Интернет-аддикция у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить специфику общения в киберпространстве и проблемы, возникающие в процессе такого общения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие «Телекоммуникационная сеть»;
• описать наиболее популярные формы общения в сети;
• исследовать особенности общения посредством Интернет;
• проанализировать Интернет-аддикцию, как негативную сторону влияния виртуальной среды;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ…………………………….……4
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИХ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………...7
3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ………………………………………….…..11
4. АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ…………………………………….14
4.1. Понятие и критерии Интернет –зависимости…………………….14
4.2. Причины Интернет – зависимости………………………………..16
5. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ…….21
5.1. Профилактика Интернет-зависимости……………………………21
5.2. Лечение Интернет-аддикции……………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…….…27
Приложение 1…………………………………………………………………….28
Приложение 2……………………………………………………….....................29
Приложение 3…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой соц.психология.DOC

— 161.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

1.      ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ…………………………….……4

2.      ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИХ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………………...7

3.      СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ………………………………………….…..11

4.      АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ…………………………………….14

4.1. Понятие и критерии Интернет –зависимости…………………….14

4.2. Причины Интернет – зависимости………………………………..16

5.      ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ…….21

5.1. Профилактика Интернет-зависимости……………………………21

5.2. Лечение Интернет-аддикции……………………………………....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…….…27

Приложение 1…………………………………………………………………….28

Приложение 2……………………………………………………….....................29

Приложение 3…………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Это очень актуальная тема в наш век информационных технологий, когда ни одна сфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации в том числе и через Интернет.

Цель данной работы – изучить специфику общения в киберпространстве и проблемы, возникающие в процессе такого общения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

                 раскрыть понятие «Телекоммуникационная сеть»;

                 описать наиболее популярные формы общения в сети;

                 исследовать особенности общения посредством Интернет;

                 проанализировать Интернет-аддикцию, как негативную сторону влияния виртуальной среды;

                 рассмотреть известные способы предупреждения и лечения Интернет-зависимости.

Предметом является общение мододёжи посредством сети Интернет.

Данная работа имеет стандартную структуру.

1.                 Титульный лист.

2.                 Содержание.

3.                 Основная часть, включающая 4 главы.

4.                 Заключение.

5.                 Список использованной литературы.

 

1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ

Для того, чтобы полноценно раскрыть тему моей работы, необходимо разъяснить понятие «телекоммуникационная сеть». Кратко рассмотрим ключевые моменты и ознакомимся с историей развития.

Интернет (английское Internet от латинского «Inter»-между и английского «Net» -сеть, паутина) - международная (всемирная) компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и другие сети.

История развития сети Интернет[1].

1969. В декабре была запущена сеть ARPANET, объединившая 4 ведущих университета США. Сеть была разработана в научных, образовательных и государственных целях. ARPANET стала прародителем современного Интернета.

1972. Миру представлена электронная почта. Рэй Томлинсон, ее разработчик, предложил использовать @ в адресах e-mail. Передача первого письма, состоявшего из двух букв, привела к выходу из строя отправляющего компьютера.

1973. Было разработано семейство протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol), ставшее в дальнейшем стандартом передачи данных через Интернет.

1982. Впервые было использовано слово «Интернет».

1984. Запущена служба доменных имен (Domain Name System), благодаря которой появилась возможность заменить цифровые адреса на осмысленные. Например, www.company.com.

Писатель Вильям Гибсон придумал новый термин «киберспейс».

1985. Организована компания Quantum Computer Services, в дальнейшем сменившая название на America Online. Она предлагала клиентам e-mail, электронные доски объявлений, новости и другую информацию.

1988. Появление первого вируса, который был назван Интернет-червем.

Этот вирус временно вывел из строя 10% всех Интернет-серверов.

1989. Первые попытки индексации данных в Интернет: поисковые системы Archie и WAIS, позволявшие найти необходимый файл по его названию. Тим Бернерс-Ли придумал WWW – новый способ размещения информации в Сети, основанный на гипертексте.

1991. Gopher, предоставляющий легкую навигацию, был разработан в Университете Миннесоты. Он являлся наиболее популярным интерфейсом на протяжении нескольких лет.

1993. Марк Андрисон разработал первый браузер Mosaic, ставший доминирующей системой для просмотра WWW. В то время web-сайты составляли всего 1% от общего Интернет-трафика.

1994. Разработан Netscape Navigator. Активное использование Интернета для бизнеса привело к появлению спама. Белый дом запустил свой сайт.

1995. Компании начали предоставлять коммутируемый доступ.

Появление языка программирования для Интернет Java.

Ватикан запустил собственный сайт.

1999. Студент колледжа Шон Фэннинг придумал Napster – систему, позволяющую людям обмениваться музыкой через Интернет. Появление модного термина «электронная коммерция».

2000. Появление большого количества Интернет-вирусов. Возник серьезный кризис в работе Интернет-компаний (дот-комов), и они стали закрываться одна за другой.

2001. Около 9,8 биллионов электронных сообщений отправляется каждый день.

На начало 2005 года ситуация следующая[2]:

           интернет-пользователей в мире свыше полумиллиарда человек;

           в России – около 20 млн. (Москва – около 2 млн.);

           зарегистрировано более 60 млн. доменных имен;

           аудитория Рунета в сутки составляет около 4 млн. человек;

           аудитория mail.ru в сутки составляет около 1 млн. человек.

Российский Интернет активно развивается, каждый год плавно увеличивается количество пользователей в большей степени засчет регионов, соотношение мужчин и женщин в Интернете стало практически пополам, увеличивается возрастной диапазон пользователей Интернет. Интернет стал неотъемлемой частью экономической, социальной, культурной жизни современного человека.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Формы общения людей постоянно меняются. Технологически, история форм человеческого общения проходит спиралеобразно от коротких сообщений к длинным, и наоборот. Можно сформулировать ход исторических событий следующим образом.

1.      Доступность бумаги дала возможность излагать мысли тщательно продуманными и писать по настроению, а не когда рядом находится собеседник. Появился эпистолярный жанр.

2.      Телеграф ввел новые стандарты короткого общения.

3.      Телефон позволил людям общаться эмоционально на расстоянии. Желание писать письма спало. Произошел переход от более к менее трудоемкой форме общения.

4.      Электронная почта позволила возродить эпистолярный жанр. Телефонное общение, как и прежде, дополнилось литературным общением с его героями и образами.

5.      Однако часто писать письма тяжело, поэтому огромную популярность приобрели службы сообщений, самой популярной из которых в Интернете стало ICQ , а также SMS мобильных телефонов. « Privet !:-) 4 to novogo ?»

6.      Мобильная телефонная связь ввела новую форму общения – короткий минутный разговор. Прелюдия разговора свелась к минимуму: «Рад тебя слышать! Надеюсь, увидимся. Пока».

7.      Потребность выговориться породила целый букет средств общения: форумы, сетевые дневники, доски объявлений (блоги), службы рассылок, национальные серверы и т.д. Теперь свои сокровенные чувства и мысли, ум или глупость можно сделать достоянием всего человечества, а не держать при себе.[4]

Доктор Кимберли С. Янг[5], профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, выделяет следующие формы общения в Интернет, разделяя их по степени интерактивности. После опубликования её работы, в связи с бурным развитием виртуальной среды, появились и другие формы, которые также будут рассмотрены ниже.

1. Интерактивные средства общения подразумевают общение в режиме онлайн, то есть, когда все участники обсуждения находятся «в сети». Таковыми являются являются чаты, конференции, видеоконференции, MUDs, РПГ (MMORPG). 

Чаты или IRC (Internet Relay Chat). Общение посредством набора текста. Возможно парное, так называемое приватное общение, но чаще групповое.Не имеет основной темы, общение ведётся ради общения. Хотя, иногда встречаются чаты с заранее оговоренной темой. Например, интервью посредством IRC. Или, к примеру, обсуждение профессионального вопроса.

Конференции и видеоконференции. Относительно новый вид связи для России, позволяющий вербальное общение (а именно, устное) (конференция), а также и невербальное, опосредованное помимо компьютера камерой (телеконференция). Диалог может происходить между двумя, и более людьми. Обычно используется для деловых переговоров, но возможно и для частных.

MUDs ("multi-user dimension") - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве. [6] Имеет много общего с чатами, по сути, представляет собой переписку группы людей онлайн. Отличием является то, что у участников MUDs существует определённая цель общения – выиграть. В России популярностью пользуются некоторые игры такого типа, как Мафия, Бойцовский клуб, Дозоры.

РПГ (MMORPG) (Role Play Game) – ролевая онлайн игра, обычно требующая специальный клиент. Её основой является управление персонажем. В РПГ имеется чат, который используется для общения как в целях игры, так и в личных. Хотя изначально такие игры предполагают отыгрывание жизни своего персонажа по введённым ранее характеристикам. То есть «геймер» не открывает своего лица, а действует и общается от имени персонажа строго по событиям, происходящим в игре.  Обычно пользователями данной игры выступают подростки, хотя сейчас идёт развитие таких игр и появляются игроки различных возростов. Популярность таких игр заключается в одной из психологических особенностей общения в Интернет – анонимность.

2. Наименее интерактивные способы общения. Передача информации вне зависимости от того, является ли собеседник в сети. К ним относятся e-mail, ICQ, форум.

E-mail. Электронная почта. Передача текстовых файлов, а также звуковых, графических и видео до определённого размера.

ICQ. Является Интернет-пейджинком (служба коротких сообщений). Как и большинство средств общения, представляет собой передачу текстовой информации. Но возможен обмен графическими, звуковыми и видео файлами.  Общение происходит только между двумя людьми. Имеется ряд постоянных контактов (номера собеседников), которые отображаются в «окне». Его можно назвать интерактивным общением, но у IСQ существует такая особенность, как передача информации собеседнику, который находится в режиме оффлайн. Получило большое распространение в России, благодаря дешевизне относительно стоимости такого же количества sms и возможностью использовать его посредством не компьютера, а телефона.

Форум (так же – гостевая книга, гестбук, отзыв, дискуссия и т.д.) Одна из разновидностей конференции, но текстовая. Так называемые «гостевые книги» («гестбуки»), предусмотренные практически на любом сайте, направлены на получение обратной связи от посетителей данного ресурса. Зачастую обмен впечатлениями перерастает в групповую полемику, в которую включаются и посетители, и создатели сайта. Таким образом «книга отзывов» может превратиться в популярный форум (конференцию), а дискуссии затягиваются на неопределенное время.[7]

3   Отдельно стоит рассмотреть так называемые порталы. Наиболее распространенными в России являются: «Мой мир» на mail.ru, odnoklassniki.ru, vkontakte.ru. Эти сайты объединяют в себе гестбуки, чаты и MUDs, т.е. являются смешанными.

По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют: 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ); 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты); 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.)[8]

Таким образом можно сделать вывод о том, что формы общения в Интернет бурно развивается. В настоящее время существует очень много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Однако их влияние на пользователей изучено ещё не достаточно.

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Шибутани[9] говорит об общении как о взаимодействии между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

Информация о работе Интернет-аддикция у подростков