Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа
Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.
Внимание
Актуальность темы исследования. Изучение психических состояний в современной психологии является особо актуальным, так как благодаря интегрирующей функции состояний обеспечивается единство психического, вследствие чего образуется целостная психологическая структура личности, включающая свойства, состояния, процессы и их взаимосвязи. Для психологической практики значимость исследований психических состояний связана с их влиянием на эффективность всех видов жизнедеятельности человека.
Анализ исследований по проблеме психических состояний позволяет заключить, что помимо небольшого количества работ, выполненных в русле общей психологии, изучение состояний проводились в рамках специальных психологических дисциплин: инженерной психологии (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, А.И. Фукин и др.), психологии спорта (В.Л. Марищук, В.К. Сафонов, О.А. Черникова и др.), педагогической психологии (В.П. Балакирев, Т.Н. Васильева, Л.М. Страхова и др.), медицинской психологии (Б.Д. Карвасарский, Т.А. Немчин и др.).
В то же время, многими исследователями отмечается, что психические состояния человека непременно следует рассматривать с учетом возрастного периода, так как каждый из периодов развития накладывает свой отпечаток на осознанность, интенсивность, число и качество переживаемых состояний, способность их регуляции. Это обусловлено тем, что актуализация и повторение типичных психических состояний, в свою очередь, приводят к изменениям психического развития ребенка, влияя на когнитивную сферу личности и формирование психологических свойств. Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психологическими особенностями личности. В этом контексте одним из наименее изученных возрастных периодов является дошкольный. Можно констатировать, что в педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр., а у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, недостаточно методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников.
К проблеме психических состояний дошкольников обращались многие отечественные психологи (Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Ю.Е. Сосновикова, А.О. Прохоров, Е.Б. Цагарелли и др.). Так, Ю.Е. Сосновикова, выделяя, наряду с другими, психические состояния, характерные для преддошкольного и дошкольного возраста, отмечает малоизученность этого возрастного периода [31].
В этом контексте вопросы определения номенклатуры психических состояний детей дошкольного возраста, их структуры и динамических особенностей, а также коррекционной работы психических состояний дошкольников являются остро актуальными.
В связи с этим целью нашего исследования является гармонизация психических состояний дошкольников с использованием методов психолого-педагогической коррекции.
Объект исследования: психическое состояние детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: измерение и коррекция психического состояния.
В соответствии с целью нами была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что с помощью методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста возможно улучшение их психического состояния.
В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи:
Методы исследования: проективные методы, метод наблюдения
Методики исследования:
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве базы исследования были выбраны дети дошкольного возраста в возрасте 5,5 -7 лет, посещающие Муниципальные дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 325. Количество испытуемых составило 30 человек, из них 13 мальчиков, 17 девочек.
Глава I. Теоретические аспекты изучения по проблеме психического состояния детей дошкольного возраста
Сегодня государственные
стандарты дошкольного
Для того чтобы воспитатели могли целенаправленно
организовывать этот процесс, им необходимо
осознать и разобраться, в первую очередь,
в понятии «психическое состояние».
Изучение психических
состояний как особой категории
психических явлений, начатое в
нашей стране в 50 - 60-е гг. (В.Н. Мясищев,
Н.Д. Левитов), заполнило реально
существовавший в то время пробел
в системе психологических
А. О. Прохоров подчеркивает, что разработка проблемы психических состояний ведётся, в основном, в рамках психологии труда и инженерной психологии, психологии физической культуры и спорта, медицинской психологии [22]. Автор выделяет актуальность проблемы в 3-х аспектах:
Разноплановость и фрагментарность проводящихся исследований обуславливают наличие разнообразных «белых пятен» в отношении состава, в понимании структуры, механизмов и детерминации, в анализе и описании функций состояний, в разработке диагностических методик и способов оптимизации состояний [22].
Исследователи [32, 23] указывали
на некоторые аспекты структуры состояний,
их связи с эмоциями, влиянии на развитие
личности и т.д., однако, по - прежнему, данный
вопрос остаётся недостаточно изученным.
Ю.С. Сосновикова [32] подчёркивает, что
одной из важных задач этой проблемы, требующей
первоочередного решения, является задача
определения самого понятия психических
состояний.
Так, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев определяют
психическое состояние как сложное и многообразное,
достаточно стойкое, но сменяющееся психическое
явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность
в сложившейся ситуации. В.Н. Мясищев в
работе понимает под состоянием общий
функциональный уровень, на фоне которого
развивается процесс.
Ю.Е. Сосновикова пишет: «Психические
состояния - это конкретное проявление
компонентов (явлений) психики в данный
период времени», [с. 112, 32]. Автор подчёркивает
самостоятельность психических состояний
как одного из компонентов психики, психологической
категорией. Вместе с тем отмечает сложность,
противоречивость, диалектичность данной
категории.
Е.П. Ильин [с. 329, 8] считает, что психическое состояние «это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата». Я.Л. Коломинский [12] определяет эмоциональные состояния как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Схожа с данным утверждением точка зрения Г.М. Бреслава об эмоциональных состояниях как механизме выделения актуального в пространстве и времени. А.Б. Леонова [15] понимает под функциональным состоянием интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности.
Н.Д. Левитов [14] определяет психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. С.Л. Рубинштейн [с. 153, 30] подчеркивает, что психическое состояние «не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, обуславливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность».
В этих определениях отмечается
различный подход, авторы выделяют
многообразные стороны, особенности
психических состояний. Так, подчеркивается
взаимосвязь психических
Не умаляя аналитического подхода к изучению психических состояний и признавая его заслуги в деле теоретического и экспериментального исследования их на первых этапах, отметим, что дальнейшее изучение только отдельных классов психических состояний (функциональных, эмоциональных, личностных и т.д.) приводит к утрате общепсихологических представлений о целостности психических состояний, не способствует раскрытию общих закономерностей их формирования. В этих условиях наиболее продуктивным в изучении указанной выше проблемы является системный подход. Анализ психических состояний как целостных образований [4], изучение особенностей интеграции их компонентов в целое, многомерность и иерархичность, другие признаки системного подхода открывают новые перспективы в исследовании психологической природы состояний.
А.О. Прохоров [22], используя системный и категориальный подходы, выделяет пять аспектов описания систем: 1) система как неделимое целое; 2) система как сложное составное целое; 3) взаимоотношения системы и метасистемы (психического целого); 4) взаимоотношения системы и среды; 5) цикл существования системы.
Исходя из вышеизложенного, самым достаточным, на наш взгляд, является определение, данное А.О. Прохоровым: «Психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени».
Определение содержит как
необходимые категориальные признаки
(целостность, ситуативность, устойчивость
во времени, единство переживания и
поведения, связь с личностными
особенностями и психическими процессами),
так и системные: субстративный (представлен
в понятии целостность
Изучение функций психических состояний представлено в работах [4,32], однако, наиболее полно, на наш взгляд, данный аспект рассмотрен А.О. Прохоровым [22]. Так, автор выделяет следующие функции психических состояний: