Внимание как особый процесс, формирующий психическую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Внимание - это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология кр сделано.docx

— 50.37 Кб (Скачать файл)

Вариант 9

1. Внимание как  особый процесс, организующий психическую  деятельность. Виды и качества  внимания.

Внимание - это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Одни ученые полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Другие утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.

Виды внимания.

1) Природный или естественный вид внимания дан человеку с самого рождения, связанный с проявлением инстинктов размножения, самосохранения или с саморегуляцией организма. 

Например, при переходе дороги я обращаю внимание на то, не едет ли на меня машина и лишь, потом спокойно перехожу дорогу. Такие действия связаны с инстинктом самосохранения.

2)Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты. 

Например, однажды я зашла в кафе, продавец куда-то отошел, а пирожные стояли непосредственно на прилавке. И тут стоящий за мной подросток схватил несколько пирожных и выбежал из кафе. Этот подросток привлек мое внимание как нарушитель общепринятых норм поведения.

3)Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. 

Например, на лекции по социологии я внимательно слушаю и стараюсь записать то, что говорит преподаватель, поскольку мне данный предмет интересен и необходим.

4)Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. 

Например, на лекции преподаватель рассказывает лекционный материал и указывает на методическое пособие, которое рекомендуется для подготовки контрольной работ, при этом мое внимание переключается на пособие.

5)Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, осознанные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов как объектов внимания. В таких условиях нередко требуется определенное усилие воли, необходимое для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т. е. не отвлекаться, при наличии в окружающей обстановке посторонних и сильных раздражителей, а также поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Произвольное внимание иногда называют волевым вниманием. 

Например, я готовлюсь к экзамену, все мое внимание сосредоточено на чтении учебника, а в это время в другой комнате моя бабушка довольно громко играет с моей сестрой. Однако в данный момент для меня важнее подготовится к экзамену и не обращать внимание на шум вокруг.

6)Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий запах - может невольно привлечь внимание. Особое значение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями.

Например, я готовлюсь к экзамену, все мое внимание сосредоточено на чтении учебника, а в это время соседи очень громко включили музыку, при этом я свое внимание непроизвольно переключу на некоторое время на это событие.

Качества внимания.

Концентрация внимания - способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного. 

Устойчивость внимания - это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже).

Рассеянность - отрицательное качество внимания. Она выступает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь.

Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Оно проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, когда индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, так и произвольным, когда индивид сознательно заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь объекте.

Интенсивность внимания характеризуется эффективностью восприятия, мышления и памяти в целом. 

Распределение внимания проявляется в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. 

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре—шесть объектов.

 

 

2. Психологический  климат: понятие, методы изучения.

Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Одной из интегральных характеристик групповой, коллективной психики выступает сплоченность как та или иная степень ценностно-ориентационного единства группы. Сплоченность - это степень единомыслия членов группы, коллектива, степень принятия ими соответствующих норм, правил, ценностей, отношений и т.п.

В отечественной групповой психологии выделяют четыре исследовательских подхода психологического климата коллектива:

1. Деятельностный подход основывается на принципе деятельности. Его приложение к исследованию группы вызвало к жизни концепцию групповой активности А. В. Петровского, программно-ролевую концепцию группы М. Г. Ярошевского и концепцию Г. М. Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.

2. Социометрическое направление базируется на широком использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства познания группы. Наибольший вклад в развитие этого направления внес Л. И. Коломинский.

3. Параметрическая концепция создана Л. И. Уманским. Основная идея состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. В рамках этой концепции изучаются организационные, эмоциональные и динамические характеристики группы.

4. Организационно-управленческий подход основан на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности. У истоков этого подхода стоял Е. С. Кузьмин.

Факторы формирования психологического климата коллектива.

Психология группы, как и психология личности, возникает, изменяется, развивается, может деформироваться, деградировать. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии группы. Работа по повышению и реализации психологического потенциала группы и превращению ее в коллектив базируется на полном учете и совершенствовании основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на психологию группы. К таким факторам относятся:

Личность и стиль работы. Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководителя. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. 

 Цели, задачи, содержание деятельности. Сплочение коллектива может происходить лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с потребностями и интересами каждого (под влиянием которых данный человек и вошел в состав коллектива), а также признание необходимости действовать сообща, уяснения ответственной зависимости друг от друга и коллектива. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как положительных (общих и индивидуальных), так и отрицательных показателей успешности происходящих событий, подготавливаемых мероприятий, хода работ, результатов анализов и оценок, показом способов улучшения жизни и деятельности коллектива, напоминанием того, что предстоит делать.

 Целенаправленная работа по сплочению группы. Сплочение коллектива происходит все успешнее:

На первом этапе руководитель коллектива разъясняет, показывает, призывает, требует, но нередко его реально поддерживает только небольшая часть членов коллектива;

На втором этапе в движение по поиску путей совершенствования жизни и деятельности подключается все возрастающая часть членов коллектива;

На третьем этапе в организуемые руководителем движение и деятельность по решению задач, стоящих перед коллективом, включаются почти все;

На четвертом этапе каждый член коллектива предъявляет должные требования к себе, согласующиеся с требованиями и нормами жизни коллектива, самостоятельно развивает активность, осуществляет помощь другим, предъявляет товарищескую взыскательность к нерадивым.

Особенности личностей группы. Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива. Люди оказывают положительное или отрицательное воздействие на самочувствие окружающих в зависимости от их социально-психологических и индивидуально-психологических свойств. Отрицательное влияние на климат оказывают люди непоследовательные, эгоистичные, бестактные и т. д. На самочувствие людей и через него на общий климат коллектива оказывают влияние и особенности психических процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), а также темперамента и характера членов коллектива. Кроме того, важную роль играет подготовка человека к труду, то есть его знания, умения и навыки. Высокая профессиональная компетентность человека вызывает уважение, она может служить примером для других и тем самым способствовать росту мастерства работающих с ним людей.

Организация и обеспечение группы. Сюда можно отнести: организация труда, режим труда и отдыха, график работы, обоснованность и четкость распределения функций между работниками, функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности, перспектива служебного роста и карьера, отношение руководства к вопросам организации труда работников.  Сюда также можно отнести: условия труда и оборудование рабочих мест, обеспеченность труда техникой, электроникой, связью.

 

3.Средства и  методы педагогического воздействия  на личность.

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

  1. Высокий авторитет педагога.

  1. Опора на жизненный опыт воспитанников.

  1. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

  1. Сочетание убеждения и практического приучения.

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2. Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

3. Обучение

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала.

Информация о работе Внимание как особый процесс, формирующий психическую деятельность