Компромисс как способ разрешения социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. Наиболее предпочтительным методом урегулирования является достижение компромисса между конфликтующими сторонами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Компромисс как способ преодоления социальных конфликтов…………..4
2 Компромисс как способ преодоления социально-психологических конфликтов……………………………………………………………………….7
3 Условия использования компромисса для преодоления социальных и социально-психологических конфликтов……………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Компромисс как способ  преодоления социальных конфликтов…………..4

2 Компромисс как способ  преодоления социально-психологических   конфликтов……………………………………………………………………….7

3 Условия использования  компромисса для преодоления  социальных и социально-психологических  конфликтов……………………………………...13

Список используемой литературы…………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всем  понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения  конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве  ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой  эскалацию каждодневного соперничества  и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных  столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие. Наиболее предпочтительным методом  урегулирования является достижение компромисса  между конфликтующими сторонами.

Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс — это уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией.

Использование компромисса, как метода выбора политического экономического, социального действия возможно в том случае, если участники решения не находятся друг с другом в резко отрицательных взаимоотношениях, т.е. когда их интересы частично совпадают и одновременно частично сталкиваются. Иными словами достижение компромисса более вероятно при низкой или средней степени ригидности.

 

 

 

 

 

 

 

1 Компромисс как способ преодоления социальных конфликтов

 

Социальный конфликт – это конфликт больших социальных групп, возникший на основании социального противоречия. В современном мире происходит обострение и увеличение числа социальных противоречий, что ведет к повышению конфликтности в обществе.

Определение социального конфликта Бабосова отражает современную специфику общественных противоречий: «Социальный конфликт – предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении социальных общностей». Общности, о которых здесь говорит отечественный конфликтолог, – это не только национальные и этнические группы, государства, классы общества, но и социальные институты, существующие в обществе на данном этапе развития. К социальным противоречиям приводят различные цели, к которым стремятся институты или социальные группы, а также несовпадение интересов и ценностей, поддерживаемых социальными общностями. Каждый социальный конфликт ограничен своей специфической ситуацией (причинами, длительностью, областью действия, интенсивностью), поэтому требует разрешения проблемы именно в ней. Невозможно объединить все социальные конфликты.

Существенно отличающееся определение социального конфликта можно обнаружить у Запрудского: «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства, объективно расходящихся интересов, целей социальных субъектов». Причины социального конфликта остаются теми же, меняются формы конфликта и способы демонстрации интересов социальных общностей. У Запрудского интересы выражаются социальным отношением той или иной общности к существующему в обществе порядку, распределением социальных сил и выражением общих тенденций (социальным действием). Социальные силы, которые участвуют в конфликте, не всегда отражают тенденции своего развития конфликтным способом или способом открытой борьбы. Сохранение своих позиций и интересов уже может привести к новому «социальному единству». Поэтому социальный конфликт – это еще и становление нового порядка в системе социальных отношений.

Функции социального конфликта подробно изучал Л. Козер, определяя их специфику для закрытого и открытого типа общества.

Социальные конфликты могут выполнять две основные функции:

    1. негативную (деструктивную);
    2. позитивную (конструктивную).

 

Разрешение  социального конфликта – это  преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его  на уровне причин конфликта. Решение  конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без  помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению  какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта  – это совокупность определенных методик его преодоления. Это  далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий  от показаний проведенной диагностики  конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в  обществе культурных и правовых установок  по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Модель  компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся  во взаимных уступках в позициях конфликтующих  сторон. Важно знать, что компромиссная  модель решения конфликтов основана на уступках конфликтеров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликтологии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта  с помощью компромисса – это  введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта безусловно предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт. Она лучше всего работает, если конфликт характеризуется тем, что:

· Мотивировки конфликтеров в главном – совпадают;

· Общих интересов у сторон, больше чем противоположных;

· Цели конфликтеров соответствуют их интересам;

· Зона разногласий сторон заметно  не расширяется;

· Конфликт в своем развитии не дошел до стадии идейной конфронтации сторон;

· Актуальный знак конфликта – «плюс-минус» или «плюс-плюс»;

· Преобладание «плюсов» над «минусами» на предшествующих фазах развития конфликта;

· Присутствует намерение сторон пойти  на уступки;

· Примерно равный баланс сил сторон;

· Конфликт имеет неострый характер. Психофон конфликта в норме;

· Цена сохранения конфликта больше, чем цена выхода из него.

 

 

 

2 Компромисс как способ преодоления социально-психологических  конфликтов

 

В психологии понятие конфликта  применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутри личностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.

Что значит – социально-психологический  конфликт? Как видно из самого определяющего  фразеологизма, данный тип конфликта  объединяет в себе две составляющие, два компонента, но объединяет их таким  образом, что обозначает новую сущность, иной тип самих явлений или  иной тип понимания уже привычных  явлений. Здесь интегрируются такие  компоненты как психологический  конфликт и социальный конфликт.

Психологический конфликт –  это трудно разрешимое в рамках прежних  представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью  внешних и внутренних факторов и  связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.

Социальный конфликт –  это ситуация, когда стороны (субъекты) открытого взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга, что вызывает взаимное противодействие, противоборство.

Объединяя эти два суждения, можно выдвинуть понимание конфликта  как социально-психологического явления  через систему взаимосвязанных и необходимых признаков.

Рассмотрим два вида социально-психологического конфликта, межгрупповой и внутригрупповой.

Межгрупповые  конфликты - это столкновение противоположно направленных взглядов, мнений между группами людей. Прежде всего, они порождают различия в интересах. Существует несколько методов управления конфликтами: наступления, уклонения, оборонительный и компромисс. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы, т.е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.

 Данный вид конфликта  можно разрешить с помощью компромисса т.к. компромисс ориентирован на решение спорной проблемы совместными усилиями сторон, и в основном состоит из взаимных уступок. Этот подход является «классическим» методом простого разрешения конфликта на всех уровнях; его технология более проста и зачастую не решает спора, а как бы временно его откладывает на более поздний срок. Обычно он применяется, когда проблема очевидна, ресурсы и время для решения проблемы ограничены, другие технологии (консенсус, сила, избегание и пр.) не работают.

Внутригрупповой конфликт - является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновение между частями или всеми членами группы, влияющими на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины.

Внутригрупповой конфликт заключается  в возникновении разногласия  между группой и личностью  данной группы. Производственные группы устанавливают нормы поведения  и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой  и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое “чрезмерное” усердие как негативное поведение.

Между отдельной личностью  и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет  считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что  такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что  их продукция по качеству ниже, чем  продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все  равно можно рассматривать, как  источник конфликта, потому что он или  она идет против мнения группы.

Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между  личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры  организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться  непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

В свою очередь, внутригрупповые  конфликты в зависимости от того, насколько едины или разобщены  друг с другом члены данной группы в понимании значимости той или иной цели их совместных действий или же в определении способов ее достижения, подразделяются на:

· Информационные

· Процедурные 

Например, члены одной  территориальной общности деревни  или поселка, оказавшегося в зоне радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы, едины  в том, что главное в их совместной деятельности - спасение жизни, в первую очередь, своих детей, но одни выступают  за немедленное отселение в экологически чистый район, а другие - категорически  против этого, полагая, что, по имеющейся  у них информации, можно при  создании соответствующих условий (чистые продукты питания, медицинская помощь и др.) вполне нормально жить и на старом месте, мы имеем дело с типичным информационным конфликтом. Иное дело, когда все жители данной деревни убеждены в необходимости переселения в экологически безопасную зону, а ожесточенный спор ведется из-за того, переселяться ли организованно, т.е. всей их сплотившейся общностью в общее для всех новое место жительства, либо каждый должен осуществить такое переселение по своему усмотрению. В таком случае перед нами процедурный конфликт, вспыхивающий тогда, когда группа не может достичь взаимоприемлемого соглашения по способам и формам достижения общей для всех ее членов цели.

Основные причины возникновения  внутригрупповых конфликтов

Можно выделить несколько  основных причин конфликтов в организациях:

· Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых  организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять жх практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся им более обоснованными.

Информация о работе Компромисс как способ разрешения социального конфликта