Влияние родительских отношений на формирование девиантного поведения подростков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 14:30, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы - определить зависимость стиля родительских отношений и девиантного поведения детей. Задачи исследования: 1. Теоретически обосновать социально-психологический анализ семьи как института социализации детей. 2. Выявить факторы, влияющие на взаимоотношения детей и родителей. 3. Рассмотреть девиантное поведение детей, как следствие семейного воспитания. 4. На основе полученных данных разработать рекомендации для родителей.
Влияние родительских отношений
на девиантное поведение подростков
Введение
В настоящее время
проблема психофизического благополучия
детей в условиях семьи и дошкольного
учреждения приобретает особую актуальность,
так как является одной из важнейших составляющих
государственной политики сохранения
здоровья нации.
Современные ситуации
в России (экономический кризис, нагнетание
социальной и политической напряженности,
межэтнические конфликты, растущая материальная
и социальная поляризация общества и т.д.)
обострила положение семьи. Среди основных
тенденций преобразований, которые претерпевает
современная семья, отмечается: изменение
её функций, сокращение размеров, изменение
типа главенства.
Последнее десятилетие
характеризуется масштабными изменениями
в политическом, экономическом, социальном
и культурном укладе жизни страны. Адаптация
к новым макроусловиям сопровождается
ростом психического напряжения. Стрессы,
социальная и личностная нестабильность
сформировали общественную потребность
в психологической помощи населению и,
прежде всего, семье как важнейшей социальной
форме организации бытия индивида. Ответом
на этот социальный запрос стало интенсивное
развитие служб семьи, возникновение широкого
круга учреждений и организаций, ставящих
своей целью оказание психологической
помощи семье.
В семье, где возникают
проблемы взаимоотношений детей и родителей,
родители по-своему их решают, или же не
прилагают никаких усилий для налаживания
общения с детьми. Как справедливо замечено
многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас,
Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло,
В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных
отношений детей и родителей, является
неправильная позиция в отношении своих
детей именно родителей, которая и определяет
тип воспитание в семье.
Семейная психотерапия
в России находится на начальном этапе
своего развития и, следовательно, не располагает
собственными сколько-нибудь значительными
теориями и концепциями. В этих условиях
отечественные семейные психотерапевты
вынуждены использовать западные теоретические
модели и методические приемы. Однако
западный опыт оказания психологической
помощи семье не может быть без изменений
перенесен на российскую почву, поскольку
российские семьи характеризуются национальной
спецификой (А.Я. Варга).
Анализ отечественной
и иностранной литературы показывает,
что этиологические факторы нарушений
личностного развития, связанные с семьей,
могут быть разделены на следующие группы:
психическая травма; дефекты семейного
воспитания; дисгармония отношений в родительской
паре; негативные типы родительско-детских
отношений и как следствие различные виды
девиантного поведения детей.
Для детей из семей,
где нет взаимопонимания между родителями
и детьми осложнены такие значимые для
личности процессы как принятие объективной
сложности окружающего мира, полноценная
адаптация к изменяющимся условиям, умение
принимать на себя ответственность и делать
выбор. Все это осложняет процесс социализации
ребенка и приводит к асоциальному поведению.
Невыполнение семьей своей социализирующей
функции затрудняет, либо искажает взаимоотношения
ребенка с окружающим миром, не дает ему
возможности полноценно развиваться,
порождает чувство психологического одиночества.
Социализация детей
в семье, т.е. становление личности ребенка,
усвоение им основных социальных ролей,
норм и ценностей, осуществляется как
непосредственно через общение и взаимодействие
представителей различных поколений.
так и опосредованно - через влияние таких
характеристик, как тип семьи, ее состав,
уровень материальной обеспеченности
и образования родителей, их социально-профессиональная
принадлежность.
Чрезмерная занятость
и нервные перегрузки родителей, формирование
средствами массовой информации новых
стереотипов жизненного успеха и потребительских
стандартов у молодежи ведут к снижению
качества семейного воспитания, обострению
конфликтности между поколениями, разрыву
родственных связей.
Поэтому в своей работе
я хочу рассмотреть проблему
- влияния
стилей родительских взаимоотношений
на формирование девиантного поведения
детей.
Исходя
из этого, объектом исследования являются семейные
отношения.
Предмет
исследования - влияние родительских
отношений на девиантное поведение детей.
Гипотеза
исследования состоит в том, что девиантное поведение
в семье можно избежать, если:
1. Установлена
общая точка зрения родителей
на позитивные черты ребенка;
2. Проблемы, возникающие
у ребенка, решаются совместно
всеми членами семьи;
3. Если выбран
соответсвующий стиль семейного воспитания.
Таким
образом, цель
моей работы - определить зависимость
стиля родительских отношений и девиантного
поведения детей.
Задачи
исследования:
1. Теоретически
обосновать социально-психологический
анализ семьи как института
социализации детей.
2. Выявить факторы,
влияющие на взаимоотношения
детей и родителей.
3. Рассмотреть
девиантное поведение детей, как следствие
семейного воспитания.
4. На основе
полученных данных разработать
рекомендации для родителей.
Методы
исследования:
1. Анализ психолого-педагогических,
социально-психологических трудов
по теме исследования.
2. Беседы.
3. Наблюдения.
4. Тестирование.
База
исследования:
Десять семей, имеющих
детей в возрасте от 11 до 13 лет в течение
2001-2002 гг.
1. Теоретические
основы влияния родительских
отношений на формирование девиантного
поведения
1.1 Социально-педагогическая
характеристика современной семьи
Психология и поведение
отдельного человека как личности существенно
зависит от социальной среды.
Социальная среда
представляет собой сложно устроенное
общество, в котором люди объединены друг
с другом в многочисленные, разнообразные,
более или менее устойчивые соединения
называемые группами. Среди таких групп
можно выделить большие и малые. Большие
группы представлены государствами, нациями,
народностями, партиями, классами, другими
социальными обществами. Они выделяются
по профессиональным, экономическим, религиозным,
культурным, образовательным, возрастным,
половым и другим всевозможным признакам.
Через эти группы осуществляется воздействие
идеологии общества на психологию составляющих
их людей.
Непосредственным
проводником влияния общества и больших
социальных групп на индивида является
малая группа. Она представляет собой
небольшое объединение людей (от 2-3 до
20-30 человек), занятых каким-либо общим
делом и находящихся в прямых взаимоотношениях
друг с другом. Малая группа представляет
собой элементарную ячейку общества. В
ней человек проводит большую часть своей
жизни. Известный тезис о зависимости
психологии и поведения личности от социальной
среды правильнее было бы сформулировать
как мысль о зависимости личности от психологии
и отношений, существующий в малых группах.
Примерами малых
групп, наиболее значимых для человека,
является семья, школьный класс, трудовой
коллектив, объединение близких друзей
и т.п.
Семья как малая группа
характеризуется глубокой внутренней
психологической и поведенческой обязанностью
её членов, которая делает её относительно
автономным социально-психологическим
образованием.
Семью можно отнести
к естественной малой группе, так как она
возникает и существует исходя из потребностей
её членов. Так же, семью можно охарактеризовать
как высокоразвитую малую группу по тому,
что в ней присутствуют - достаточная психологическая
общность, налаженные личные взаимоотношение
- сложившаяся структура взаимодействия,
четкое распределение обязанностей, и
т.д.
Для того, чтобы назвать
семью коллективом, она должна соответствовать
ряду весьма высоких требований, которые
определяют высокоразвитую малую группу
как коллектив:
- успешно справляться
с возложенными на неё задачами;
- иметь высокую мораль,
хорошие человеческие отношения;
- создавать для каждого
своего члена возможность развития как
личности;
Психологически развитой
как коллектив считается такая семья,
в которой сложилась дифференцированная
система личных взаимоотношений, строящихся
на высокой нравственной основе. Такие
отношения можно назвать коллективистскими.
Они определяются через понятия нравственности,
ответственности, открытости, коллективизма,
организованности, эффективности и информированности.
Таких малых групп,
которые бы полностью бы отвечали всем
требованиям коллектива, в действительности
почти нет. Большинство семей занимает
промежуточное положение между слаборазвитой
группой и высокоразвитым коллективом.
Одни и те же члены
семьи в различных характерных для нее
системах отношений обычно занимают неодинаковое
положение. Для более точной характеристики
места каждого человека в структуре внутрисемейных
отношений психологи пользуются понятиями
«позиция», «статус», «внутренняя», «установка»
и «роль». Позиция - это понятие, обозначающее
официальное положение человека в той
или иной подсистеме отношений. В семье
она определяется связями данного человека
с остальными членами семьи. От позиции,
занимаемой человеком в семье, зависит
степень его потенциального влияния на
поступки остальных членов семьи.
В отличие от позиции
статус человека в семье - это реальная
характеристика его положения в системе
внутрисистемных отношений, степень действительной
авторитетности для остальных членов
семьи.
В социальной психологии
роль определяется как нормативно одобряемый
образец поведения, ожидаемого от человека,
занимающего определенную позицию. Войдя
в определенную роль в семье, человек постепенно
привыкает к ней, и сами члены семьи начинают
ожидать от него поведение, соответствующего
роли. Принятая на себя роль во многом
определяет восприятие и оценку человека
в системе внутрисемейных отношений.
Итак, семья - тот
институт, который обеспечивает ребенка
необходимым минимумом общения, без которого
он никогда не смог бы стать человеком
и личностью. И вместе с тем, никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
Функции семьи в процессе социализации
Функция первичной социализации детей обусловлена
тем, что родившиеся человеческое дитя
несет в себе только предпосылки, задатки.
Ребенок должен быть постепенно введен
в общество, чтобы органы и системы его
организма развивались по «человеческой
программе».
А.В. Мудрик выделяет шесть функций
семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное
развитие человека. В младенчестве и в
раннем детстве эта функция играет определяющую
роль, которая не может быть компенсирована
другими институтами социализации. В детском,
младшем школьном и подростковом возрастах
ее влияние остается ведущим, но перестает
быть единственным.
Во-вторых, семья играет определяющую
роль в формировании психологического
пола ребенка в первые три года его жизни.
Как выявили специалисты, решающее значение
в этом имеет отец, т. к. именно он, как правило,
дифференцированно относится к дочери
и сыну (поощряет активность у сына и женственность
у дочери). Так как мать, обычно, одинаково
относится к детям обоего пола. Отсутствие
в семье отца или его формальное наличие
делает эффективность половой социализации
проблематичной.
В-третьих, семья играет ведущую
роль в умственном развитии ребенка. Американский
исследователь Баум выявил, что различие
в коэффициенте умственного развития
детей, выросших в благополучных и неблагополучных
семьях, доходит до двадцати баллов, а
также влияет на меру приобщения человека
к культуре на всех этапах социализации.
В-четвертых, семья имеет важное
значение в овладении человеком социальных
норм.
В-пятых, в семье формируются
фундаментальные ценностные ориентации
человека в сферах семейных и межэтнических
отношений, а также определяющих его стиль
жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семье присуща функция
социально-психологической поддержки
человека, от чего зависит его самооценка,
уровень его самоуважения, мера самопринятия,
аспекты и эффективность самореализации.
Первичная социализация служит
соединительным звеном между «малым миром»
ребенка и большим, окружающим его, миром
взрослых.
Рекреационная или психотерапевтическая
функции семьи объясняется тем, что семья
- это сфера абсолютной защищенности, абсолютного
принятия человека, в зависимости от его
талантов, жизненных успехов, финансового
положения и т.д. Выражение «мой дом - моя
крепость» хорошо выражает мысль, что
здоровая, неконфликтная семья - наиболее
надежная опора, наилучшее убежище, где
человек может укрыться от всех поползновений
далеко не дружелюбного внешнего мира,
разрядить свои отрицательные эмоции.
Физические силы, израсходованные
человеком в трудовом процессе, выполняются
в нерабочее время. Наблюдения показывают,
что полнее всего восстанавливаются силы
в семейной обстановке, в общении с близкими
людьми, с детьми. Разрушение системы организованного
отдыха взрослых и детей сделало для большинства
населения семейное проведение отпуска
повелительной необходимостью, но полная
стоимость путевок в учреждения отдыха
недоступна для очень многих. Между тем
доказано, что совместный отдых обоих
супругов и детей - это фактор, благотворно
влияющий на крепость семейных связей.
Фелицитологическая функция
характеризуется «Фелиците» - от латинского
- счастье, созданием условий счастья,
гармонии, взаимопонимания в семье,
Регулятивная функция. Здесь
подразумевается статус семейного человека.
Статус семейного человека выше, чем статус
человека, не состоящего в браке. Семейный
человек более осмотрителен в своих действиях,
дает отчет своим действиям, более консервативен
Коммуникативная функция заключается
в удовлетворении потребности человека
в двух противоположных явлениях - общением
и уединении.
Эмоциональная функция реализуется
в удовлетворении потребности членов
семьи в симпатии, уважении, признании,
эмоциональной поддержке, психологической
защите.