Изобразительная деятельность
- одна из основополагающих сторон развития
речи дошкольника
«Истоки творческих
способностей и дарования детей
– на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше
мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок».
/В.А.Сухомлинский/
Приоритетной задачей
современной концепции дошкольного
воспитания является максимальное
содействие воспитанию творческой
личности в условиях субъективно-личностного
взаимодействия педагога с ребенком.
В становлении способности
к творчеству ребенка особая
роль отводится искусству, художественным
видам деятельности, которые занимают
важное место в процессе дошкольного
воспитания.
В данном изложении
представлен опыт работы с
детьми старшего дошкольного
возраста c нарушениями речи и
коррекции их речевых нарушений
на занятиях изобразительной
деятельностью. Представленные рекомендации
направлены на развитие детей,
имеющих недоразвитие речи.
Занятия по рисованию,
лепке, аппликации в массовом
детском саду объединяются под
названием «Изобразительная деятельность»
или продуктивная деятельность,
так как результатом их является
создание ребенком определенного
продукта: рисунка, аппликации, лепки.
Значение изобразительной деятельности
для всестороннего развития и
воспитания дошкольника с общим
недоразвитием речи велико и
многогранно. Выступая как специфическое
образное средство познания действительности,
она имеет огромное значение
для умственного воспитания ребенка,
что в свою очередь, теснейшим
образом связано с развитием
речи.
Первым шагом в развитии
понимания речи на занятиях
изобразительной деятельностью
является усвоение номинативной
(назывательной) функции слова:
все, что находится вокруг ребенка,
все, что он делает и как
делает, получает название. Для того
чтобы слово-название перешло
в слово-понятие, необходимо освоить
многочисленные условные связи,
в том числе и двигательные.
Чему успешно способствуют все
виды изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность
имеет большое познавательное, воспитательное
и коррекционное значение благодаря
многообразию наглядности. И как
уже отмечалось ранее, речевой
материал будет усваиваться быстрее
и полнее при использовании натуральных
объектов в качестве наглядной опоры.
Все предметы, созданные детьми в результате
продуктивной деятельности, являются
в свою очередь, наглядной опорой для речевых
упражнений.
Важно и то обстоятельство,
что ребенок в продуктивной
деятельности опирается одновременно
на несколько анализаторов (тактильное
восприятие, зрение, слух), что также
оказывает положительное влияние
на развитие речи.
Также в процессе
продуктивной деятельности предусмотрены
условия для осуществления тесной
связи слова с действием. И
происходит это естественно, поскольку
все действия здесь ребенок
выполняет самостоятельно. Именно
на этих занятиях дети хорошо
усваивают последовательность действий
и причинно-следственные связи
различных действий и явлений.
Следует особо отметить, что действия
детей, сопровождаемые речью,
в процессе изобразительной деятельности,
становятся более совершенными,
осмысленными, целенаправленными, регулируемыми
и ритмичными. Ускоряется и процесс
усвоения навыков изображения.
Мотивация должна подбираться
педагогом таким образом, чтобы
ввести ребенка в ситуацию, способствующую
эмоционально воспринимать созданный
«продукт». Рационально использование
образных сравнений, стихотворных
текстов, загадок, которые помогают
создавать характеристики объектов,
способствуют развитию у детей
образного восприятия и обогащению
речи выразительными средствами.
Таким образом, определенные
положительные стороны продуктивной
деятельности оказывают большое
влияние на формирование различных
сторон речи при ее аномальном
развитии.
Поскольку дети с
недоразвитием речи имеют и
нарушения мелкой моторики, то
освоение приемов изобразительной
деятельности приходится и на
детей старшего дошкольного возраста.
Различаются такие дети по
включению в деятельность: когда
одни спешат, а другим требуется
дополнительное побуждение к
деятельности и по темпу деятельности:
когда одни работают быстро, другие
– медленно. Следовательно, индивидуальный
подход в работе с дошкольниками
осуществляется с учетом обозначенных
особенностей и предусматривает
также особую форму общения
с детьми, учитывая их речевые
возможности, их общительность
и уровень их изобразительных
навыков.
В настоящее время
используются разнообразные формы
организации детей. И выбор
той или иной формы определяется
задачами, которые следует решать
с учетом, конечно же, индивидуальных
особенностей детей. Так, занятия
по изобразительной деятельности
целесообразно проводить подгруппами,
где каждый ребенок имеет большую
возможность для речевых высказываний.
Позитивного отношения заслуживают
и индивидуальные занятия.
На таких занятиях
существует возможность решения
конкретных задач, а также активизация
речи детей замкнутых, стеснительных.
Прежде всего, речь
взрослого следует рассматривать
как образец для подражания, т.е.
она должна быть доступна, выразительна,
из четко построенных предложений
и содержать паузы для осмысления
прослушанного. Целесообразно использование
одних и тех же слов в
различных сочетаниях и предложениях,
это позволяет решать не только
задачи развития речи, но и
задачи обучения изобразительной
деятельности, и коррекционно-воспитательные
задачи.
Большое значение в
обучении продуктивной деятельности
придается обследованию предлагаемых
объектов, которое предполагает
участие различных анализаторов.
Это незаменимый прием в познании,
который способствует формированию
правильного восприятия и отображения,
реально существующих объектов
в различных вариантах (плоскостном,
объемном).
Специфическое построение
обследования объекта, подкрепленное
словом, следует включать в различные
виды изобразительной деятельности.
Специфика построения обследования
предмета состоит в том, что
зрительное и тактильное восприятие
объекта должно целенаправленно
и максимально комментироваться
речью взрослого.
Формирование способности
сравнивать на занятиях изобразительной
деятельностью, помогает детям
осознать действия с различными
предметами, обратить внимание на
различные признаки предметов,
выполнять различные действия, строить
противопоставлен- ную речь.
Важно помнить, что
содержание вопросов должно иметь
наглядную опору и соответствовать
сопутствующей деятельности. Вопросы
по существу данной деятельности
способствуют решению изобразительных
задач.
В коррекционных целях
следует использовать выполнение
работы небольшими частями. Такое
деление способствует переключению
видов деятельности, повышая их
работоспособность, отсрочивая утомление,
помогая вовремя включиться в
деятельность, нормализуя темп работы.
В свою очередь позволяет обеспечивать
чередование объяснения с выполнением
работы. Специфика построения такого
занятия определяется особенностями
детей с общим недоразвитием
речи – их быстрой утомляемостью,
отвлекаемостью. Чередование объяснения
с выполнением работы решает
еще и коррекционно-воспитательные
задачи: воспитание выдержки, включение
в деятельность, ее темп.
Подводя итог занятия,
оцениваем результаты детской
деятельности. Оценку должен получить
каждый ребенок с учетом правильности
выполнения задания.
Развитие речи детей
на материале изобразительной
деятельности в сопровождении
литературных и музыкальных произведений
повышает эмоциональность восприятия
и способствует более глубокому
проникновению в художественный
образ. В изобразительной деятельности
сталкиваются с образной эстетической
характеристикой предмета или
явления, воспринимают художественный
образ живописного произведения
и соотносят это восприятие
с созданием словесного образа,
который передают в своей работе.
Яркие зрительные образы картин
эмоционально воспринимаются детьми
и дают содержание для их
речи. Дети учатся видеть в
картине главное, точно и живо
описывать изображенное, излагать
свои мысли в логической последовательности,
описывать содержание картины,
придумывать сопутствующие события
к представленному сюжету.
Искусство расширяет
эмоциональный опыт человека, отражая,
знакомые и близкие ему чувства,
а также открывая чувства новые.
Искусство воздействует
на психику и разум человека,
его интеллект и чувства, поэтому
необходимо максимально использовать
возможности детей дошкольного
возраста для их общения с
прекрасным.
Анализируя все вышесказанное,
следует отметить, что все части
занятия изобразительной деятельностью
можно успешно использовать в
коррекционных или коррекционно-воспитательных
целях.
«… От красивых образов
мы перейде к красивым мыслям, от
красивых мыслей
- к красивой жизни и
от красивой жизни – к абсолютной
Красоте».
ПЛАТОН
Рисованием как художественной
деятельностью при взаимодействии
со взрослым дети овладевают рано. Учитывая
преобразующий характер рисования,
важно обеспечить творческую направленность
деятельности. Важной на данном этапе
становится задача – найти пути
эффективного педагогического взаимодействия
с ребенком, способствующего развитию
самостоятельности и обеспечивающего
творческую направленность в рисовании.
Творчество активизирует
процесс обучения: развивающиеся
в процессе творчества инициатива,
самостоятельность и активность
побуждают детей осваивать знания,
умения, навыки, формируют у них
способность к самообучению и
саморазвитию.
В изобразительной
деятельности старших дошкольников
замыслы становятся более устойчивыми,
расширяются возможности использования
материалов, которые ребенок выбирает.
У них появляется избирательное
отношение к различным видам
изобразительной деятельности, они
получают возможность для полного
и разностороннего отражения
явлений окружающей действительности,
активно выражая свое отношение
к ним.
Воспитатель знакомит
детей с особенностями работы
художника, который, прежде чем
изобразить объект, внимательно
его изучает. Педагог активизирует
процесс восприятия-созерцания, сопоставляя
и сравнивая образы изображенные
с образами реальными. Известно,
что в дошкольном возрасте
внимание ребенка неустойчиво,
он не может длительное время
наблюдать за объектами. Поэтому,
подобранный зрительный ряд должен
направлять внимание детей на
восприятие обычных, непривычных
и малозаметных явлений и объектов.
Очень важна установка на заинтересованное
рассматривание объекта. Восприятие
будет более глубоким, если органично
сольется с игровыми действиями
дошкольников.
Впечатления, полученные
в результате организованного
процесса восприятия, позволяют
создать на занятиях условия,
благоприятные для продуктивного
творчества. Дошкольникам не дается
готовых рецептов, а создаются
предпосылки для самостоятельного
поиска и решения поставленных
задач. Педагог лишь помогает
детям ориентироваться в этом
поиске, создавая условия для
зарождения замысла.
Одним из главных
методических приемов обучения
является вариативный показ способов
и последовательности изображения.
Основное внимание уделяется
показу жестом. Графический показ
используется при подаче новых
изобразительных конструкций. Обязателен
такой показ и при освоении
новых технических приемов рисования.
На всех занятиях, где используется
графический показ, центральной
задачей является создание выразительности
образа. Целесообразно сочетание
частичного показа с последующим
восприятием. Показ жестом по
предмету, рисунку интересен и
значим для закрепления навыков
изображения.
При подборе приемов
обучения следует основное место
отводить наглядности: реальному
предмету, различным видам искусств
– игрушке, иллюстрациям, репродукциям
картин и образному слову (стихам,
потешкам, сказкам, и др.)
Особой заботой для
воспитателя являются дети, имеющие
слабое развитие художественное,
речевое, общее. Известно, что
при ослаблении в формировании
названных процессов, происходят
изменения в развитии координации
движений, мелкой моторики, осанки.
Серьезность таких отклонений
и их обратимость зависят от
того, когда будет начата коррекционная
работа. Формирование навыков осязания
и мелкой моторики происходит
в различных видах предметно-практической
деятельности. Наша система направлена
на формирование у детей автоматизированных
навыков в различных видах
изобразительной деятельности. Мышечные
возможности руки требуют тренировки
и коррекции. В свою очередь,
овладение движениями рук и
пальцев имеет немаловажное значение
для развития речи ребенка.
Особая роль в развитии мелкой
моторики отводится пальчиковым
играм. Они позволяют корректировать
движения каждого пальца как отдельно,
так и относительно друг друга, тренируют
точность двигательных реакций. Если они
сопровождаются стихами, то у детей развивается
речь и чувство ритма. В процессе работы
с карандашом, кистью и др. изобразительными
средствами у ребенка укрепляется мелкая
мускулатура пальцев, совершенствуется
координация движений. Так, в процессе
изобразительной деятельности, союзником
рисования стало слово, точнее - речь. Она
тесно связана с изобразительной деятельностью
детей, и процесс рисования связан с активностью
речевых разделов мозга, а рисунок отражает
уровень общения, доступный его мышлению.