Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.
Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:
изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;
выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;
изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;
выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие эмоциональной сферы личности
1.2 Виды нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников
1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1Организация и методы исследования
2.2 Особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников
2.3 Коррекция нарушений в эмоциональной сфере с помощью игротерапии
2.4 Особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

как средство коррекции...docx

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Понятие эмоциональной  сферы личности

1.2 Виды нарушений в  развитии эмоциональной сферы  старших дошкольников

1.3 Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1Организация и методы  исследования

2.2 Особенности нарушений  в эмоциональной сфере старших  дошкольников

2.3 Коррекция нарушений  в эмоциональной сфере с помощью  игротерапии

2.4 Особенности нарушений  в эмоциональной сфере после  формирования эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На мой взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Структура рассматриваемой работы позволяет увидеть как теоретический, так и прикладной аспект проблемы эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора, определяется работами отечественных исследователей таких как А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский и др., которые подчёркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.

Цель курсовой работы - изучение тревожности у детей старшего дошкольного возраста и возможных путей коррекции.

Исходя из поставленной цели, следует выдвинуть следующие задачи:

изучить теоретические аспекты нарушений в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников;

выделить особенности нарушений в эмоциональной сфере старших дошкольников;

изучить коррекцию тревожности в эмоциональной сфере с помощью игротерапии;

выявить особенности нарушений в эмоциональной сфере после формирования эксперимента.

Объект исследования - эмоциональное нарушение как психологический феномен.

Предмет исследования - возможности игротерапии в коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в анализе большого количества литературных источников, с целью систематизации научного материала по данной теме, рекомендаций для воспитателей по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоциональной сферы, в разработке программы коррекции, для родителей таких детей по профилактике и преодолению тревожности. Материалы могут быть использованы в детских садах и в центрах детского творчества.

Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования проблемы особенностей эмоциональной сферы личности старших дошкольников.

Методы исследования - сбор и анализ данных, обобщение, классификация, сравнение.

В качестве рабочей гипотезы эмпирического исследования выдвинуто предположение о том, что эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста свои особенности.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

.1 Понятие эмоциональной  сферы личности

Эмоция - особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них[1, c. 39].

Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний - от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения, эмоции - это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе (см. приложение 1).

Таким образом, не будучи еще формой познания, эмоции осуществляют отражение и саморегуляцию, отражательную и саморегулирующую психическую функцию при воздействии на человека раздражителей, связанных с его потребностями.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов - это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм? Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.

Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды «ценных» эмоций:

Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание приносить другим людям радость и счастье, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем.

Коммуникативные эмоции - возникают на основе потребности в общении, желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик, чувство симпатии, расположения, чувства уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо.

Глористические эмоции - связаны с потребностью в самоутверждении, в славе, стремлении завоевать признание, почет, чувство уязвленного самолюбия и желания взять реванш, приятное щекотание самолюбия, чувства гордости, чувства превосходства [2, c. 190].

Практические эмоции - эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе, чувства напряжения, увлеченность, захваченность работы, любование результатами своего труда, его продуктами.

Пугнические эмоции - эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувства спортивного азарта, решительность, спортивная злость.

Романтические чувства - эмоции, стремление ко всему необыкновенному, таинственному, неизведанному, ожидание чего-то необычного и восприятие окружающего мира с каким-то зловеще-таинственным чувством.

Гностические эмоции - эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии, стремлении нечто понять, проникнуть в сущность, чувство ясности или смутности мысли, неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему, чувства радости от открытия истины.

Эстетические эмоции - эмоции, связанные с лирическими переживаниями, жажда красоты, наслаждение красотой чего-либо или кого-либо, чувство изящного, грациозного, чувство возвышенного или величественного, наслаждение звуками, чувство волнующего драматизма, чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние.

Гедонические эмоции - эмоции, связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т.п., чувство беззаботности, безмятежности, нега (сладкая лень), чувство веселья, приятная бездумная возбужденность, сладострастие.

Фундаментальные эмоции и их комплекс. Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детермированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени - до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако, каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций.

К фундаментальным эмоциям относятся следующие:

.Интерес-волнение - положительная  эмоция, мотивирующая обучение, развитие  навыков и умений, творческое  стремление. В состояние интереса  у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность  объектом интереса. Интерес, вызываемый  другими людьми, облегчает социальную жизнь и способность развитию эмоциональных межличностных отношений.

.Радость - максимально желаемая  эмоция. Она является скорее побочным  продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления  получить ее.

.Удивление - появляется благодаря  резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо  внезапного события. Удивление способствует  направлению всех познавательных  процессов на объект, вызвавший  удивления.

.Горе-страдание - эмоция, испытывая  которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие  контакта с людьми, жалость к  себе.

.Гнев - при гневе кровь  кипит, лицо начинает гореть, напрягаются  мышцы, что вызывает ощущение  силы, чувство храбрости.

.Отвращение - часто возникает  вместе с гневом, но имеет свои  собственные мотивационные признаки  субъективного переживания. Оно  вызывает желание избавиться  от кого-либо или от чего-либо.

.Презрение - часто желание  чувствовать свое превосходство, в каком- то отношении может  вести быть некоторой степенью  презрения. Эта эмоция холодная, ведущая к деперсонализации индивида  или группы, к которой относится  презрение, поэтому она может  мотивировать, например, «хладнокровное  убийство».

.Страх - должно быть, испытывал  в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о  реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождается  неуверенностью и дурным предчувствием. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его  энергию.

Информация о работе Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников