Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:41, курсовая работа
Каждый человек неповторим и отличается от другого разными особенностями, которые и характеризуют его индивидуальность. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. С точки зрения современной психофизиологии он даётся человеку от рождения на всю жизнь. По ходу жизни темперамент остаётся стабильным, но может до определённой степени измениться под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.
Введение 3
Глава 1. Темперамент и его свойства 4
1.1 Понятие темперамента 4
1.2. Характеристика типов темперамента и его свойства 4
Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности и особенности его формирования 4
2.1 Понятие индивидуального стиля деятельности и его основные характеристики 4
Уровни индивидуального стиля деятельности 4
2.2. Диагностики формирования индивидуального стиля деятельности. 4
Глава 3. Способы формирование индивидуального стиля деятельности на базе темперамента. 4
Практическая часть 4
А) Методы исследования 4
1. Тест Айзенка на определение типов темперамента 4
2. Вопросник «Стиль саморегуляции поведения» 4
Б) Результаты исследования 4
В) Обсуждение результатов исследования 4
Заключение (Выводы) 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Каждый человек неповторим и отличается от другого разными особенностями, которые и характеризуют его индивидуальность. Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. С точки зрения современной психофизиологии он даётся человеку от рождения на всю жизнь. По ходу жизни темперамент остаётся стабильным, но может до определённой степени измениться под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций. Социальная среда оказывает существенное влияние на скорость развития темперамента и на способы его проявления личностью. Темперамент оказывает значительное воздействие на формирование характера и поведение человека, определяет его поступки и индивидуальность. Необходимо отметить еще один момент, что любая деятельность требует от человека определенного стиля поведения, не говоря уже о том, что необходима предрасположенность к этой (конкретной) деятельности. Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с различным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами.
Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, связь темперамента с индивидуальным стилем деятельности. Это научит меня обращаться и работать с людьми, регулировать своё поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и адекватно оценивать свои возможности. В этом заключается актуальность выбранной мною темы. Кроме того, эта тема вызывает у меня повышенный интерес и позволяет повысить образовательный уровень.
Таким образом, цель моей работы заключается в изучении темперамента, как понятия и изучение индивидуального стиля деятельности. А так же исследование взаимосвязи между темпераментом человека, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным стилем деятельности.
Для выполнения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
подобрать и изучить теоретическую литературу по данной теме;
раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;
проанализировать прочитанную информацию и сделать выводы.
Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. С рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Эти свойства у всех разные. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Наблюдая за поведением людей, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание на их большие индивидуальные различия. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент".
Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Уже с первых лет жизни ребенка у него обнаруживаются черты, которые указывают на принадлежность к тому или иному типу темперамента. Более уверенно о типе темперамента можно судить, если, кроме того, учитывать особенности двигательной и общей активности ребенка.
Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности [12, с. 324].
При всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент может изменяться и в результате
самовоспитания. Даже взрослый человек
может изменить в определенную сторону
свой темперамент [2,
с.348], но, тем не менее, это будет зависеть
от качества нервной системы (сильная
или слабая).
Создателем учения
о темпераментах считается древнегреческий
врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал,
что люди различаются соотношением 4 основных
“соков” жизни, – крови, флегмы, желтой
желчи и черной желчи, – входящих в его
состав. Исходя из его учения, самый знаменитый
после Гиппократа врач античности Клавдий
Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию
темпераментов, которую он изложил в известном
трактате “De temperamentum”. Согласно его учению
тип темперамента зависит от преобладания
в организме одного из соков. Им были выделены
темпераменты, которые в наше время пользуются
широкой известностью : сангвиника (от
лат. Sanguis – “кровь”), флегматика (от
греч. – phlegma – “флегма”), холерика
(от греч. Chole – ”желчь”), и меланхолика
(от греч. Melas chole – “черная желчь”).
Эта фантастическая концепция имела огромное
влияние на ученых на протяжении многих
столетий. [5, с. 15]. Эта теория была названа
гуморальной.
В начале ХХ в. возникла конституционная теори
Научное учение о темпераментах было создано
И. П. Павловым как часть учения о высшей
нервной деятельности. Изучая три основных
параметра процессов возбуждения и торможения
нервной системы (их силу-слабость, подвижность-инертность
и уравновешенность-
Сила нервных процессов характеризуется работоспособностью, выносливостью нервной системы и означает способность ее переносить продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Слабость нервных процессов – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение. При их действии нервные клетки довольно быстро переходят в состояние охранительного торможения. Однако слабая нервная система обладает высокой чувствительностью.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса в норме взаимно уравновешиваются, а у других может равновесия не наблюдаться: преобладает процесс торможения или возбуждения.
Подвижность нервных процессов – это способность их быстро сменять друг друга, быстрота проявления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных рефлексов.
Тип нервной системы – это природное, врожденное ее свойство, которое только в очень незначительной степени может изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.
И. П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности:
1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением), трудно поддающийся воспитанию;
2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов. При таком типе ВНД наблюдается быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители;
3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов, незначительная реакция на новые раздражители (медлительность во всех действиях);
4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения. При этом отмечается быстрая истощаемость организма, трусость, потеря работоспособности при необычных раздражителях, легкость перехода в заторможенное состояние.
По мнению И. П. Павлова, приведенные четыре типа ВНД, в чистом виде обнаруживаемые в опытах, совпадают с четырьмя видами темперамента человека.
Так, первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй – сангвиническому, третий – флегматическому, а четвертый – меланхолическому.
Следует сделать вывод, что темперамент – это и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении человека.
Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению
человека, накладывает характерный отпечаток
на весь облик человека — определяет подвижность
его психических процессов, их устойчивость.
Однако в 50е годы учения
Павлова были подвергнуты изменению. Отечественные
психофизиологи Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин,
В.М. Русалов, Э.А. Голубева, В.С. Мерлин,
А.И. Ильина, Е.П. Ильин и др проводили исследования
взрослых людей. Оказалось, что трех свойств
нервной системы недостаточно для того,
чтобы охарактеризовать все особенности
темперамента. Они доказали, что нервная система обладает
так же другими свойствами.
Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально–своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента [7,стр. 155].
Основной отличительный признак темперамента заключается в том, что он формирует динамику врождённых психических процессов. Именно поэтому свойства темперамента отличаются наибольшей устойчивостью и постоянством в сравнении с остальными особенностями человеческой психики. Свойства темперамента – это врождённые и устойчивые индивидуальные особенности психики, которые определяют характеристику различной деятельности человека.
Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами:
Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:
1) Эмоциональная возбудимость – способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.
2) Возбудимость внимания — обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.
3) Сила эмоции – интенсивность и модальность эмоциональных проявлений.
4) Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. Причем принципиально разделена тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
5) Реактивность непроизвольных движений – увеличение интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
6) Активность волевой целенаправленной деятельности – повышение активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
7) Пластичность — ригидность – приспособление к изменяющимся требованиям деятельности.
8) Резистентность – способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
9) Субъективация – усиление степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, следует сделать два основных вывода.
Во–первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида.
Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых.
Известный психофизиолог В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980–х. гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы П. К. Анохина выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.
Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности и влияние на него темперамента