Воспитание эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Выявить особенности развития эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Подобрать методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
Провести исследовательскую работу с использованием подобранных методик;
Апробировать результаты исследования;
Разработать рекомендации родителям.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

Введение

Эмоции - психический процесс  импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении  значимости внешних воздействий.[24].

По трактовке доктора  психологических наук Крылова А.А  эмоции- это интегральные реакции  организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, а  так же результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и  интенсивности, специфическими двигательными  реакциями и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов.[16]

По психологическому словарю  эмоции- это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. От латинского эмоции (emovere)- возбуждать, волновать.

Современная экологическая  ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования  и воспитания. В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использования богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении долгого времени мы только «брали» всё от природы и не задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать. Это время уже настало. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное и эмоционально-положительное отношение к природе. Умение видеть её красоту и хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу. О значении ознакомления с природой и пребыванием в природе упоминается ещё в 19 столетии. В высказываниях С. Аксакова, Л. Толстого, Н. Короленко и других русских писателей показана важность влияния мира природы на душу ребёнка. К. Д. Ушинский писал: « Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате». В течении 20 столетия отечественные педагоги медленно эволюционировали от ознакомления с природой к эмоционально положительному экологическому воспитанию. Начиная с 80-х годов 20 века в России складывается новая система экологического воспитания, которая в разных вариантах находит воплощение в существующих образовательных программах. В педагогическую работу вносят задачи ознакомления с экологией, взаимосвязь в природе с биоценозами различных природных поясов, знакомство со связями между строением, обитанием живых существ в том или ином природном поясе. Впервые появляются задачи, раскрывающие тему защиты природы и угрозу разрушения экосистем. В этот материал входит так же информация о « Красной книге», о редких исчезающих животных, появляются задачи воспитания « заботливого отношения к природе», правило поведения в природе. Важный акцент внесён Н. Рыжовой, автором программы «Наш дом – природа». Она заявляет о новой концепции экологического воспитания с приоритетом нравственных задач. Цель воспитания эмоционально- положительного отношения к природе на современном этапе заключается в самой личности ребёнка. В конечном результате педагоги надеются воспитать человека гуманного, раскрытого навстречу миру природы и социума. Способного к активным действиям по защите и сбережению природы, обладающему системой

 знаний о ней. Задачи работы по воспитанию эмоционально- положительного отношения к природе дошкольника должны опираться на важную этическую концепцию, созданную учёным – гуманистом Альбертом Швейцером « этику благоговения перед жизнью». «Каждый человек благом почитает любую жизнь. Стремиться сохранить её», « всякая жизнь бесценна…»

Исходя из актуальности проблемы мы определили:

Цель исследования: определить эффективные методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения  к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования- процесс  воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования- методы и приемы воспитания эмоционально- положительно отношения к природе  у детей старшегодошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить особенности развития эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Подобрать методы и приемы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Провести исследовательскую работу с использованием подобранных методик;
  5. Апробировать результаты исследования;
  6. Разработать рекомендации родителям.

Методы исследования:

  1. Анализ практической и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Беседа.
  3. Наблюдение.
  4. Моделирование.
  5. Эксперимент.

База исследования: МДОАУ ДС №15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретико-методологические основы воспитания эмоционально-положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1. Научные подходы к воспитанию эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

    Эмоционально-положительное  отношение к природе у детей  старшего дошкольного возраста зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

    Воспитание у  ребенка уважения и любви к  себе самому, к людям, к миру  природы начинается  в семье  и в дошкольном учреждении. Начинать привлекать к общей со взрослыми экологически целесообразной деятельности следует с раннего возраста, но основные задачи этого направления решаются в старшем дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте у детей уже достаточно хорошо сформирована эмоциональная сфера и достаточно богат жизненный опыт.

    В этот период  ярко пробуждается интерес и любовь к природе, к познанию ее через разные объекты и явления. Благодаря развитию эмоционально-чувствительной сферы конкретные объекты из естественного окружения должны стать для ребёнка субъектами общения. Постепенно формируется целостный, эмоционально положительный идеальный образ окружающей среды как основы духовной связи с миром природы. По мнению В.А. Сухомлинского: «Человек был и всегда остаётся ребёнком природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры». [17]

    Главное содержание  воспитания эмоционально-положительного  отношения к природе у детей  старшего дошкольного возраста состоит в формировании мотивационных основ экологического сознания ребенка, закрепление полученных ранее знаний в сфере эмоций и экологии и применение приобретенных знаний, навыков и умений на практике. Экологические знания должны стать средствами, которые входят в практическую деятельность и соответственно ее мотивируют, вот так считал доктор психологических наук РСФСР А.А. Крылов. [16]

    Современное образование  предусматривает переориентацию  внимания с «информационного»  влияния, когда воспитаннику словесно  объясняют стандартную модель  «правильного» поведения, на деятельное  воспитание благодаря активности  самого воспитанника в различных  видах деятельности. Процесс воспитания  лежит не в навязывании системы  ценностей, а в создании условий, чтобы нормы и законы, которыми руководствуется государство, стали для ребёнка личностно значащими.

    В воспитании  эмоционально-положительного отношения  к природе у детей старшего дошкольного возраста немалую роль играют формирование культуры чувств, постоянное закрепление их в конкретных жизненных ситуациях. Именно благодаря эмоциональному ощущению окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, обнаруживать свои чувства. Экологическое образование должно возбуждать эмоциональный отзыв на разнообразнейшие объекты и явления природы, вызывать желание любоваться, наслаждаться природой, беречь ее как основу жизни человека. Ребенок должен стремиться передавать свои чувства от общения с естественным окружением средствами искусства, художественного слова.

    Становление и  формирование эмоционально-положительного  отношения к природе у детей  старшего дошкольного возраста становится основой знаний о морально-этических нормах и правилах и делает их основным регулятором  его поведения. Лишь система внутренних отношений становится основой личности и возникает лишь в мире культуры. Экологическое воспитание - это экология личности, сознания, души, культуры. Именно экологическое воспитание дает возможность раскрыть ребенку значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным  играм, обычаям, традициям. Что же по отношению к природе, то экологическое воспитание ориентирует на культурно-национальные и общечеловеческие ценности.

    Семья - важная  жизненная цепочка, в которой  экологические знания, приобретенные  ребенком в детском саду, его  первые представления о природе  и окружающей среде объединяются  с практикой повседневной жизни.

    Эмоционально-положительное  отношение детей состоит в  обучении принципам жизни в  новом столетии, дети должны понять, что   охранять природу необходимо  не потому, что она «наше богатство», а  потому что она самоценна.  Человек не может существовать  без природного окружения, а  вот природа без человека –  может.

    Необходимо формировать  у детей систематические экологические  знания, а не сводить познание  к биологическим и географическим  терминам. А чтобы эти знания  перешли в потребностно-мотивационную  сферу личности ребёнка, необходимо  сделать приобретение этих знаний  эмоционально окрашенными радостью  от встречи с природой, чувством  сопричастности, единения с ней,  эмпатией, любовью к родной земле,  стремлением глубже познать природу,  чувством ответственности перед  ней. Воспитание культуры взаимодействия  с природой должно начинаться  с наиболее доступного для  ребенка содержания: с родного  дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства. Следует приобщить дошкольника к доступным ресурсосберегающим видам деятельности, выработать экологически правильное отношение к отходам быта. Это приближает ребенка к жизненно важным экологическим проблемам и личностному экологически целесообразному поведению в окружающей среде.

    Следуя теории  А.Н. Леонтьева, можно сказать,  что в деятельности проявляется  отношение личности к окружающей  среде, необходимо формировать  у дошкольников нравственную  позицию по отношению к природе,  деятельную любовь к ней, которая  выражается «не только в любовании..., но и в доступной детям деятельности  по охране природы», т.е. в осознанном  поведении.

    Ученым выявлена  взаимосвязь между уровнем знаний  о труде в природе и деятельностью  дошкольников: точные, полные знания  о труде в природе положительно  влияют на детскую деятельность. Важное место отводится формированию  общественных мотивов труда и  устойчивого интереса к нему. Осознавая значимость деятельности  по уходу за живыми существами, дети ощущают свою собственную  значимость, что является стимулом  формирования субъективного отношения  к природе. В экологически значимой  деятельности реализуется оценочное  отношение к состоянию объектов, заинтересованность в информации  для дальнейшего практического  ее использования. Единство эмоционально-чувственного  и рационального в экологическом  образовании определяет направленность  ребенка на практическое взаимодействие  с природой.

    Необходима организация  труда с элементами экологической  деятельности, а также придание  общественно-полезной деятельности  дошкольников экологической направленности  и формирования у них умений  экологического характера, обеспечивающих  возможность предупреждения и  ликвидации негативных воздействий  на окружающую среду.

    Содержание экологического  воспитания детей раннего дошкольного  возраста предложено автором  А.А. Унучек. Ею выделены три  основных направления деятельности: исследовательское, охранное и  трудовое.

    Исследовательский  аспект дошкольников направлен  на изучение объектов природы,  поиск путей, устраняющих отрицательное  воздействие на природную среду,  поиск путей использования природных  объектов в других видах деятельности  детей, в. том числе игровой,  где природа выступает в качестве  среды для игры, а ее объекты  заменяют детям игрушки.

    Охранное направление  заключается в предотвращении  гибели растений и животных, неправильного  поведения в природе, устранении  негативных последствий воздействия  человека.

    Трудовое направление  заключается в приобщение детей  к  труду в природе. Помощь  взрослым, уборка территории, поливка  и прополка овощей и т.п.

Информация о работе Воспитание эмоционально положительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста