Оглавление
Введение
Предмет и задачи возрастной
психологии………………….стр.1
Задачи возрастной психологии……………………………..стр.4
Актуальные проблемы
психологии развития…...................стр.6
Закономерности психического
развития……………..……стр. 7
Возраст как системообразующее
понятие возрастной
психологии…………………………………………………
стр.18
Заключение
Список литературы
Введение
В детстве, а затем
и в отрочестве человек проходит
величайший путь в своем индивидуальном
развитии, вбирая в себя не
только типические черты своих
современников, но и духовные
предтечи - чувства, мысли и надежды
всех предшествующих поколений,
трансформированных в мифологиях,
сказках, исторических, художественных
и научных трудах. Природные предпосылки,
соединенные с условиями жизни,
внутренней позицией ребенка
и создают то удивительное
таинство, которое движет развитием
душевной сферы. Уже в детстве
ребенок способен подняться к
откровениям добра, сочувствия, понимания,
но он же способен низвергнуть
себя к демонам темных побуждений.
В отрочестве человеческое дитя
в еще большей степени, чем
в детстве, способно скользить
от добра к агрессии, от возвышенного
к низменному. Ребенок и отрок
стремятся к идентификации с
нравственными образцами, предъявляемыми
им взрослыми, и учатся обособляться
от других людей и их ожиданий
ради захватывающих острых переживаний
от переступания запретной черты
недозволяемого и осуждаемого.
Стремясь «быть как
все» и получать за это одобрение,
ребенок одновременно ищет пути
отстаивания своей уникальности.
Отрок в еще большей степени
утверждает себя как член своей
группы - «Мы» подростков весьма
категорично. Но так же горячо
отрок требует «не путайте
меня с другими». В этой своей
амбивалентности отрок пытается
обрести свое «Я». В юности
человек продолжает искать смысл
своего существования, стремится
обрести свою идентичность и
свое место среди других. В детстве,
отрочестве и юности человек открывает
свой внутренний мир через развивающиеся
рефлексивные способности, которые он
направляет на познание своих чувств и
побуждений. Субъективно проходя свой
индивидуально неповторимый путь, человеческое
дитя неизменно подпадает под влияние
законов возрастного развития. Ребенок
на своем уровне, подросток - на своем,
юноша - на своем открывают внешний мир
с его сотворенными человеческой историей
сущностями: предметной
и природной реалиями; реалиями
социального пространства, с его
законами, правами и обязанностями
и многообразием человеческой
деятельности. н
Возрастная психология - это
область психологии, которая изучает психологические
особенности формирования личности на
разных возрастных этапах. Делится на
подразделы: детская, подростковая психология,
психология юности, взрослости, старости
(геронтопсихология).
Предметом возрастной психологии
является изучение и представление в виде
научных фактов и соответствующих теорий
основных особенностей психического развития
детей при их переходе из одного возраста
в другой, включая разносторонние содержательные
психологические особенности детей разного
возраста.
Объект исследований - закономерности
развития и формирования личности.
Предмет - возрастная динамика
психики человека, онтогенез психических
процессов и психологических качеств
личности.
Возрастная психология
отмечает те сравнительно медленные,
но основательные количественные
и качественные изменения, которые
происходят в психике и поведении
детей при их переходе из
одной возрастной группы в
другую. Обычно эти периоды охватывают
значительные периоды жизни, от
нескольких месяцев для младенцев
до ряда лет для детей старшего
возраста.
Предмет и задачи возрастной
психологии
Ее составляющими являются
изменения, которые происходят в
психике и поведении человека
при переходе из одного возраста
в другой. Понятие возраста - определяется
как специфическое сочетание
психики и поведения человека.
Предмет возрастной психологии -
закономерности психического развития
человека в онтогенезе, особенности
психических процессов и личности
на различных стадиях жизненного
цикла от рождения и до завершения
жизненного пути. Разделы возрастной
психологии детская психология,
психология подросткового возраста
и юности, психология зрелости, геронтопсихология.
Теоретические и практические
задачи возрастной психологии
изучение движущих сил и источников
психического развития ребенка,
построение периодизации психического
развития в онтогенезе, характеристика
качественного своеобразия развития
личности и психических процессов на каждой
стадии, контроль хода и динамики психического
развития, профилактика, коррекция и оптимизация
развития на основе возможностей обучения
и воспитания.
Понятие возраста - определяется
как специфическое сочетание
психики и поведения человека.
Возраст или возрастной период
- это цикл детского развития,
имеющий свою структуру и динамику.
Психологический возраст Л.С. Выготский
- качественно своеобразный период
психического развития, характеризуется,
прежде всего, появлением новообразования,
которое подготовлено всем ходом
предшествующего развития. Психологический
возраст может не совпадать
с хронологическом возрастом
отдельного ребенка, записанным
в его свидетельстве о рождении,
а затем в паспорте. Возрастной
период имеет определенные границы.
Но эти хронологические границы
могут сдвигаться, и один ребенок
вступит в новый возрастной
период раньше, а другой - позже.
Особенно сильно плавают
границы подросткового возраста,
связанного с половым созреванием
детей. Возрастная психология изучает
процесс развития психических
функций и личности на протяжении
всей жизни человека. Основные
теории развития в возрастной
психологии. Роль и значение кризисов
в психическом развитии. Существуют
разные возрастные периодизации
развития. В них выделяют разные
периоды, эти периоды по-разному
называются, различны возрастные
границы, т.к. их авторы в основу
заложили разные критерии.Л.С. Выготский
выделял 3 группы периодизаций. Для
первой группы характерно построение
периодизации на основе внешнего,
но связанного с самим процессом
развития критерия. Примером могут
служить периодизации, созданные
по биогенетическому принципу.1 Периодизация
Рене Заззо системы воспитания
и обучения совпадают с этапами
детства 0-3 года раннее детство3-5
лет дошкольный возраст 6-12 лет
начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней
школе 17 и старше высшее или
университетское образование
Роль деятельности
в психическом развитии. Понятие
ведущей деятельности. Это периодизация
Льва Семеновича Выготского и
Даниила Борисовича Эльконина. В
них используются три критерия
- социальная ситуация развития,
ведущая деятельность и центральное
возрастное новообразование. Социальная
ситуация развития - это своеобразное
сочетание того, что сформировалось
в психике ребенка и тех
отношений, которые устанавливаются
у ребенка с социальной средой.
Понятие ведущая деятельность
было введено Леонтьевым деятельность,
которая на данном этапе оказывает
наибольшее влияние на развитие
психики. Возрастная психология
изучает процесс развития психических
функций и личности на протяжении
всей жизни человека. В возрастной
психологии выявляются закономерности
и факты развития на протяжении
всей жизни.
Выделяется 3 раздела возрастной
психологии:
1. Детская психология (от
рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых
возрастов;
3. Геронтология или психология
пожилого возраста.
Возрастная психология
тесно связана с другими областями
психологии: общей психологией, психологией
человека, социальной, педагогической
и дифференциальной психологией.
Возрастная психология
особая отрасль знаний. Рассматривая
процесс развития ребёнка, она
дает характеристику разных возрастных
периодов и оперирует такими
понятиями как «возраст» и
«детство».
Понятие возраста неоднозначно
и включает в себя ряд аспектов.
Прежде всего различают:
1. Хронологический возраст,
определяется продолжительностью
жизни человека (по паспорту);
2. Биологический возраст
- совокупность биологических показателей,
функционирование организма в
целом.
3. Психологический возраст
- определенный уровень развития
психики, в который включается: умственный
возраст (показатель интеллекта);
психосексуальный возраст (уровень
эротических интересов); рекреационный
возраст (проведение свободного
времени).
В реальной жизни отдельные
составляющие возраста не всегда совпадают.
Психологический возраст может не совпадать
с хронологическом возрастом отдельного
ребенка, записанным в его свидетельстве
о рождении, а затем в паспорте.
Существует другой
подход к понятию возраста:
Возраст или возрастной период
- это цикл детского развития, имеющий
свою структуру и динамику.
Возрастной период
имеет определенные границы. Но
эти хронологические границы
могут сдвигаться, и один ребенок
вступит в новый возрастной
период раньше, а другой - позже. Особенно
сильно "плавают" границы подросткового
возраста, связанного с половым
созреванием детей.
Возрастная психология
определяется как наука о фактах
и закономерностях психического
развития здорового человека.
Задачи возрастной психологии.
1. Изучение влияний наследственных
и социальных факторов на развитие;
2. Влияние стихийного
и организованного обучения и
воспитания на развитие детей
(что больше влияет, семья, улица,
школа?);
3. Соотношение и влияние
задатков и способностей;
4. Соотношение интеллектуальных
и личностных изменений в психическом
развитии ребенка;
5. Изучение кризисных
и стабильных периодов в развитии;
6. Влияние семьи на
психическое развитие;
7. Проведение психодиагностической
работы;
8. Разработка рекомендаций
для коррекционной работы.
Характеристика основных
понятий возрастной психологии
позволяет сформировать ее предмет.
Возрастная психология изучает
источники, условия, движущие силы
и мерности онтогенетического
развития. Основная задача возрастной
психологии — оптимального возраста
психического развития. Развитие
всегда продвигается в конкретной
социальной ситуации предполагает
учет опосредствующего влияния
макро- и микроструктурных условий,
которые через жизненный опыт
человека, его личностные индивидуальные
особенности, психологический склад.
Ициализация представлений о
социальной ситуации и включает
в себя изучение всех значимых
для развития социальных взаимоотношений,
характера ведущей к юности, ее
строения, иерархии типичных для
возраста деятельности. Это позволяет
выявить показатели ученого или
отклоняющегося хода развития. Особенное
и мне при этом приобретает
сопоставление реального места
или иного вида деятельности
в жизни ребенка его форсированности
психических процессов и качеств,
логические новообразования являются
результатом и ссылкой возрастного
развития, их изучение и диагностика
дальнейших практических задач
возрастной психологии. И тот
возрастной процесс, не заканчивается
с ним в зрелости. Оптимизация
психического развития во возрастных
периодах, максимальное использование
в потенциале каждого возраста
- ближайшая и уникальная задача
практического приложения возрастной
психологии и возрастных особенностей
должно осуществляться и с
точки зрения актуального уровня
развития, но быть к выявлению
"завтрашнего дня развития"
личности, выявлять научный прогноз
развития. В связи с этим выделять
две формы возрастной психологии
- одна из писательная, так как
ее основной задачей является
входящая актуального хода развития,
не предполагающая юности прослеживать
логику развития в будущем. Другая
активная, для нее характерно
активное моделирование изученных
возрастных процессов и эксперимент.
Например, в исследованиях В.В.Давыдова
и Д.Б.Эльконина были выявлены
возможности младших школьников
в усвоении теоретических понятий,
тем самым были поставлены
под сомнение сложившиеся ранее
представления о возрастных особенностях
их мышления. Эксперименты Л.Ф.Обуховой
позволили пересмотреть обоснованную
Ж.Пиаже нормативную линию когнитивного
развития шести - семилетних детей.
Современные социально-культурные
процессы вносят изменения в
динамику и содержание психического
развития. Прогноз влияния этих
изменений на уже сложившиеся
представления о тех или иных
периодах развития - актуальная задача
возрастной психологии.
Проблемы психологии развития
Одним из основных вопросов,
рассматриваемых в рамках изучения возрастной
психологии, является понятие возраста.
Возраст - это категория,
служащая для обозначения временных
характеристик индивидуального
развития.
Различают хронологический
(паспортный) возраст и психологический.
Хронологический возраст
обозначает длительность существования
человека с момента рождения.
Психологический возраст
- это определенная, качественно
своеобразная ступень онтогенеза,
обусловленная закономерностями
формирования организма, условиями
жизни, воспитания и обучения.
Первая попытка системного
анализа возраста как категории
принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем
этой проблемой занимались Б.Г.
Ананьев, Д.Б. Эльконин.
Выделяют следующие компоненты
возраста.
1. Социальная ситуация
развития - совершенно своеобразные,
специфические для данного возраста,
исключительно единственные и
неповторимые отношения между
ребенком и окружающей его
действительностью. (Л. С. Выготский).
Для каждого возраста
характерны типичные формы отношений
и поведения.
2. Новообразования - психические
и социальные изменения, которые
впервые возникают на данном
возрастном этапе и которые
определяют ход дальнейшего психического
развития.
«Под возрастными новообразованиями
следует понимать тот новый
тип строения личности и ее
деятельности, те психические и
социальные изменения, которые впервые
возникают на данной возрастной
ступени и которые в самом
главном и основном определяют
сознание ребенка, его отношения
к среде, его внутреннюю и внешнюю
жизнь, весь ход его развития
в данный возрастной период».
(Л.С. Выготский) Например, возникновение
речи в раннем возрасте, чувство
взрослости в подростковом возрасте.
3. Ведущая деятельность -
это деятельность, в наибольшей
степени способствующая психическому
и поведенческому развитию ребенка
в данный период его жизни
и ведущая развитие за собой
(Эльконин Д.Б.).
Принцип ведущей деятельности
глубоко разработан в трудах
А.Н. Леонтьева. Сущность этого принципа
заключается в том, что в первую
очередь именно в процессе
ведущей деятельности ребенка в
каждом периоде его развития складываются
новые отношения, новый тип знаний и способы
их получения, что существенно меняет
познавательную сферу и психологическую
структуру личности. Таким образом, каждая
ведущая деятельность способствует появлению
характерных только для этого возраста
качественных особенностей, или, как их
называют, новообразований возраста.