Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:39, реферат
Возникновение монополии и антимонопольное законодательство. Основные методы монополизации и противодействие им.
Экономическое управление хозяйственной деятельностью естествен- ных монополий.
Антимонопольная деятельность государства
Введение
Возникновение монополии и антимонопольное законодательство. Основные методы монополизации и противодействие им.
Экономическое управление хозяйственной деятельностью естествен- ных монополий.
Антимонопольная деятельность на мировых рынках. Основной регулятор рыночной экономики - соотношение спроса и предложения. В основном количество покупателей и продавцов на рынке велико.
Причины возникновения монополии:
В условиях конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, т.е. к более полному удовлетворению требований потребителей.
Ограничение конкуренции приводит к монополизации, т.е. создаются преимущества отдельным производителям, отсюда следует ограничение количества товаров, т.е. неполное удовлетворение в нем потребности, повышение цен, снижение качества, нарушаются права потребителей.
Монополизация рынка – объективная
экономическая тенденция, отражающая интересы крупных производителей и противоречащая интересам потребителей.
Цель монополии – ограничить конкуренцию для получения монопольно высокой (низкой) прибыли. Поэтому во всех развитых странах есть антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство.
Тенденция монополизации была отмечена ещё во второй половине XIX в стали появляться крупные национальные монополии. В это же время были и первые меры по их государственному регулированию и защите конкуренции – антитрестовское законодательство:
а) запрет тайного сговора между компаниями и всех соглашений, ограничивающих предпринимательскую
деятельность;
б) запрет монополизации рынка и попытки его монополизации.
2. Закон Клейтона – 1914 г.:
а) ценовой дискриминации потребителей (для разных потребителей – разные цены);
б) переплетающиеся директораты
компаний;
в) приобретение одной корпорацией акционерного капитала другой;
г) другие операции, если их результатом может быть ослабление конкуренции.
В 1950 г. была принята поправка к этому закону – запрет использования рынка ценных бумаг для монополизации.
Их цель – повышение эффективности функционирования частного капитала в интересах потребителей.
В 1914 г. был принят закон об образовании Федеральной торговой комиссии США (ФТК) – орган государственного контроля за деятельностью монополий. Все подобные органы в разных странах должны быть административно и юридически самостоятельны, независимы от других органов управления. Но на деле они кому-либо подчинены.
Эти государственные органы осуществляют контроль за поведением на рынке отдельных корпораций и через суды устраняют нарушения.
С появлением монополий и антимонопольного законодательства появилась необходимость в оценке монопольной деятельности:
1. Оценка границ рынка:
товарные границы – перечень географические границы – гео-
взаимозаменяемых товаров, графические зоны реализации
имеющих целью удовлет- товара, имеющие равные условия
ворение конкретной реализации.
потребности.
(возможность покупателей при-
Взаимозаменяемость
обрести товар на соответствую-
определяют потребители щих территориях – увеличение
(на основе социологического расходов на покупку на 5%).
опроса).
2. Оценка степени монополизации:
S – доля i-той компании в объеме продаж;
n – количество компаний;
(не более H=1000).
Pi – удельный вес i-той фирмы в стоимости товара, числе занятых, объеме продаж и др.;
n – количество фирм;
(не более 65% по CR - 4).
L=0 – конкурентная отрасль,
L=1 – неконкурентная отрасль.
k Основные методы монополизации и противодействие им.
а) опрашиваются потенциальные производители на предмет производства этого товара;
б) опрашиваются потенциальные поставщики данного товара за пределами географических границ на предмет поставок товаров в эту зону.
Если в течение двух лет повышения цен дополнительные потоки товаров приведут к стабилизации цен, то интересы потребителей не считаются ущемленными.
Слияние, поглощение разрешаются в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства.
Однако на такие торги поступают и фальсифицированные заявки – заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой и контракт достается определенному ими по сговору участнику.
Для противодействия этому
выработана процедура проведения конкурса:
- определяются условия конкурса;
- в заявке кандидат показывает свою компетентность в выполнении работ, опыт работы и предложения о путях реализации намеченных работ. Они подаются в запечатанном виде;
- комиссия их рассматривает,
выбирает победителя.
Фальсификаторы должны выполнить следующие условия:
Часто организовываются долгосрочные картели фальсификаторов.
Основные тактические схемы
фальсификации заявок:
Меры по пресечению фальсификации конкурсов:
l Естественная монополия – это монополия, существование которой выгодно, т.к. её издержки меньше, чем совокупные издержки нескольких фирм в данной отрасли.