Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа
Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложение Б 33
Приложение
В……………………………………………………………………………
Вопрос рассмотрения психологических аспектов воздействия на индивидуальное и массовое сознание изучен недостаточно полно, что и обусловливает актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс влияния внушения на военнослужащих.
Предмет исследования: степень внушаемости военнослужащих.
Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные
особенности языковых форм
3. Определены методы
4. Проведено
эмпирическое исследование
Работа состоит из двух глав, одна из которых теоретическая, вторая – практическая.
Бурное развитие психотехнологий суггестивного воздействия происходит сейчас преимущественно в непедагогичных сферах: психотерапии, нейро - лингвистическом программировании, рекламе, политике, бизнесе и т.п..
Итак, продолжает оставаться актуальной задача выявления, уточнения и систематизации основных видов внушения, которые разработаны в различных непедагогичных психотехниках и которые могут использоваться в процессе суггестивного воздействия на военнослужащих.
Классификация внушений реализована в работах В. П. Зухарей, Г.К. Лозанова, С. С.Пальчевского, А. И. Сиротенко, А. Татенко, И. Е. Шварца и других.
Современные классификации основных видов внушения приводят в своих работах Ж. Беккио, Г. А. Гончаров, Н. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко, И. М. Мелихов, Е.Росси, М. Япко и другие. Поэтому актуальной является задача уточнения таксономии основных видов внушения с учетом современных суггестологичних исследований.
Несмотря на
сложность классификации
Прямые внушения предполагают понимание сугерендом цели суггестивного воздействия, четко указывая на ожидаемое действие или психологическую реакцию с его стороны. В значительной степени они относятся к сознательному опыту данного сугеренда и обычно дают конкретные решения проблем, а также подробные инструкции о том, как реагировать на рекомендации и вопросы сугестора [ 6 ].
Данный вид суггестии согласно ее психологической природы может рассматриваться в двух аспектах:
1) в аспекте влияния на эмоции, установки, неосознаваемые мотивы сугеренда (в форме суггестивных наставлений сугестора)
2) в аспекте
влияния на составляющие
Прямое внушение может быть императивным и мотивированным. Императивное внушение наяву (суггестивные команды и приказы) делается повелительным, эмоционально - насыщенным тоном, не допускающим сомнений. Прямое внушение осуществляется в виде коротких, понятных сугеренду фраз с повторением ключевых слов и выражений, которые подкрепляются и усиливаются невербальными сигналами. Императивное (повелительное) внушение является стрессовым видом воздействия на человека. Иногда императивное внушение называют " родительским " методом суггестии.
Мотивировки внушения включаются в текст суггестии в виде элементов разъяснения и убеждения. Суггестивные наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения сугеренда, делаются спокойным тоном в виде мягких, успокаивающих фраз, которые обычно повторяются несколько раз.
Иногда мотивированное внушение называют " материнским " методом суггестии[3].
Рассмотрим важнейшие содержательные особенности различных форм прямого внушения.
1 . "Позитивные внушения ". Эти внушения наиболее популярны, простые и безотказные. Они строятся таким образом, чтобы помочь осознать сугеренду, что он может достичь желаемых состояний, переживаний, отношений.
Поскольку слова
сугестора ориентируют
Примеры: 1) "Вы можете вспомнить момент, когда гордились собой ", 2) "Вы в состоянии найти в себе силы, о существовании которых даже не подозревали ".
2. "Негативные
внушения". С помощью данных
внушений можно
Примеры : 1) "Вы не должны теперь думать с симпатией о своей роте ", 2) " Попробуйте не думать о том, кто из ваших друзей завтра не придет на вечеринку".
3 . " Конкретные внушения ". Данные внушения содержат подробные описания чувств, воспоминаний, мыслей или фантазий, которые должны быть актуализированы в сугеренда в процессе внушения. При этом приведение многочисленных деталей, которые касаются каждого элемента опыта, который внушается, может вызвать желаемый суггестивный эффект более полно, длительно и надежно.
Примеры: 1) " Подумайте на минуту о красной розе, о ее мягких, бархатных лепестках, ее нежном запахе ",
2) " Помните ли вы, как приятно откусить спелый апельсин , когда рот наполняется слюной, а по пальцам течет сладкий ароматный сок ? "
Однако каждое конкретное внушение может стать в то же время и источником потенциальной неудачи . Такое возможно потому, что большое количество деталей, приводимых сугестором, увеличивают вероятность переживаний сугеренда, идущих вразрез с содержанием внушений сугестора.
4 . " Общие внушения ". В отличие от конкретных внушений, в общих внушениях отсутствуют детали, дающие сугеренду возможность свободно выбирать элементы субъективного опыта, которые ассоциируются с абстрактным содержанием внушения. В рамках суггестивного процесса они дают сугеренду шанс использовать свой опыт и информацию для детализации и реализации содержания внушения. Таким образом, внушение, которое может показаться слишком обобщенным , чтобы быть успешным , на самом деле становится стимулом для осмысленного индивидуализированного переживания.
Примеры: 1) "Вы
в состоянии вспомнить
Ни одно из указанных выше общих внушений специально не уточняет, какое именно воспоминание подразумевается. Поэтому сугеренд сам вынужден актуализировать конкретные элементы индивидуального опыта. применяя определения" Конкретный ", " определенный ", " специфический ", " особый ", сугестор подталкивает сугеренда к концентрации на одном из своих реальных переживаний, которые имели место в прошлом. Проведенный сугерендом выбор конкретного субъективного переживания является результатом актуального взаимодействия между сознательной и бессознательной сферами его психики [6 , с . 74-75 ] .
К. И. Платонов отмечал, что при конструировании формул прямого внушения целесообразно использовать следующие принципы:
1) содержание прямого внушения должно иметь форму императивного сообщения связанного с прошлым, настоящим или будущим сугеренда
2) формула внушения должна быть выражена в некоторых простых и понятных словах, соответствующих по своему содержанию личностным качествам сугеренда , уровню его интеллектуального развития , содержания его проблемы ,
3) при осуществлении прямого внушение сугестор должен произносить слова авторитетно и твердо, уверенно и спокойно, повторяя формулу внушения несколько раз
4) успех словесного внушения в значительной степени определяется не только содержанием самой формулы внушения, но и выразительностью речи - силой звука, интонацией голоса, определенными акцентами, соответствующими содержанию произносимых слов,
5) содержание формулы прямого внушения должно иметь четкую направленность на решения проблемы сугеренда,
6) содержание внушения должно находиться в гармонии с этическими нормами, социальными установками, самолюбием сугеренда,
7) формула внушения должна содержать определенные сроки и условия ее реализации,
8) прямое внушение может
содержать элементы
9) слова внушения должны
быть достаточно ярко
10) сугестор должен заранее предусмотреть возможные обстоятельства и осложнения, в силу которых его слово может оказаться действующим иначе, чем он задумал [5 , с .266-268 ] .
Косвенные внушения характеризуются или неясностью цели для сугеренда или отсутствием прямой направленности на того, кто является действительным объектом воздействия. При этом содержание непрямого внушения включается сугестором в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью ее усвоения сугерендом. " Мягкие" формы косвенного внушения редко встречают сопротивление со стороны сугеренда . Косвенное внушение очень часто может быть непреднамеренным, будучи обычным компонентом межличностного общения. Вместе с тем, произвольное использование косвенного внушения требует от сугестора неординарности решений, большой изобретательности в выборе языковых форм его реализации, а также определенного духа и артистизма.
Косвенные внушения обычно тесно связаны с проблемой сугеренда и вызывают у него желаемые реакции замаскированным и невольным образом.
Эти внушения могут быть достаточно тонкими. Обычно они конкретно не касаются сознательного опыта данного человека, поэтому требуют от сугеренда различных субъективных интерпретаций. Применение косвенных внушений может приводить к тому, что на уровне сознания сугеренд будет думать о содержании актуальной беседы , в то время как его бессознательное начнет ассоциировать полученную информацию с внутренним опытом, прокладывая таким образом дорогу к его внутренним трансформациям [ 6 ] .
Разновидностью косвенного внушения является " через предметное " (опосредованное) внушение. В этом случае используется дополнительный раздражитель, который приобретает новое информационное значение через сделанное прямое внушение.
При внушении через предметы сугестор связывает определенное внушение с некоторым предметом, благодаря чему оно и осуществляется в связи с данным предметом. Согласно индифферентный к этому раздражитель получает на данный период времени определенную условную значимость. Отсюда следует, что " косвенное словесное внушение основано на образовании сложной условной связи между раздражителем второй сигнальной системы (слова внушения ), данным безусловным раздражителем и фактом реализации эффекта, внушения (возникновение вследствие этого явления или действия, которое внушается ) " [ 5 , с . 36].
В условиях опосредованного косвенного внушения момент использования вызванного состояния или действия может быть отсрочен. В силу этого сам факт словесного воздействия внушения отходит на задний план, а внушение становится действующим скрыто. Косвенное внушение " с успехом может быть применено в состоянии бодрствования и имеет большую силу, чем внушение прямое " [5 , с . 37].
Одним из часто используемых путей косвенного внушения является назначения плацебо. Плацебо - эффект достигается назначением индифферентного вещества с информацией о ожидаемом эффекте в случае его употребления. При этом усиливающий плацебо - эффект целесообразно использовать для достижения максимального эффекта от минимальной дозы вещества.
Направляющий плацебо - эффект может заключаться также в расширении спектра действия реального лечебного препарата ( например, установка на транквилизатор одновременно и как на снотворное, и как на релаксирующее средство). Плацебо - эффект при этом обеспечивается цветом, формой, размером, дозой препарата, режимом его приема и т.п.
Рассмотрим содержательные особенности некоторых языковых форм косвенного внушения.
1. " Сложное составное внушение ". Оно представляет собой сложносочиненное или сложноподчиненные предложения. Чаще всего первая часть предложения является" Присоединением ", т.е. описывает психическое состояние или ситуацию сугеренда в этот момент времени, а вторая часть - " ведением ", т.е. описывает эффект, который сугестор хочет вызвать в сугеренда.
Примеры:
1) " Чем внимательнее вы слушаете мой голос, тем глубже вы можете погрузиться в воспоминания своего детства ",
Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих