Анализ особенностей внушения на военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.

Вложенные файлы: 1 файл

№1490 Билокур Алёна Психодигностика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Приложение Б 33

Приложение В………………………………………………………………………………….36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос рассмотрения психологических аспектов воздействия на индивидуальное и массовое сознание изучен недостаточно полно, что и обусловливает актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс  влияния внушения на военнослужащих.

Предмет исследования: степень внушаемости военнослужащих.

Цель исследования: осуществить  теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое  исследование.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие  задачи:

1. Рассмотрены основные  виды внушения;

2. Исследованы содержательные  особенности языковых форм косвенного  внушения;

3. Определены методы психодиагностики  влияния на индивидуальное и  массовое сознание военнослужащих;

4. Проведено  эмпирическое исследование степени  внушаемости военнослужащих.

Работа состоит  из двух глав, одна из которых теоретическая, вторая – практическая.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВНУШАЕМОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1. Основные виды внушения

 

Бурное развитие психотехнологий суггестивного  воздействия происходит сейчас преимущественно в непедагогичных сферах: психотерапии, нейро - лингвистическом программировании, рекламе, политике, бизнесе и т.п..

Итак, продолжает оставаться актуальной задача выявления, уточнения и систематизации основных видов внушения, которые разработаны в различных непедагогичных психотехниках и которые могут использоваться в процессе суггестивного воздействия на военнослужащих.

Классификация внушений реализована в работах  В. П. Зухарей, Г.К. Лозанова, С. С.Пальчевского, А. И. Сиротенко, А. Татенко, И. Е. Шварца и других.

Современные классификации  основных видов внушения приводят в  своих работах Ж. Беккио, Г. А. Гончаров, Н. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко, И. М. Мелихов, Е.Росси, М. Япко и другие. Поэтому актуальной является задача уточнения таксономии основных видов внушения с учетом современных суггестологичних исследований.

Несмотря на сложность классификации внушений, в психологической литературе в  структуре суггестивного воздействия  различаются следующие базовые  виды внушения, связанные с этапом утилизации состояние повышенной внушаемости сугеренда: 1)прямые внушения 2) косвенные внушения [2, 3, 5, 6].

Прямые внушения предполагают понимание сугерендом цели суггестивного воздействия, четко указывая на ожидаемое действие или психологическую реакцию с его стороны. В значительной степени они относятся к сознательному опыту данного сугеренда и обычно дают конкретные решения проблем, а также подробные инструкции о том, как реагировать на рекомендации и вопросы сугестора [ 6 ].

Данный вид  суггестии согласно ее психологической природы может рассматриваться в двух аспектах:

1) в аспекте влияния на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы сугеренда (в форме суггестивных наставлений сугестора)

2) в аспекте  влияния на составляющие поведения  сугеренда (в форме суггестивных команд и приказов сугестора ).

Прямое внушение может быть императивным и мотивированным. Императивное внушение наяву (суггестивные команды и приказы) делается повелительным, эмоционально - насыщенным тоном, не допускающим сомнений. Прямое внушение осуществляется в виде коротких, понятных сугеренду фраз с повторением ключевых слов и выражений, которые подкрепляются и усиливаются невербальными сигналами. Императивное (повелительное) внушение является стрессовым видом воздействия на человека. Иногда императивное внушение называют " родительским " методом суггестии.

Мотивировки внушения включаются в текст суггестии в виде элементов разъяснения и убеждения. Суггестивные наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения сугеренда, делаются спокойным тоном в виде мягких, успокаивающих фраз, которые обычно повторяются несколько раз.

Иногда мотивированное внушение называют " материнским " методом суггестии[3].

Рассмотрим  важнейшие содержательные особенности  различных форм прямого внушения.

1 . "Позитивные внушения ". Эти внушения наиболее популярны, простые и безотказные. Они строятся таким образом, чтобы помочь осознать сугеренду, что он может достичь желаемых состояний, переживаний, отношений.

Поскольку слова  сугестора ориентируют сугеренда  на актуализацию определенного опыта, конкретное позитивное внушение конструируется таким образом, чтобы стимулировать определенные желаемые или необходимые реакции.

Примеры: 1) "Вы можете вспомнить момент, когда гордились собой ", 2) "Вы в состоянии найти в себе силы, о существовании которых даже не подозревали ".

2. "Негативные  внушения". С помощью данных  внушений можно актуализировать  желаемую реакцию сугеренда, рекомендуя  ему не реагировать тем способом, который от него на самом  деле ожидается. Если применять  отрицательные внушение с учетом контекста коммуникации и характера сугеренда, они могут оказаться исключительно полезными.

Примеры : 1) "Вы не должны теперь думать с симпатией  о своей роте ", 2) " Попробуйте не думать о том, кто из ваших друзей завтра не придет на вечеринку".

3 . " Конкретные  внушения ". Данные внушения содержат  подробные описания чувств, воспоминаний, мыслей или фантазий, которые  должны быть актуализированы  в сугеренда в процессе внушения. При этом приведение многочисленных деталей, которые касаются каждого элемента опыта, который внушается, может вызвать желаемый суггестивный эффект более полно, длительно и надежно.

Примеры: 1) " Подумайте на минуту о красной розе, о ее мягких, бархатных лепестках, ее нежном запахе ",

2) " Помните  ли вы, как приятно откусить спелый апельсин , когда рот наполняется слюной, а по пальцам течет сладкий ароматный сок ? "

Однако каждое конкретное внушение может стать  в то же время и источником потенциальной  неудачи . Такое возможно потому, что  большое количество деталей, приводимых сугестором, увеличивают вероятность переживаний сугеренда, идущих вразрез с содержанием внушений сугестора.

4 . " Общие  внушения ". В отличие от конкретных  внушений, в общих внушениях отсутствуют  детали, дающие сугеренду возможность  свободно выбирать элементы субъективного опыта, которые ассоциируются с абстрактным содержанием внушения. В рамках суггестивного процесса они дают сугеренду шанс использовать свой ​​опыт и информацию для детализации и реализации содержания внушения. Таким образом, внушение, которое может показаться слишком обобщенным , чтобы быть успешным , на самом деле становится стимулом для осмысленного индивидуализированного переживания.

Примеры: 1) "Вы в состоянии вспомнить некоторое  переживание своего детства , к которому вы так давно не обращались ", 2) " Помните ли вы тот особый момент , когда вы были довольны собой ? "

Ни одно из указанных  выше общих внушений специально не уточняет, какое именно воспоминание подразумевается. Поэтому сугеренд сам вынужден актуализировать конкретные элементы индивидуального опыта. применяя определения" Конкретный ", " определенный ", " специфический ", " особый ", сугестор подталкивает сугеренда к концентрации на одном из своих реальных переживаний, которые имели место в прошлом. Проведенный сугерендом выбор конкретного субъективного переживания является результатом актуального взаимодействия между сознательной и бессознательной сферами его психики [6 , с . 74-75 ] .

К. И. Платонов отмечал, что при конструировании формул прямого внушения целесообразно использовать следующие принципы:

1) содержание прямого внушения должно иметь форму императивного сообщения связанного с прошлым, настоящим или будущим сугеренда

2) формула внушения должна быть выражена в некоторых простых и понятных словах, соответствующих по своему содержанию личностным качествам сугеренда , уровню его интеллектуального развития , содержания его проблемы ,

3) при осуществлении прямого внушение сугестор должен произносить слова авторитетно и твердо, уверенно и спокойно, повторяя формулу внушения несколько раз

4) успех словесного внушения в значительной степени определяется не только содержанием самой формулы внушения, но и выразительностью речи - силой звука, интонацией голоса, определенными акцентами, соответствующими содержанию произносимых слов,

5) содержание формулы прямого внушения должно иметь четкую направленность на решения проблемы сугеренда,

6) содержание внушения должно находиться в гармонии с этическими нормами, социальными установками, самолюбием сугеренда,

7) формула внушения должна содержать определенные сроки и условия ее реализации,

8) прямое внушение может  содержать элементы мотивированного  разъяснения, авторитетного наставления  или советы,

9) слова внушения должны  быть достаточно ярко эмоционально  окрашены,

10) сугестор должен заранее предусмотреть возможные обстоятельства и осложнения, в силу которых его слово может оказаться действующим иначе, чем он задумал [5 , с .266-268 ] .

Косвенные внушения характеризуются или неясностью цели для сугеренда или отсутствием прямой направленности на того, кто является действительным объектом воздействия. При этом содержание непрямого внушения включается сугестором в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью ее усвоения сугерендом. " Мягкие" формы косвенного внушения редко встречают сопротивление со стороны сугеренда . Косвенное внушение очень часто может быть непреднамеренным, будучи обычным компонентом межличностного общения. Вместе с тем, произвольное использование косвенного внушения требует от сугестора неординарности решений, большой изобретательности в выборе языковых форм его реализации, а также определенного духа и артистизма.

Косвенные внушения обычно тесно связаны с проблемой  сугеренда и вызывают у него желаемые реакции замаскированным и невольным образом.

Эти внушения могут  быть достаточно тонкими. Обычно они  конкретно не касаются сознательного  опыта данного человека, поэтому  требуют от сугеренда различных  субъективных интерпретаций. Применение косвенных внушений может приводить к тому, что на уровне сознания сугеренд будет думать о содержании актуальной беседы , в то время как его бессознательное начнет ассоциировать полученную информацию с внутренним опытом, прокладывая таким образом дорогу к его внутренним трансформациям [ 6 ] .

Разновидностью  косвенного внушения является " через  предметное " (опосредованное) внушение. В этом случае используется дополнительный раздражитель, который приобретает  новое информационное значение через  сделанное прямое внушение.

При внушении через  предметы сугестор связывает определенное внушение с некоторым предметом, благодаря чему оно и осуществляется в связи с данным предметом. Согласно индифферентный к этому раздражитель получает на данный период времени определенную условную значимость. Отсюда следует, что " косвенное словесное внушение основано на образовании сложной условной связи между раздражителем второй сигнальной системы (слова внушения ), данным безусловным раздражителем и фактом реализации эффекта, внушения (возникновение вследствие этого явления или действия, которое внушается ) " [ 5 , с . 36].

В условиях опосредованного  косвенного внушения момент использования  вызванного состояния или действия может быть отсрочен. В силу этого  сам факт словесного воздействия внушения отходит на задний план, а внушение становится действующим скрыто. Косвенное внушение " с успехом может быть применено в состоянии бодрствования и имеет большую силу, чем внушение прямое " [5 , с . 37].

Одним из часто  используемых путей косвенного внушения является назначения плацебо. Плацебо - эффект достигается назначением индифферентного вещества с информацией о ожидаемом эффекте в случае его употребления. При этом усиливающий плацебо - эффект целесообразно использовать для достижения максимального эффекта от минимальной дозы вещества.

Направляющий  плацебо - эффект может заключаться  также в расширении спектра действия реального лечебного препарата ( например, установка на транквилизатор одновременно и как на снотворное, и как на релаксирующее средство). Плацебо - эффект при этом обеспечивается цветом, формой, размером, дозой препарата, режимом его приема и т.п.

 

 

1.2 Содержательные особенности языковых форм косвенного внушения

 

Рассмотрим  содержательные особенности некоторых языковых форм косвенного внушения.

1. " Сложное составное внушение ". Оно представляет собой сложносочиненное или сложноподчиненные предложения. Чаще всего первая часть предложения является" Присоединением ", т.е. описывает психическое состояние или ситуацию сугеренда в этот момент времени, а вторая часть - " ведением ", т.е. описывает эффект, который сугестор хочет вызвать в сугеренда.

Примеры:  

1) " Чем внимательнее вы слушаете мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в воспоминания своего детства ",

Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих