Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:08, контрольная работа
В сравнении с другими формами организации трудовой деятельности детей поручения имеют ряд особенностей: они всегда идут от взрослого; в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача; они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми; в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за точностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
1.Поручение как форма организации труда детей. Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство поручениями.
2.Дежурства как форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.
Ростов-на-Дону
2013 г
План.
1.Поручение как
форма организации труда детей.
2.Дежурства как
форма организации труда детей.
Их характеристика ,возможные усложнения. Руководство трудом дежурных.
Содержание и организация
поручений
В сравнении с другими
формами организации трудовой деятельности
детей поручения имеют ряд особенностей:
они всегда идут от взрослого; в них заключена
четкая направленность на получение результата,
конкретно определена задача; они предоставляют
широкие возможности для индивидуальной
работы с детьми; в процессе выполнения
ребенком поручения удобно осуществлять
контроль за точностью работы, наличием
трудовых навыков и умений, отношением
ребенка к порученному делу, умением доводить
работу до конца.
Поручения многообразны
по сложности (простые, сложные), характеру
выполнения (индивидуальные или совместные),
по времени исполнения (кратковременные,
эпизодические, длительные). Разнообразие
трудовых поручений по содержанию, особенностям
организации создает большие возможности
для использования их в воспитательной
работе с детьми.
Трудовые поручения охватывают
всю жизнь детей в течение дня в детском
саду. Это закономерно, так как педагог
в любое время может найти нужное и полезное
дело как для самого ребенка, так и для
всей группы детей. Отчасти это объясняется
особенностями организации поручений
и местом их в режиме дня в отличие, например,
от дежурств.
В практике поручения
чаще организуют в первую половину дня
в утренние часы — до завтрака или во вторую
половину — после дневного сна. Объясняется
это значительной нагрузкой педагогического
процесса в первую половину дня, большей
занятостью педагога. Он периодически
привлекает детей к выполнению поручений
с различными целями: закрепить трудовые
навыки, познакомить с новым по своему
содержанию трудом.
Групповая или коллективная
форма трудовой деятельности более сложна.
Она требует от педагога специального
руководства и не может быть осуществлена
попутно с решением других воспитательных
задач из чисто физических соображений.
Привлечение детей к выполнению
простых и посильных им поручений рекомендуется
очень рано, уже с 1,5—2 лет. В маленьких
и доступных ребенку заданиях: «Посмотри,
какой домик построил Коля», «Дай Вове
мячик», «Пежалей Раю, у нее болит пальчик»
— содержатся определенные указания воспитателя,
который вносит в детское неведение целенаправленность,
приучает к послушанию, умению выполнять
требования взрослого.
По поручению воспитателя
дети переодевают кукол, стирают для них
белье.
Таким образом, поручения
как форма организации трудовой деятельности
детей дошкольного возраста имеют большое
воспитательное значение, поскольку они
дают возможность повседневно приобщать
всех детей группы к посильному труду.
Это постепенно приучает детей быть занятыми,
находить себе полезнйе занятие, что создает
в группе в целом дружную деловую атмосферу.
Очень важно правильно
определить содержание поручений. Они
должны быть доступными для выполнения
детьми разного дошкольного возраста.
«Программа воспитания
в детском саду» содержит примерный перечень
поручений детям каждой дошкольной ступени.
На младших ступенях дошкольного, возраста
он представлен в разделе «Воспитание
гигиенических навыков, самостоятельности
и трудолюбия», на более старших (5—7 лет)
— в разделе «Труд». Содержание поручений
постепенно усложняется; с возрастом предъявляются
и более высокие требования к самостоятельности,
качеству выполнения задания, ответственному
отношению к порученному делу.
Любые трудовые поручения
всегда должны ставить определенную цель,
воспитывать умение и желание выполнить
задание независимо от того, интересно
оно или нет.
Андрюша не знает, чем
заняться. Воспитатель дает Ренату вожжи
и просит: «Спроси Андрюшу, не хочет ли
он поиграть с тобой в лошадки». Или: «Лена,
будешь ложиться спать, посмотри, кто лучше
всех сегодня ведет себя в спальне».
Часто поручения дают
детям с целью отвлечь их от нежелательного
занятия, помочь найти себе полезное дело:
«Андрюша, посмотри, как дети песок собрали,
а ты найди, пожалуйста, флажок и прикрепи
его к самой вершине. Поправь лопаткой
песок», «Лена, возьми метелку и смети
снег со всех лавочек, чтобы дети не сидели
на снегу».
Организуя поручения,
необходимо решать задачу о правильном
и целесообразном отборе их содержания,
чтобы они в процессе трудовой деятельности
способствовали нравственному воспитанию
ребенка.
Кроме интересного содержания
поручений большое значение имеет и наличие
в них способов действий, их количества,
трудности, т. е. того, что ведет к получению
результата.
Удачные способы действий
ведут к положительному результату и обычно
выражаются в тех элементарных и простых
требованиях, которые и определяют успех.
К примеру, воспитатель
предлагает поставить на четыре стола
подставки с цветными карандашами. Для
выполнения такого поручения от ребенка
требуется четыре одинаковых действия
(если ставить на стол по одной подставке).
Такое довольно простое поручение по своему
содержанию и действию посильно для ребенка
любого дошкольного возраста. Но если
ему предлагается выбрать и поставить
в стакан отточенные карандаши, затем
раздать их, то здесь требуется больше
усилий — больше способов действия, они
сложнее по качеству (найти нужный карандаш
и поставить в стакан).
Кроме того, требуются
определенные знания, какими карандашами
можно рисовать, а какими нельзя — они
не заточены. Это вызывает у детей трудность.
Ребенок в этом случае начинает часто
обращаться с вопросами: «Этот карандаш
куда класть? Им можно рисовать?» Естественно,
что здесь результат выполнения поручения
выступает несколько позднее.
Трудовые поручения, используемые
в детском саду, имеют разное назначение.
Одни из них кратковременны, эпизодичны,
вызываются временной необходимостью:
устранить быстро случившийся беспорядок,
что-то поднять, отнести, отодвинуть, подать
кисточку, клей, совок, предложить стул
и т. д.
Такие поручения чаще
всего возникают в силу жизненных обстоятельств.
Дети, как правило, успешно с ними справляются
даже на младших возрастных ступенях.
Ценность их состоит в том, что, несмотряна
их простое, элементарное содержание,
они не имеют игрового начала, приучают
детей к умению быстро ориентироваться
в окружающей обстановке, среди многих
вещей и предметов найти нужный.
Эти поручения способствуют
воспитанию сообразительности, исполнительности,
ловкости. Часто такого рода поручения
сопровождают работу, которую в основном
выполняют взрослые.
К примеру, воспитатель
ремонтирует книги. Дети по его просьбе
приносят все необходимое для этого: бумагу,
клей, кисточки, ножницы, поднос, относят
обрезки, прижимают тряпочкой наклеенные
полоски. В процессе такого совместного
труда дети постепенно узнают, какой материал,
предметы нужны для выполнения такого
поручения, как обращаться с ними, привыкают
быть полезными в работе взрослых.
При этом легко можно увидеть
возможности детей в выполнении данных
поручений, их стремление справиться с
заданием.
Выполнение второй группы
поручений ставит своей целью обогатить
детей умениями ухаживать за животными,
растениями: помыть клетку, покормить
животных, рыбок, птичку. Эти поручения
воспитывают любовь к животным, к окружающей
природе. Кроме того, они требуют от детей
знаний и умений в обращении с материалами,
орудиями труда.
К третьей группе относятся
поручения, связанные с результатами,
получаемыми не сразу: посеять, посадить,
постирать кукольное белье, принести из
дома открытку, картинку и т. п. Получение
результата связано с приложением усилий
памяти, знанием некоторых временных понятий
(утром когда приходишь в детский сад,
после прогулки, вечером, после полдника,
обеда, когда пойдешь домой).
Четвертая, особая группа,
- это словесные поручения: спроситьповара,
что сегодня на завтрак, есть ли корм для
кролика, передать сведения о количестве
детей, пригласить методиста или заведующую
на занятие, позвать к телефону кого-либо
из сотрудников детского сада, спросить,
можно ли идти на музыкальное занятие,
и т. д.
Хотя поручения такого
рода не требуют от ребенка особых мускульных
усилий, они представляют для детей, особенно
3—5 лет, большую трудность. Здесь ставятся
задачи другого характера: уметь общаться
со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить,
уметь ориентироваться в помещении и на
территории участка. Выполнение этих задач
представляет сложность для детей еще
и потому, что в таких поручениях результат
для ребенка не выступает наглядно и поэтому
часто ему непонятен.
Но это не значит, что надо
избегать подобных поручений в работе
с детьми младшего дошкольного возраста.
Если ребенок не справляется с заданием,
воспитатель должен прежде всего выяснить,
почему он отказывается от выполнения
поручения (стесняется, не знает того человека,
к кому посылают плохо ориентируется,
малообщителен и т. п.), и по возможности
помочь ему справиться с заданием.
Целесообразно вначале
давать поручения более смелому ребенку,
при этом объяснить куда надо пойти, попросить
его повторить задание и рассказать как
он будет выполнять его. Следует напомнить
правила: прежде чем обратиться к взрослому
с просьбой, необходимо поздороваться,
вежливо спросить, поблагодарить, попрощаться.
Таким образом, зная нагрузку
различных по содержанию поручении, учитывая
возможности каждого ребенка, воспитатель
может целенаправленно организовать их,
с тем чтобы учить детей тому, что они еще
не умеют делать: у одного формировать
трудовые навыки, другого учить тщательности,
старательности выполнения задания и
т. д.
Содержание трудовых поручений
последних двух групп несколько сложнее
первых. Поэтому они чаще используются
в старшем возрасте. На более младших ступенях
дошкольного детства содержание поручений
обычно связано с трудом по самообслуживанию,
повседневным бытом детей.
Специфику организации
поручений следует рассматривать прежде
всего в руководстве поручениями.
Руководство поручениями
Руководя выполнением детьми поручений,
воспитатель изучает
Постоянный контроль за деятельностью
ребят позволяет правильно осуществлять
индивидуальный подход к каждому, учитывать
возможности ребенка для активного включения
его в труд.
В младшем возрасте дети имеют преимущественно
индивидуальные поручения (1, 2 и 4-й групп),
так как ребенок 3—5 лет нуждается в индивидуальном
обучении, постоянном контроле за его
деятельностью. Малейшая трудность —
и он бросает дело, уходит играть. Напоминание
педагога, а иногда и требование закончить
работу постепенно вырабатывают у ребенка
привычку выполнять заданное.
Воспитатель может давать индивидуальные
поручения не одному, а сразу группе детей.
В таком случае будут трудиться «рядом»
несколько ребят. Подобная организация
поручений возможна тогда, когда дети
имеют некоторый опыт работы и не требуют
постоянного внимания и вмешательства
воспитателя.
В этом случае педагог имеет возможность
показать несложные приемы работы сразу
нескольким детям. Например: четырем-пяти
воспитанникам протереть стульчики: каждый
должен протереть один стул. При этом разъясняет
приемы работы: как следует держать тряпочку,
какой она влажности должна быть, напоминает
последовательность действий одновременно
всем участникам.
Одним из эффективных приемов руководства
деятельностью ребенка в этом возрасте
является совместный труд со взрослым
или взрослого и нескольких детей. В совместной
работе пример воспитателя повышает интерес
ребенка к труду, способствует формированию
у него желания достичь результата работы.
Особую роль в руководстве выполнением
детьми 3—5 лет поручений играет оценка
их труда. Надо непременно найти что-то
положительное в их поведении и деятельности,
даже если на первых порах ребенок не всегда
может самостоятельно справиться с заданием:
«Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел,
когда я тебя позвала, и мы вместе быстро
сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо
и правильно научится поливать цветы.
Сегодня ты очень старался».
В оценке результатов выполненного ребенком
задания следует широко использовать
игровые приемы. Здесь воспитатель не
обходится без персонажей кукольного
театра «Петрушка». Такой прием позволяет
воспитателю нужное время поддерживать
внимание ребенка, чтобы в это время подробно
рассказать и дать оценку того, как выполнено
задание.
В процессе организации поручений с детьми
3—5 лет важно помнить о роли обучающего
воздействия воспитателя, поскольку дети
этого возраста пока многое не умеют делать
самостоятельно. Педагог широко пользуется
такими приемами, как показ, объяснение,
разъяснение, мотивировка каждого требования
к деятельности ребенка.
В старшей и подготовительной к школе
группах расширяются физические возможности
детей, накапливается определенный опыт
самостоятельного выполнения поручений.
Многие виды труда становятся для детей
обязанностью, однако поручения не теряют
своей значимости. Качественно меняются
не только их содержание, но и задачи, которые
ставит перед собой воспитатель.
В работе с детьми 6—7 лет воспитатель
широко организует поручения-задания
(однодневные, многодневные, с отсроченным
заданием), например, воспитатель просит
принести к определенному дню пустые спичечные
коробки для труда, цветные нитки и салфетку
для вышивания, открытки, картинки определенного
содержания для альбома, какой-либо природный
материал, нарезать дома квадратов, кружков
для занятий малышей и т. п.
Педагог строго контролирует их выполнение
в срок и качественно. С этой целью на первых
порах использует приемы косвенного воздействия
на детей: напоминание, намек, иногда требование,
постепенно добиваясь полной самостоятельности
в выполнении задания.
Широко организуются разнообразные поручения,
связанные с длительными наблюдениями
в уголке природы за растениями, животными.
Через определенное время ребенок должен
рассказать воспитателю, всем детям о
тех изменениях, которые он заметил, или
об интересных фактах поведения животного
во время его кормления, сна и т. д.
Детей 6—7 лет широко привлекают оценивать
результаты работы, выполненной товарищем,
а также и свои собственные. Это способствует
формированию критического отношения
к результатам труда, умению давать справедливую
оценку.
Организуя поручения, воспитатель в любой
возрастной группе должен стремиться
равномерно привлекать детей к выполнению
заданий. При этом все дети приобретают
необходимые трудовые навыки и умения,
у них появляется привычка к труду. Желательно
вести листок учета поручений по следующей
форме:
Фамилия и имя ребенка
Поручения, связанные с игрой
Поручения, связанные с занятиями
Поручения, связанные с бытовой деятельностью
Помощь малышам
Кроме того, в плане воспитательной работы
за день следует отмечать, как ребенок
справился с заданием, каковы трудности
и перспектива индивидуальной работы.
Таким образом, тщательный отбор содержания
поручений, учет особенностей руководства
их выполнением детьми 3—7 лет дают возможность
подготовить ребенка к несению обязанностей
на следующих ступенях дошкольного детства.
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, Не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием - терпеливо показывать, о6ъяснять, помогать, по мере овладения им - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.
Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания
Раскроем подробнее содержание хозяйственно-бытового труда. Он включает умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, а также участие в организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам.
Дети младшего дошкольного
возраста убирают игрушки, книги, помогают
воспитателю вынести игрушки
на, участок, протирают листья растений,
раскладывают на столы материалы
для занятий (карандаши, кисти, тряпочки),
убирают их после занятий. При
подготовке к еде дети раскладывают
ложки, расставляют хлебницы, тарелки,
бокалы с салфетками; помогают няне
повесить чистые полотенца. Они принимают
участие в расчистке дорожек
от снега, собирают мусор на веранде,
игровой и физкультурной
Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, поддоны, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям (вторая половина года), протирают пыль со стульев. Помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно, принимают участие в уборке участка, веранды. Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белое и разложить комплекты на кровати, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке они поддерживают порядок: подметают дорожки, веранду, в теплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочнице, зимой расчищают от снега дорожки. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (раз в неделю).
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы: они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки наволочки.
Как видим, "Программа воспитания в детском саду" предусматривает постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового труда, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, научаются работать быстро, правильно, ловко, аккуратно. Овладение навыками и умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в выполнении различных трудовых процессов.
Чтобы реализовать в полном объеме программные задачи по трудовому обучению, воспитатель должен совершенствовать технику выполнения и отдельных трудовых действий, и процесса в целом. Быстрота, точность, экономность, ловкость и красота движений - вот какие признаки должны характеризовать навыки трудовой деятельности детей подготовительной к школе группы. Требования к качеству действий возрастают постепенно, последовательно от группы к группе.
Одновременно с овладением
трудовыми навыками повышаются требования
к самостоятельности труда
Воспитатель должен формировать
у детей не только прочные, но и
гибкие трудовые навыки. Это одна из
важных задач трудового обучения
в подготовительной к школе группе.
Часто ученики 1 класса, хорошо владевшие
в дошкольном учреждении навыками самообслуживания
хозяйственно-бытового труда, начинают
почему-то проявлять беспомощность
и малую активность. И учитель
выражает недовольство по поводу того,
что дети не умеют без подсказки
ничего сделать (подмести в классе пол,
вытереть пыль с парт, стереть с
доски и пр.). Это наблюдается
в том случае, если детей не научили
применять усвоенные навыки в
других, несколько измененных условиях,
не воспитали у них
При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.
Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыком немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают.
Подробный показ и объяснение,
как выполнять то или иное конкретное
действие, в сочетании с непосредственным
участием в работе позволяют научить
детей точно следовать
Содержание дежурств в разных возрастных группах (на основе анализа "Программы воспитания и обучения в детском саду").
Младшая
группа.
Трудовая деятельность ребенка
3-го года жизни в силу возрастных
возможностей детского организма еще
очень ограниченна. На данном этапе
решаются задачи развития предпосылок
трудовой деятельности, формирования
гигиенических навыков и
С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом няни, педагог говорит: "Посмотрите, дети, как Анна Ивановна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!" Или: "Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Ивановне одной собрать ее. Мы сейчас подберем сор вместе с Олей, Ирой и Сережей... Хорошо поработали дети! Они любят Анну Ивановну, помогают ей трудиться".
Главным в трудовом воспитании детей данного возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна ставиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что малыш увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя:; застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах - стало удобно играть, рукава не спускаются на кисти рук, не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки - стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами; вымыл сам руки - ощутил приятное чувство удовлетворения и т.п.
Трудовая деятельность детей младшего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков. Так, педагог предлагает малышам поучить Хрюшу и обращается к поросенку: "Поучись, Хрюша, у наших ребят снимать колготки! А теперь посмотри, как Саша умеет вытирать нос носовым платком". И т.п.
Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например, обучая воспитанников мыть руки, педагог заворачивает рукава своего халата, намыливает руки, трет их, смывает, вытирает, потом побуждает малышей повторить эти операции в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей радостное настроение, используя стихотворения, потешки, песенки. Например: