Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:10, курсовая работа
Целью работы является изучение влияния волевого самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек.
Задачи:
1. Произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы агрессивности личности, психологических особенностей юношеского возраста, понятия «волевого самоконтроля»;
2. Подобрать психодиагностические методики для изучения волевых качеств личности юношей и девушек и с их помощью провести исследование.
3. Определить степень зависимости между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля в юношеском возрасте.
4. разработка рекомендаций для родителей, учителей учащихся.
Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте…….6
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте…………………………10
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………….26
3.1. Организация и методы исследования, исследование агрессивности у юношей и девушек……………….26
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложение 1
Приложение 2
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика работы………………………………………………..4
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте…6
1.1. Психологические особенности
развития в юношеском возрасте…
1.2. Определение понятия «агрессивность»,
проявление агрессивности в юношеском
возрасте…………………………………………………………
Выводы к главе 1……………………………………………………………..17
Глава 2. Волевой самоконтроль в юношеском возрасте…………………...18
2.1. Понятия «воля», «волевой самоконтроль»……………………………..18
2.2. Представление о самоконтроле в юношеском возрасте……………...24
Выводы к главе 2 …………………………………………………………….25
Глава 3. Зависимость между волевым самоконтролем и уровнем агрессивности в юношеском возрасте………………………………………………..26
3.1. Организация и методы
исследования, исследование агрессивности
у юношей и девушек………………………………………………………….
3.2. Исследование волевого самоконтроля в юношеском возрасте………29
3.3. Определение коэффициента корреляции………………………………34
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста юношеской преступности и ассоциальности.
В связи с этим, перед психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся юношеской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «юношеской агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.
И, тем не менее, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения юношей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Одной из главных особенностей юношеского возраста является стремление к самостоятельности. Это проявляется в первую очередь в попытке освободиться от излишней опеки и добиться хотя бы относительной независимости.
Общая характеристика работы
Центральное место в работе занимает исследование взаимосвязи уровня агрессивности и волевого самоконтроля в юношеском возрасте.
Тема взаимосвязи уровня агрессивности и волевого самоконтроля, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, педагогов в школе, преподавателей ВУЗов. ССУЗов и ПТУ. С каждым годом возрастает количество юношей и девушек, у которых проявляются какие-либо признаки агрессивности и отклонений волевых качеств.
Работа базируется на теоретических исследованиях Л. Берковица, А. Бандуры и др.
Гипотеза: предполагается, что существует зависимость между уровнем агрессивности и уровнем волевого самоконтроля у юношей и девушек.
Целью работы является изучение влияния волевого самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек.
Объектом исследования выступает процесс выявления агрессивного состояния у 15 юношей и 15 девушек, учащихся 11 класса.
Предмет исследования: индивидуальные показатели волевых качеств личности юношей и девушек.
Задачи:
Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:
- тест-опросник Баса Дарки;
- опросник "Диагностика особенностей самоорганизации-39" (ДОС-39) А.Д. Ишкова на базе голографической модели самоорганизации.
Структура работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, три главы основной части, выводы к каждой главе, заключение, библиографический список использованной литературы, приложения.
Глава 1.Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте
1.1. Психологические особенности развития в юношеском возрасте
Юношеский возраст стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21год, у девушек 16-20.
В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира.
Для ребенка единственной
осознаваемой реальностью
Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях [24, с. 35-37].
К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Главная социальная задача
этого возраста – выбор профессии.
Выбор профессии и типа учебного
заведения неизбежно дифференци
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [21, с. 98].
Образы собственного "я", как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное "я" (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое "я" (каким я стараюсь стать), и идеальное "я" (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое "я" (каким я хотел бы быть, если бы все было возможным), и целый ряд других представляемых "я". Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.
Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального "Я" вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и другие [15, с. 34-35].
Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
1) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью;
2) идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;
3) понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества;
4) механизм
психологического
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
"Значимость" для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций [24, с. 37-38].
1.2. Определение понятия «агрессивность», проявление агрессивности в юношеском возрасте
На протяжении многих веков человечество задавалось вопросом: почему люди действуют агрессивно по отношению друг к другу, и какие меры необходимо принять для того, что бы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?
Этот вопрос рассматривался с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данный вопрос стал предметом систематического научного исследования.
Но для рассмотрения проблемы агрессивности, необходимо выявить, что же такое агрессия? Современный словарь по психологии дает такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание». Берковиц Л. обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действии. [2, с. 23-24]
Информация о работе Влияние самоконтроля на уровень агрессивности у юношей и девушек