вероисповедования,
- ценности и отношения к ним,
- отношение
к национальной и
- система образования и уровень грамотности,
- политическая культура,
- эстетическая система (фольклор, музыка, искусство, литература и т.д.),
-язык.
Для управления и планирования большое значение имеют «ценности» и традиции. Здесь следует иметь в виду, что ценности подразделяются на основные и вторичные ценности.
Основные ценности передаются из поколения в поколение и поддерживаются государственной властью, законами, церковью, системой хозяйствования.
Вторичные ценности могут меняться, уживаться с инородными ценностями. Их важно предугадать в целях расширения своих рыночных возможностей. Работники маркетинга могут использовать их в своих интересах или ориентироваться на их динамику при стратегическом планировании.
В многонациональных странах обнаруживается многообразие культур, т.е. формируется субкультура в рамках единой культуры.
Субкультура – это культурные устои определенной группы людей с общей системой ценностей, возникающих в результате общности и обстоятельств. Фирма может выбрать группу с определённой субкультурой в качестве целевой группы.
Целевые рынки основываются на нуждах и специфике покупательского поведения.
Человеческая среда характеризуется рядом переменных факторов: физические особенности людей, поведение, отражающее принадлежность к группам, и культура поведения - отношение к работе и профессии, отношение к самостоятельности, к культурным ценностям и другие.
К основным переменным поведения людей относятся следующие.
1. Принадлежность к определенной группе людей. Специфические особенности поведения человека зависят, прежде всего, от принадлежности к той или иной социальной группе. В зависимости от принадлежности к той или иной группе находятся условия найма людей на работу, продвижение их по службе. Сотрудники, клиенты, чиновники могут отрицательно относиться к определенным группам населения, препятствуя их продвижению по службе, найму на работу..
2. Отношение к труду и его вознаграждению. Оно связано, прежде всего, с мотивацией, обусловленной ценностями. Мотивы работы и ее значимость. Различия в мотивации помогают объяснить стили управления, потребность в продукции и другие человеческие потребности,
уровни
экономического развития разных стран.
Отношение людей к труду
Кроме того, важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами культуры являются:
а) отношение людей к себе,
б) взаимоотношения людей,
в) отношение к общественным институтам,
г) отношение к обществу,
д) отношение к природе.
Факторы социального поведения включают меняющиеся ожидания, изменения социальных установок менеджеров и движение в защиту интересов потребителей и окружающей среды.
Часто именно социальные факторы создают самые крупные проблемы для организации.
Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, организация сама должна меняться, осознанно преобразуясь в учреждение, приспособленное к новой социальной среде.
Учет социальных
факторов имеет большое значение,
так как они оказывают
Демографическая среда. Для менеджеров демографическая среда представляет большой интерес. Поскольку рынки состоят из людей. В связи с этим необходимо знать, сколько на нём покупателей.
Население в целом растет «взрывными» темпами. В 1981 г. его численность составляла 4,5 млрд. человек. С тех пор оно увеличивается на 2% ежегодно. По прогнозам экспертов ООН, ЮНЕСКО и др. международных организаций население планеты к 2050 году удвоиться, и достигнет 11,1 миллиард человек. Демографический взрыв вызывает беспокойство у многих правительств и различных общественных групп во всем мире.
Во-первых, рост
численности населения идет наиболее
высокими темпами в странах с
низким социально-экономическим
- Технологическая среда.
Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Анализ технологической среды позволяет своевременно увидеть те возможности, которые раскрывает наука и техника и ее развитие, изменения в технологии производства.
Информация о работе Анализ и оценка внешней и внутренней среды