Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:56, реферат

Краткое описание

Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Часто вниманием объясняются успехи в учёбе и работе, а невниманием - ошибки, промахи и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются при приёме детей в школу, при отборе для самой профессиональной деятельности, а также для определения текущего состояния человека.

Содержание

I. BBЕДЕНИЕ
II. Основная часть
1.Внимание и его виды. Теории внимания
2.Функции и виды внимания
3. Физиологические основы внимания
III. Заключение
IV. Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

внимание.docx

— 22.31 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. BBЕДЕНИЕ

II. Основная часть

1.Внимание  и его виды. Теории внимания

2.Функции  и виды внимания

3. Физиологические основы внимания

III. Заключение

IV. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Никакой другой психический процесс не упоминается  так часто в повседневной жизни  и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических  концепций, как внимание. Часто вниманием  объясняются успехи в учёбе и  работе, а невниманием - ошибки, промахи  и неудачи. Особенности внимания с необходимостью диагностируются  при приёме детей в школу, при  отборе для самой профессиональной деятельности, а также для определения  текущего состояния человека. Однако в психологии проблема внимания стоит  несколько особняком, и у исследователей возникают значительные трудности  в трактовке этого понятия  и тех феноменов, которые за ним  стоят. Это связано с тем, что  «несамостоятельность» внимания подчёркивается как психический процесс. Внимание нигде не выступает изолированно от других феноменов и не имеет  своего отдельного специфического продукта. Также, внимание является психическим  инструментом активности субъекта, позволяющим  ему не быть игрушкой внешних воздействий  при взаимодействии с окружающим миром.

Внимание  особого содержания не имеет; оно  проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов  сознания, и притом та их сторона, в  которой они выступают как  деятельность, направленная на объект.

Мы  внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или  даже всматриваемся, т.е. когда подчёркнута  или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или  отражения объективной реальности. Внимание - это в первую очередь  динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической  деятельности с определённым объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная  направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нём, углублённость  в направленную на объект познавательную деятельность.

За  вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение  отношения к объекту. А изменение  отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным  и отчётливым, как бы более выпуклым.

Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира. И  реагирует не на все воздействия. Среди всего многообразия стимулов отбираются лишь те, которые связаны  с его потребностями и интересами, с его ожиданиями и отношениями, с его целями и задачами.

Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в  других процессах, однако и в нём  выявляется специфическим образом  взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в  изменении ясности и отчётливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Говорить  о внимании, его наличии или  отсутствии можно только применительно  к какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его  деятельности. И оба направления, таким образом, совпадают.

Это положение оправдывается в самых  различных областях деятельности. Его  подтверждает ниже приводимое наблюдение Гельмгольца. На сценическом опыте  это правильно подметил Станиславский.

«Внимание к объекту, - пишет он, - вызывает естественную потребность что-то сделать с  ним. Действие же ещё больше сосредоточивает  внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и  взаимопереплетаясь, создаёт крепкую  связь с объектом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

Важнейшей особенностью протекания психических  процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической  деятельности связывают с таким  свойством нашей психики, как  внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как  бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для  личности устойчивую или ситуативную  значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень  сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Внимание  не является самостоятельной психической  функцией. Это особая форма психической  активности человека; она входит как  необходимый компонент во все  виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь  различить какой-либо зрительный или  звуковой образ, запах и т.д.

Характеризуя  внимание как сложное психическое  явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность его проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих  данной деятельности, воздействий и  игнорировании других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного  содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, ока не будет достигнута цель. Одной  из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание  может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное  внимание связано с восприятием  раздражителей разной модальности. В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами  интеллектуального внимания как  высшей его формы являются воспоминания и мысли.

Специфическое значение внимания является дискуссионным. Каждый понимал его по-разному. Из-за этого появились различные теории. Одной из них является теория Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным  или усиленным, всегда связано с  эмоциями и вызывается ими. Двигательный эффект внимания состоит в том, что  некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими. Теория эта называется моторной.

Представители английской эмпирической психологии - ассоционисты - не включали внимание в  систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и внимания. И лишь в конце XIX и  начале XX в. Понятие внимания начинает играть всё большую роль. Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив  к ассоциативной психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Это идеалистическое  понимание внимания вызывает реакцию.

Сторонники  волюнтаристической теории усматривают  сущность внимания исключительно в  воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречит такому пониманию. Другие сводили внимание к фиксации представлений  посредством чувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопреки  чувству. Третьи искали объяснения внимания исключительно в изменении самого содержания представлений, не учитывая значения общей направленности личности.

Имеется и ещё одна теория, связывающая  внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н. Узнадзе  и поначалу касалась состояния преднастройки, которое возникает в организме  и определяет его реакции на последующие  воздействия. Установка, по его мнению, напрямую связана с вниманием. Внутренне  она выражает собой состояние  внимания человека. С понятием установки  в теории Узнадзе также связано  понятие объективации. Она трактуется как выделение установки определённого  образца или впечатления, полученного  при восприятии окружающей действительности. Этот образ или впечатление и  становится объектом внимания.

Интересную  теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин. Основные положения его сводятся к следующему: внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской  деятельности. Оно представляет собой  психологическое действие, направленное на содержание образа; внимание представляет собой контроль за содержанием; внимание не имеет особенного результата. Всё  это и многое другое входит в теории внимания.

 

 

 

ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными  потребностями, обеспечивает избирательную  и длительную сосредоточенность  психической активности на одном  и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно  зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность  памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим  различать детали изображений. Для  человеческой памяти внимание выступает  как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной  и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого  материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает  как обязательный фактор правильного  понимания и решения задачи. В  системе межчеловеческих отношений  внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек  лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Существует  несколько разных классификаций  видов внимания. По У. Джемсу, внимание может быть, во-первых, сенсорным, т.е. непосредственным (если объект вызывает интерес сам по себе), или производным (опосредованным, если объект вызывает интерес лишь по ассоциации), во-вторых, непроизвольным (пассивным, рефлекторным, не сопровождающимся чувством усилия) или произвольным (активным, сопровождающимся чувством усилия).

Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих разновидностей было сделано уже  в XVIII веке. Позднее это разделение получило серьёзное теоретическое обоснование в работах Т. Рибо и Н.Н. Ланге.

Непроизвольное  внимание связано с рефлекторными  установками. Оно устанавливается  и поддерживается независимо от сознательного  намерения человека. Непроизвольное внимание привлекают яркие световые явления, неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота и т.д.); что-то новое. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Произвольное внимание обращается на объект и удерживается на нём при сознательном намерении  сделать это и требует волевых  усилий. Это внимание имеет место  там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает произвольное внимание, поэтому всегда и носит опосредованный характер. Это первая его черта. Произвольное внимание иногда переходит в так  называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий которого является интерес к определенной деятельности.

Помимо  них, различают чувственное и  интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов  чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При  чувственном внимании в центре сознания какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль, а также  природное и социально обусловленное  внимание. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в  виде врождённой способности избирательно реагировать на те или иные внешние  или внутренние стимулы, несущие  в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным  рефлексом. Социально обусловленное  внимание складывается прижизненно  в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения. С избирательным сознательным реагированием на объекты

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В каждый момент своего бодрствования  человек что-то слышит, видит, чувствует, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в  состоянии охватить одновременно с  достаточной ясностью всё, что на него воздействует. Он выделяет то, что  представляет для него интерес, соответствует  его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует  выделения объекта и сосредоточенности  на нём. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту, - вызывает естественную потребность что-то сделать с  ним. Действие же ещё больше сосредоточивает  внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и  взаимопереплетаясь, создаёт крепкую  связь с объектом».

Внимание - один из познавательных процессов  человека, в отношении сущности и  права, на самостоятельное рассмотрение которых среди исследования ведутся  уже много веков. Специфическое  значение внимания является дискуссионным. Каждый понимал его по-разному. Из-за чего появились различные теории: моторная, волюнтаристическая и т.д.

Информация о работе Внимание