Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 23:32, курсовая работа
Выготский Лев Семенович - выдающийся отечественный психолог, педагог, основоположник дефектологии, создатель концепции развития высших психических функций. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. Льва Семеновича Выготского называют Моцартом психологии, а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию со стороны.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследований Л. С. Выготского в специальной педагогике.
1.1 Л. С. Выготский – «Отец» современной дефектологической науки.
1.2 Последователи Л. С. Выготского.
Глава 2. Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для становления систем обучения и воспитания детей.
2.1 Концепция о культурно – историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ).
2.2 Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
2.3 Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
2.4 Учение Л. С. Выготского о системном строении дефекта.
Заключение
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследований Л. С. Выготского в специальной педагогике.
1.1 Л. С. Выготский – «Отец»
1.2 Последователи Л. С. Выготского.
Глава 2. Значение теоретических концепций Л. С. Выготского для становления систем обучения и воспитания детей.
2.1 Концепция о культурно –
историческом происхождении
2.2 Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.
2.3 Концепция о ведущей роли обучения в развитии.
2.4 Учение Л. С. Выготского о системном строении дефекта.
Заключение
Введение
Выготский Лев Семенович - выдающийся отечественный психолог, педагог, основоположник дефектологии, создатель концепции развития высших психических функций. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. Льва Семеновича Выготского называют Моцартом психологии, а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию со стороны. Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической академической психологии.[9]
Общепризнанные научные заслуги Л.С. Выготского в том, что он ввел новый, экспериментально-генетический, метод исследования психических явлений; разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития; предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Благодаря его исследовательской деятельности многие малыши с проблемами развития смогли почувствовать себя полноценными людьми.
Большое внимание ученый уделял детям с дефектами зрения, слуха и умственной отсталостью. Он разработал теорию эффективной учебы, чтобы предвосхищать возможности ребенка и его развития. «Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем "вращиваются" в его сознании» – на основе этой идеи Выготский создал новое направление в исследовании детской психологии. Научные труды ученого лежат в основе современной образовательной психологии Соединенных Штатов.
Становление Л. С. Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Л. С. Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций ("Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
В последние
годы жизни Л. С. Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания.
Исследуя речевое мышление, Л. С. Выготский по-новому решает проблему
локализации высших психических функций
как структурных единиц деятельности
мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций
на материале детской психологии, дефектологии
и психиатрии В. приходит к выводу, что
структура сознания - это динамическая
смысловая система находящихся в единстве
аффективных волевых и интеллектуальных процессов.[
Культурно-историческая теория
Л.С. Выготский автор книг "Педагогическая психология. Краткий курс" (1926), "Основные течения современной психологии" (1930, в соавторстве), "Этюды по истории поведения" (1930, совместно с Лурия), "Мышление и речь" (1934), "Умственное развитие детей в процессе обучения" (1935) по проблемам общей, детской, педагогической и генетической психологии, педологии, дефектологии, психопатологии, психиатрии, общественно-исторической природе сознания и психологии искусства.
1.1 Л.С. Выготский – «Отец»
Изучение специальной педагогики неразрывно связано с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского (05.11.1896 – 11.06.1934гг.), который внес неоценимый вклад в развитие дефектологии. Л.С. Выготского по праву считают “отцом” современной дефектологической науки.
Настоящая фамилия учёного – Выгодский. В начале 20-х годов ХХ века Л.С. Выготский изменил букву в своей фамилии, чтобы отличаться от своего двоюродного брата Давида Исааковича Выгодского, уже известного тогда поэта и литературоведа.
В 1917 году Л.С. Выготский окончил одновременно юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет Народного университета им. А.П. Шанявского. Он работал преподавателем литературы в Гомеле и в это же время серьезно занимался психологией. В 1924 году в Петербурге после блестящего доклада на II-ом Всероссийском съезде по психоневрологии он стал известен и был приглашен в Москву.
С переездом в Москву его привлекает
особая сфера практики - работа с детьми,
страдающими различными умственными и
физическими дефектами. Л.С. Выготский
организует лабораторию по психологии
аномального детства в Москве, восприемником
которой в 1929г. стал Экспериментально-
В фундаментальной монографии Л.С. Выготского “История развития высших психических функций” (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики , по мнению Л.С. Выготского, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Он отмечал, что структура сознания – это динамическая, семантическая система, которая объединяет аффективные, волевые и интеллектуальные процессы.
Л.С. Выготский был активным исследователем, талантливым экспериментатором и в то же время выдающимся теоретиком. Он доказывал свои теории аномального психического развития с помощью экспериментов. Он не только анализировал результаты своих исследований, но смотрел на поведение ребенка через свое знание о детях, их развитии, обогащая это знание и поднимая теорию на новый уровень. В одном из своих психологических этюдов Л.С. Выготский написал: “Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства.” Он умело совмещал полет теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.
Л.С. Выготский выдвинул теорию о первичной и вторичной природе дефекта. Он считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития аномального ребенка. Это говорит о том, что одни дефекты связаны с материалистической стороной умственной отсталости, другие дефекты являются наслоениями над этими первичными. Эти вторичные наслоения – продукт того особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития. Он говорил, что корни первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Легче поддаются коррекции вторичные дефекты, поэтому педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных дефектов и устранение ранее возникших. Он выделил два вида дефектов, которые стали основой для построения коррекционно-воспитательной работы с аномальным детьми.
Л.С. Выготский раскритиковал учение о слабоумии, которое характеризует ребенка с негативной стороны. Он выдвинул задачу найти все лучшее, что есть в аномальном ребенке. Необходимо опираться на сохранные стороны аномального ребенка в коррекционной работе. Л.С. Выготский обращал внимание на своеобразие развития аномальной личности. Он говорил, что аномальная личность формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Смысл педагогического воздействия Л.С. Выготский видел в содействии развитию личности. Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности. Необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Тогда аномальные дети могут развиваться в новом качественном скачке. Эти перспективные возможности ребенка Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. “Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой,” - писал он.
Суть теории компенсации Л.С. Выготского в следующем: "Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии: всякий дефект создает стимул для выработки компенсации."[18]
В сталинскую эпоху учение Л.С. Выготского не признавалось. Сейчас имя Л.С. Выготского получило мировую славу. Работы Л.С. Выготского такие, как "Педагогическая психология", "Учение об эмоциях", "Психология искусства", "Орудие и знак", "Язык и мышление", "Мышление и речь" хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Джанни Родари, итальянский писатель, человек, далекий от науки, но по существу великий знаток детской психологии, был восхищен книгой Л.С. Выготского “Воображение и творчество в детском возрасте”. "…Сплошь из серебра и чистого золота", - сказал Д. Родари.
Л.С. Выготский был человеком огромной эрудиции в различных областях знания (от литературы до медицины), интеллектуалом, мыслителем. В классической работе Л.С. Выготского "Мышление и речь" мы можем найти его известную формулу: "Мысль не выражается в слове, но совершается в слове." Эпиграфом к работе служат строки из О. Мандельштама: “Я слово позабыл, что я хотел сказать. И мысль бесплотная в чертог теней вернётся.” Мысль без слова становится бесплотной. Слово – плоть мысли. Это означает, что ни мысли, ни слова в их отдельности нет, а есть процесс их становлений и взаимных превращений.[19]
Такие известные дефектологи, как Э.С.
Бейн, Т.А. Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова,
Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать
со Львом Семеновичем, так оценивают его
вклад в развитие теории и практики: "Его
труды служили научной основой построения
специальных школ и теоретическим обоснованием
принципов и методов изучения диагностики
аномальных детей. Л.С. Выготский оставил наследство непреходяще
1.2 Современные последователи учения Л.С. Выготского.
Из учеников и последователей Л.С. Выготского
одной из наиболее примечательных и влиятельных
в отечественной психологии фигур был
А.Н. Леонтьев (1903-1979), с именем которого
связано развитие "теории деятельности".
Научная школа, у истоков которой стоял
Выготский, - одна из ведущих в психологии.
Помимо Леонтьева, к ней принадлежат замечательные
ученые, работавшие в различных областях
психологии. А.Р. Лурия (1902-1977), исследовавший
проблемы мозговой локализации высших
психических функций и основавший науку
"нейропсихология", Д.Б. Эльконин
(1904-1984) крупнейший специалист в области
детской психологии, А.В. Запорожец (1905-1981),
исследовавший роль практических действий
в генезисе познавательных процессов
и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности,
Л.И. Божович (1908-1981), основные работы которой
посвящены проблемам развития личности
ребенка, П.И. Зинченко (1903-1969), исследовавший
память с позиций деятельностного подхода,
П.Я. Гальперин, создатель теории поэтапного
формирования умственных действий.