Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:51, контрольная работа
Вся мировая история, основанная на блестящих догадках, изобретениях и открытиях, свидетельствует о том, что человек, безусловно, разумен. Однако та же история предъявляет многочисленные доказательства глупости и безумия людей. Подобного рода амбивалентность состояний человеческого ума позволяет заключить, что, с одной стороны, способность к разумному познанию является мощным естественным ресурсом человеческой цивилизации. С другой стороны, способность быть разумным - это тончайшая психологическая оболочка, мгновенно сбрасываемая человеком при неблагоприятных условиях.
Введение 3
Теории интеллекта 5
Множественность и независимость интеллектуальных способностей 7
Интеллектуальная одаренность 9
Развитие интеллекта 9
Заключение 13
Список литературы 14
Содержание
Введение 3
Теории интеллекта 5
Множественность и независимость интеллектуальных способностей 7
Интеллектуальная одаренность 9
Развитие интеллекта 9
Заключение 13
Список литературы 14
Вся мировая
история, основанная на блестящих догадках,
изобретениях и открытиях, свидетельствует
о том, что человек, безусловно, разумен.
Однако та же история предъявляет
многочисленные доказательства глупости
и безумия людей. Подобного рода
амбивалентность состояний
Психологической
основой разумности является интеллект.
В общем виде интеллект - это система
психических механизмов, которые
обусловливают возможность
Объектом данной работы является исследование интеллекта.
Методом
исследования является теоретический
анализ литературы, посвященной данной
теме.
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк). В частности, в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект. В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего (Холодная). Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[4].
По И. Г. Виноградову, интеллект — это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую и не применяемую информацию, может воспринять как интеллект индивидуума.
Ф. Н. Ильясов
определяет интеллект как «способность
системы создавать в ходе самообучения
программы (в первую очередь эвристические)
для решения задач
Это самая старая из всех имеющихся теория .Она была выдвинута Чарльзом Спэрмэном в начале 20-го века. Он заметил, что человек, успешно прошедший один тест на IQ, с большой долей вероятности пройдет и другой тест на IQ c высоким результатом и наоборот, - человек набравший низкий балл – будет получать его и во всех других подобных тестах. На основании этого он сделал вывод, что эти тесты могут быть использованы для определения умственных способностей и так называемого «общего интеллекта» людей – который он обозначил буквой «G» (от англ. General – общий, главный). В дополнение к этому Спэрмэн утверждал, что каждый тест также измеряет и некоторые иные способности человека, – которые он обозначил как S- интеллект – к примеру, к нему относится словарный запас или математические способности. При этом Спэрмэн считал, что именно общий интеллект – является основой всех интеллектуальных действий.
В 1938 году американский психолог Л. Терстоун предположил, что интеллект включает в себя 7 независимых факторов, которые он назвал первичными умственными способностями:
1)Умение
слушать и понимать смысл
2)Умение выражать свои мысли словами
3)Математические способность
4)Память
5)Скорость восприятия информации
6)Навык рассуждения
7) Пространственно - визуализационный навык
Предложена в 1983 психологом Гарвардом Говардом Гарднером. По его представлениям существует несколько различных интеллектов, независимых друг от друга. Согласно этой теории каждый человек обладает определенной комбинацией интеллектов:
1)Лингвистический интеллект
2)Логически-математический интеллект
3)Пространственный интеллект
4)Музыкальный интеллект
5)Физико-кинестетический интеллект
6)Межличностный интеллект
7)Глубоко личный интеллект
Предложена
Р.Стернбергом. Согласно этой теории существует
три различных типа интеллекта. Первый
– аналитический интеллект, являющийся
способностью человека к рассуждениям.
Второй тип интеллекта – творческий –
является способностью человека использовать
полученный в прошлом опыт для решения
новых задач. И последний, третий тип интеллекта
– практический- отражает способность
человека успешно решать каждодневные
жизненные проблемы.
Множественность и независимость интеллектуальных способностей
Л. Терстоун выделил 7 первичных умственных способностей: 1 - пространственная, 2 - восприятие, 3 - вычислительная, 4 - вербальное понимание, 5 - беглость речи, 6 - память, 7 - логическое рассуждение.
Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов: 1 - тип операции (познание, оценка), 2 - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое), 3 - конечный продукт. Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.
А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта":
- операции (в том числе скорость, память, креативность);
- содержание (в том числе вербальное,
цифровое, наглядное). Общий интеллект
- продукт взаимопересечений всех типов
операций и всех типов содержаний.
Интеллект необходимо
1. Интеллект как результат
2. Интеллект как следствие
3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход);
4. Интеллект как продукт
5. Интеллект как совокупность
элементарных процессов
6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);
7. Интеллект как система
8. Интеллект как фактор
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:
любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
гибкость
и подвижность ума —
логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;
доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
широта
мышления — способность к всестороннему
охвату объекта мыслительной деятельности
с учётом исходных данных задачи и
многовариантности её решений.
Интеллектуальная
одаренность - такое состояние индивидуально-
Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:
- интеллектуальные способности выше среднего уровня;
- креативность;
- мотивационная включенность.
Эта и другие модели
Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:
1. Критерий превосходства (
2. Критерий редкости (нетипичности);
3. Критерий продуктивности;
4. Критерий демонстративности (повторяемости);
5. Критерий ценности (для данной
культуры)
Развитие интеллекта - это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка. Согласно теории Ж. Пиаже, в этом процессе может быть выделено пять стадий (по сути, пять этапов в формировании операций).
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 лет). Ребенок пытается понять новый объект через его употребление, применяя ранее усвоенные сенсо-моторные схемы (встряхнуть, ударить, подергать и т.д.). Признаками сенсо-моторного интеллекта (в отличие от восприятия и навыка) являются варьирование действий, направленных на объект, и опора на все более отсроченные во времени следы памяти. Примером может служить поведение 10-12-месячного ребенка, пытающегося достать спрятанную игрушку из-под платка.
2.Символический, или допонятийный, интеллект (от 1,5-2 лет до 4 лет). Главное на этой стадии - усвоение вербальных знаков родного языка и переход к простейшим символическим действиям (ребенок может притвориться спящим, уложить спать игрушечного медвежонка и т.п.). Происходит формирование образно-символических схем, основанных на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений («луна ярко светит, потому что она круглая»). Эти примитивные допонятийные умозаключения получили название «трансдукций». Наиболее чистыми формами символического мышления, по Пиаже, являются детская игра и детское воображение - в обоих случаях велика роль индивидуальных образных символов, созданных собственным «Я» ребенка.