Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:26, курсовая работа
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Цель: исследовать проблему дружбы в юношеском возрасте.
Задачи: - изучить понятие дружбы;
- раскрыть психологический аспект дружбы в юношеском возрасте.
Метод: анализ научной литературы.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Сущность понятия дружба………………………………………………….. 4
1.1Дружба и возраст………………………………………………………...… 12
1.2Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба………………………………………………………………………..…15
1.3Гендерные модели дружеских отношений………………………....…… 21
Заключение………………………………………………………………….… 29
Список литературы……………………………………………………..….… 31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых»
(ВлГУ)
Факультет психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
Курсовая работа
Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты. Гендерные особенности дружбы.
Выполнил студент 2 курса
факультета психологии
очной формы обучения
Осокин Богдан Олегович
Научный руководитель –
к. психол.н., доцент
Владимир
2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Сущность понятия дружба……………
1.1Дружба и возраст………………………………………………………..
1.2Гендерные различия
юношеской дружбы. Разнополая и
смешанная дружба……………………………………
1.3Гендерные модели дружеских отношений………………………....…… 21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения.
При взаимодействии людей друг с другом проявляются их личные качества, отсюда и вытекают межличностные отношения. Важнейшая черта межличностных отношений- их эмоциональная основа. Это значит, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть сближающими, объединяющими людей и разъединяющими их.
Если углублятся в межличностные отношения, то столкнемся с более личностным общением, например, с интимно-личностным. Это своего рода психологический амортизатор деловых, бытовых и личных проблем и потрясений. Это соучастие партнеров в проблемах друг друга, возможность разделить с другими свое духовное и практическое бытие, оно обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений другого, эмпатией. Благодаря соучастию в интимно-личностных отношениях происходит самоактулизация индивида, чему в наибольшей степени способствуют высшие формы интимно-личностного общения - дружба и любовь.
Цель: исследовать проблему дружбы в юношеском возрасте.
Задачи: - изучить понятие дружбы;
- раскрыть психологический аспект дружбы в юношеском возрасте.
Метод: анализ научной литературы.
1.Сущность понятия дружба
По Л.Я. Гозману и А.В. Петровскому , дружба — вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Развитие дружбы предполагает следование ее неписаному "кодексу", утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения "кодекса" дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в свою противоположность — вражду. Противопоставление дружбе — при всей ее интимности — деловым, служебным и другим отношениям имеет относительный характер. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений, в ней с необходимостью проявляется ценностно-ориентационное единство. Богатство отношений дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, тех идей и интересов, на которых основан их союз. Функции дружбы, закономерности ее развития и т.д. существенно меняются на разных этапах жизненного цикла и обладают спецификой по полу. Наибольшей интенсивности дружба достигает в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, большая частота встреч и большой объем совместно проводимого времени. При этом отношения между друзьями характеризуются глубоким эмоциональным контактом. В связи с тем, что потребность в интимности у девочек формируется быстрее, чем у мальчиков, девушки раньше, чем юноши, переходят от детской дружбы к юношеской. Появление своей семьи и другие изменения, сопровождающие переход к взрослости, изменяют характер дружбы — дружеские отношения перестают быть уникальными, их значимость несколько снижается, меняются функции дружбы. Тем не менее и на более поздних стадиях жизненного цикла дружба остается одним из важнейших факторов формирования личности и поддержания стабильности Я-концепции. Поскольку дружба представляет собой социальный феномен, анализ ее средствами одной только психологии явно недостаточен. Дружба активно изучается в социологии, философии, этнографии и других науках. [18]
Дружба - это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». [16]
Дружба – это «бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называю друзьями».[15]
В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии. В отличие от поверхностного приятельства, дружба – отношение глубокое и интимное, предполагающее не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego. По характеру своей мотивации дружба отличается и от любовно-эротических, сексуальных чувств и отношений.
Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба – определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба – важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.
Хотя все народы во все
времена почитали дружбу величайшей
социальной и нравственной ценностью,
они неизменно считали «
Проблему историчности дружбы поставили немецкие социологи конца 19 в. Фердинанд Тённис и Георг Зиммель. Тённис, которого часто называют «первым социологом дружбы», теоретически разграничил два типа социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости людей «общину» и основанное на холодном рациональном расчете и разделении труда «общество». Классический пример «общественных» отношений – капиталистическое товарное хозяйство, пренебрегающее всеми индивидуальными различиями, а воплощение «общинности» – родство, соседство и особенно дружба. По мнению Тённиса, «община» и «общество» присутствуют на всех этапах исторического развития, но в разной пропорции. На ранних стадиях развития, пока люди живут сравнительно небольшими группами и в патриархальных условиях, преобладает «общинность». По мере того как социальные связи становятся все более универсальными, значение «общинных» отношений, в том числе и дружбы, снижается. Они становятся всего лишь островками «человеческого» в мире безличной расчетливости [17].
В отличие от Тённиса, который
связывал развитие дружбы с дифференциацией
общественной деятельности и социальной
структуры, Зиммель выдвигал на первый
план дифференциацию самих личностей.
Человеческая индивидуальность, по Зиммелю,
создается, прежде всего, наличием некоей
тайны, составляющей исключительное достояние
личности. По его мнению, на ранних стадиях
социального развития индивид имел
очень мало своего и поэтому не
испытывал потребности в
Социальная история дружбы
– история не столько чувств,
сколько социального института
дружбы и того языка, «дискурса», которым
она описывается. В древнейших обществах,
где личные отношения еще не отделены
от общественных, дружба выступает, прежде
всего, как социальный институт, а
права и обязанности друзей строго
регламентированы. Особое значение имела
мужская воинская дружба. Лучше всего
это видно на примере древней
Греции, которая издавна считается
царством дружбы, а имена Кастора
и Полидевка, Ореста и Пилада, Ахилла
и Патрокла стали нарицательными.
Однако античный канон дружбы исторически
развивался. Первоначально греческое
слово «филия» было синонимом
кровного родства. Затем дружба превращается
в самостоятельный институт, который
ставится выше всех прочих общественных
отношений. Дальнейшая дифференциация
социальной структуры приводит к тому,
что личные отношения отделяются от социально-
В разные периоды истории
понятие дружбы наполняется разным
содержанием. В раннем средневековье
восхваляется и поэтизируется героическая
рыцарская дружба, воинское братство
и побратимство. Христианские богословы
спорят о соотношении дружбы между
конкретными людьми и любовью
к Богу. В начале Нового времени
дружеские чувства
Однако историко-
Многозначность понятия
дружбы отражает реальную многогранность
и переливчатость межличностных
взаимоотношений. С точки зрения
психологии, все житейские определения
дружбы суть метафоры, каждая из которых
высвечивает какой-то один ракурс проблемы.
«Друг-товарищ» подразумевает наличие
совместной деятельности и общих
интересов. «Друг-зеркало» подчеркивает
функцию самопознания, партнеру в
этом случае отводится пассивная
роль отражения. «Друг-собеседник»
высвечивает коммуникативную
Каждая из этих метафор по-своему правомерна, но они могут обозначать и разные типы дружбы, и разные ее компоненты, и разные стадии развития одного и того же взаимоотношения. Соотношение экспрессивных и инструментальных ценностей дружбы имеет свой половозрастной аспект. Детские дружбы покоятся на непосредственной эмоциональной симпатии, общих интересах и совместной деятельности. В подростковом возрасте эти ценности дополняются и постепенно перевешиваются потребностью в эмоциональной поддержке и взаимопонимании. Потребность в alter ego достигает кульминации в ранней юности. Именно в юношеской дружбе формируются такие важные личностные черты, как альтруизм и способность поставить себя на место другого. В дальнейшем, по мере взросления, дружба утрачивает эту тотальность, частично уступая место любовным, семейным и иным привязанностям.
Эти процессы не совсем одинаково
протекают у мужчин и у женщин.
Традиционный канон дружбы, уходящий
корнями в античность, считал ее
исключительно мужской