Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:41, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать связь ролевой игры и реального общения дошкольников.
Задачи: 1) проанализировать существующую литературу по данной проблеме; 2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и ролевой игры; 3) провести формирующий эксперимент для поднятия на более высокий уровень развития ролевой игры; 4) провести контрольное наблюдение для сравнения показателей экспериментальной группы и контрольной; 5) проанализировать полученные результаты.
Введение.
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме.
I. Сюжетно - ролевая игра.
1. Краткая характеристика.
2. Этапы развития ролевой игры.
3. Взаимоотношения детей в игре.
II. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте.
1. Характеристика межличностных отношений дошкольников.
2. Индивидуальные варианты отношения к сверстнику.
3. Зависимость взаимоотношений от потребности в общении.
4. Развитие мотивов общения со сверстником в дошкольном возрасте.
5. Методы изучения потребности в общении.
Глава II. Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
Введение.
I. Характеристика особенностей общения со сверстником у современных дошкольников.
1. Характеристика общения.
1.1 Состав просоциальных действий.
1.2 Описание разговоров детей.
2. Описание совместной сюжетно-ролевой игры.
2.1. Длительность.
2.2. Сюжеты игр.
2.3. Содержание игр.
2.4. Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
II. Опыт формирования сюжетно-ролевой игры как средства
развития общения дошкольников.
1. Формирующий эксперимент.
1.1. Характеристика детей экспериментальной группы.
1.2. Этапы формирующего эксперимента.
1.3. Контрольный эксперимент (наблюдение за детьми экспериментальной группы и детьми контрольной группы после проведения формирующего эксперимента и сравнение результатов наблюдения).
Заключение.
Используемая литература.
Московский городской
Факультет «Психология образования» Кафедра «Дошкольная практическая педагогика и психология».
Дипломная работа
На тему
«Влияние ролевой игры на общение сверстников»
Выполнила студентка
5 курса 1 группы
Путилова Наталья Юрьевна
Научный руководитель:
Доктор психол. наук, профессор
Смирнова Е. О.
Москва, 2002 учебный год.
Содержание:
Аннотация.
Введение.
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме.
I. Сюжетно - ролевая игра.
1. Краткая характеристика.
2. Этапы развития ролевой игры.
3. Взаимоотношения детей в игре.
II. Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте.
1. Характеристика
межличностных отношений
2. Индивидуальные
варианты отношения к
3. Зависимость
взаимоотношений от
4. Развитие
мотивов общения со
5. Методы
изучения потребности в
Глава II. Исследование особенностей общения дошкольников и опыт формирующего эксперимента.
Введение.
I. Характеристика
особенностей общения со
1. Характеристика общения.
1.1 Состав просоциальных действий.
1.2 Описание разговоров детей.
2. Описание
совместной сюжетно-ролевой
2.1. Длительность.
2.2. Сюжеты игр.
2.3. Содержание игр.
2.4. Количество детей в группе с разными уровнями развития игры.
II. Опыт формирования
сюжетно-ролевой игры как
развития общения дошкольников.
1. Формирующий эксперимент.
1.1.
Характеристика детей
1.2.
Этапы формирующего
1.3.
Контрольный эксперимент (
Заключение.
Используемая литература.
ВВЕДЕНИЕ.
На протяжении многих тысячелетий умы многих учёных занимала загадка человеческих отношений, а ещё больше такое явление как дружба. Как она возникает, когда, по каким причинам? Многие психологи 20 века исследовали это явление на дошкольниках, так как считается, что именно в этом возрасте уже существуют реальные отношения между сверстниками. Но практически нет глубоких, основательных работ по проблеме связи ролевой игры и содержательного, личностного общения дошкольников. В данной работе будет сделана попытка исследовать и соотнести эти две важнейшие сферы деятельности дошкольника.
Нами
была выдвинута гипотеза, что, впервые
возникая в совместной сюжетно-ролевой
игре, содержательное общение, личностные
отношения людей путём
детьми, уже имеют возможность выходить за пределы игровой деятельности. Эта гипотеза возникла не случайно. Дело в том, что в игре существует два пласта общения между детьми: игровое общение (обусловленное выполняемой ролью) и внеигровое, реальное (обусловленное реальными межличностными отношениями детей). С развитием игры ролевое общение всё более сокращается, уступая место реальному общению. И здесь естественно было бы предположить, что, формируя ролевую игру у дошкольников, мы тем самым будем развивать их межличностное общение.
Цель дипломной работы - исследовать связь ролевой игры и реального общения дошкольников.
Задачи: 1) проанализировать существующую литературу по данной проблеме; 2) провести наблюдение за детьми - дошкольниками для выявления уровня развития их общения и ролевой игры; 3) провести формирующий эксперимент для поднятия на более высокий уровень развития ролевой игры; 4) провести контрольное наблюдение для сравнения показателей экспериментальной группы и контрольной; 5) проанализировать полученные результаты.
Предмет исследования: связь ролевой игры и реального общения сверстников.
Объект исследования: поведение детей.
Методы исследования: наблюдение, формирующий эксперимент. Первый этап исследований - невключённое наблюдение за детьми средней группы детского сада (в группе, в раздевалке, на прогулке). Второй этап исследования - формирование сюжетно - ролевой игры. Заключительный этап -наблюдение за общением в группе и сравнение его с общением до формирования игры.
Не случайно была выбрана именно сюжетно - ролевая игра, а не какая - то другая деятельность. Сюжетно - ролевая игра - это ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, а отношения со сверстниками становятся для ребёнка очень важными, так как общению со взрослыми ребёнок начинает
предпочитать общение с ровесниками. Именно в ролевой игре возникает содержательное общение, которое потом может переноситься за пределы игры. Но необходимо выяснить: как, когда и каким образом возникают это общение.
Данная
проблема, на мой взгляд, очень актуальна
именно в настоящее время, когда
уделяется огромное внимание личности,
индивидуальности ребёнка, а общественное
отчуждение всё более и более
возрастает. Необходимо научить ребёнка
взаимоотношениям в коллективе, обществе.
А сделать это можно на основе
знаний о влиянии на общение ведущего
типа деятельности - ролевой игры. Таким
образом, мы сможем формировать нужные
нам отношения в детском
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
I. СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА.
1. Краткая характеристика.
Сюжетно - ролевая игра впервые появляется у детей на границе раннего и дошкольного возраста. Главным в игре детей - дошкольников является роль, которую берёт на себя ребёнок. В ходе осуществления роли преобразуются действия ребёнка и его отношение к действительности. Так родилась гипотеза, что мнимая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в особых игровых условиях, есть основная единица игры. Существенным моментом создания такой игровой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Ролевая игра (по исследованиям Н. В. Королевой) особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, её содержанием является именно эта сфера действительности. Содержанием развёрнутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение
техника является важнейшим условием проникновения ребёнка в сферу социальных отношений; человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами (не человек - предмет, а человек - человек). В игре необходимо различать её сюжет и содержание. Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводиться детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребёнка. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребёнка в деятельность взрослых людей. Психологами - последователями Л. С. Выготского (в том числе и Д. Б. Элькониным) был выдвинут ряд новых положений в психологии детской игры: 1) ролевая игра является социальной по своему происхождению и именно поэтому по своему содержанию; 2) игра на границе дошкольного возраста возникает не спонтанно, а формируется под влиянием воспитания; 3) игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, основным содержанием игры является человек - его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности; 4) игровая 5) в игре выделяются реальные отношения детей друг с другом, являющихся практикой их коллективных действий.
2. Этапы развития ролевой игры.
1) Первый уровень развития игры. Центральным содержанием игры являются главным образом действия с определёнными предметами (заместителями), направленные на соучастника игры. Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действие. Как правило, роли не называются и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Фактически дети не становятся друг к другу в
типичные для реальной жизни отношения. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей.
2) Второй уровень развития игры. Основным содержанием игры, как и на предыдущем уровне, является действие с предметом. Но в нём на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному действию. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т. е. их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется.
3) Третий уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребёнка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью, действия становятся разнообразными, появляется специфическая ролевая речь. Нарушение логики действий опротестовывается. Протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия.
4) Четвёртый уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребёнок ясно ведёт одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего и ролью того, к кому она
обращена. Действия развёртываются в чёткой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребёнок. Ясно вычленены правила, которым следует ребёнок, со ссылками на реальную жизнь и правила, в ней существующие. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Нарушение логики действий и правил отвергается, отказ от нарушений мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.
Данные уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития. Если расположить весь полученный материал по возрастам детей, участвующих в исследованиях Д. Б. Эльконина и его коллег, то явно обнаружиться, что с возрастом детей растёт уровень развития игры.
Т. к. ребёнок приобщается к культуре с помощью взрослого (исходя из культурно - исторической концепции Л. С. Выготского), то и приобщение к игре (как и к любой другой деятельности) не может обойтись без участия взрослого человека. Общение со взрослыми создаёт оптимальные условия для личности ребёнка, его самосознания, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний. Общение является как бы сквозным механизмом смены ведущих деятельностей. Задача взрослого - открыть новое содержание, сделать его привлекательным и субъективно значимым. Взаимодействие, при котором взрослый является посредником между ребёнком и каким-либо содержанием, можно назвать процессом приобщения.
Выделяются
следующие этапы этого
1. Латентный. Новый предмет деятельности ещё «не виден» ребёнку; он существует в скрытой, латентной, форме как атрибут присутствия взрослого. Однако, благодаря тому, что взрослый не просто демонстрирует нужный способ действия, а передаёт ему аффективный заряд, т. е. ярко выражает свой интерес и эмоциональное отношение, подготавливая следующий этап - в определённый момент происходит «открытие» нового предмета.
2. Открытие. Ребёнок начинает видеть новый предмет и новый способ действия. Эмоциональная притягательность предмета, мотивирующая направленную на него активность, его образ и способ действия с ним открываются перед ребёнком в неразрывном единстве. Ребёнок открывает в предмете собственный способ действия. Взрослый при этом как бы уходит в тень, уступая место на «экране сознания» ребёнка новой для него реальности.
Но первоначально этот «открытый» предмет может побуждать активность ребёнка только в присутствии взрослого. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребёнка, необходим следующий этап.
3. Поддержка. Взрослый своим присутствием, оценками, образцами поддерживает и стимулирует активность ребёнка. Предмет становится мотивом собственных действий ребёнка независимо от присутствия взрослого. Здесь уже можно говорить о сформированности новой деятельности, в которой есть и собственные стремления и желания ребёнка (воля), и способы регуляции поведения.
Все эти этапы приобщения к новой деятельности можно смело отнести и к формированию ролевой игры у ребёнка.