Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 16:11, реферат
Оценивая обращения к нам пациентов по поводу нарушения их прав, мы различаем группы конфликтов, возникших по причине:
1. нарушения прав пациентов на:
- уважительное и гуманное отношение;
- выбор врача и ЛПУ;
- доступ адвоката и священнослужителя;
- предоставление информации и документов;
- сохранение врачебной тайны;
- обеспеченность лекарственными средствами;
- оказание медицинской помощи;
- на получение полиса ОМС;
- и т.п.
Конфликты
и их разрешение.
Право на возмещение
ущерба
1. Основные группы конфликтов и методы реагирования
Оценивая обращения к нам пациентов по поводу нарушения их прав, мы различаем группы конфликтов, возникших по причине:
1. нарушения прав пациентов на:
- уважительное и гуманное отношение;
- выбор врача и ЛПУ;
- доступ адвоката и священнослужителя;
- предоставление информации и документов;
- сохранение врачебной тайны;
- обеспеченность лекарственными средствами;
- оказание медицинской помощи;
- на получение полиса ОМС;
- и т.п.
2. нарушения законодательства о защите прав потребителей или нарушения договора (потребительские конфликты);
3. причинения вреда (деликты).
Первая группа конфликтов основана на нарушении прав граждан, которые, как правило, подлежат восстановлению, за исключением сохранения врачебной тайны. Порядок урегулирования конфликтов, отнесенных к этой группе, был в той или иной степени рассмотрен в предыдущих статьях (смотрите образцы жалоб, заявлений и т.п.).
Вторая группа конфликтов представляет собой разногласия между заказчиком и исполнителем услуг в области обязательственных (договорных, потребительских) отношений, основанных на платных услугах, на которые в полной мере распространяется законодательство о защите прав потребителей, которое определенно устанавливает возможность досудебного (претензионного) и судебного урегулирования споров. Об этом подробнее смотрите в Разделе «Пациент-потребитель».
Третья группа конфликтов основана на возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу гражданина вследствие медицинской помощи. Отмечу, что выплата в досудебном порядке денег пациентам или их родным бюджетными организациями невозможна, поскольку для этого не предусмотрена соответствующая статья расходов согласно Бюджетному Кодексу РФ. К учреждениям, которые не имеют иных доходов, кроме бюджетного финансирования, относятся учреждения скорой помощи, система кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансеров и других специализированных медицинских учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и т.п. Руководители таких учреждений, может, и рады были бы иногда договориться с пациентом о компенсации вреда, но за совершение подобных деяний может следовать даже и уголовная ответственность (нецелевое использование бюджетных средств).
Немалое число людей приходят к нам, настолько обиженные врачами, что хотят только уголовного наказания, точнее они хотят лишить врача практики во избежание повторения случившегося, чего на сегодняшний день можно добиться только уголовным преследованием. Таких ситуаций в масштабах России – сотни (только тех, что доходят до нас), и они-то и составляют основную трудность и основную нагрузку (от нервной до временной) для защитников пациентов.
При возникновении подозрения на то, что вред здоровью причинен оказанием медицинской помощи, необходимо сразу решить несколько вопросов, которые выглядят так:
что вы знаете точно: оценка событий, лиц (в частности, кто ответчик, свидетель и т.п.), дефектов помощи, виновности? Отвечая на этот вопрос, необходимо избавиться от необоснованных предположений;
что вы можете доказать: оцените наличие историй болезни, иных записей, включая видео и аудио, наличие свидетелей, вещественных и иных доказательств? Отвечая на этот вопрос, необходимо понять, насколько реально собрать (если их нет) доказательства вашей версии произошедшего;
чего вы хотите: денег, справедливости, правды, – или всего сразу? Ответ на это вопрос предопределяет алгоритм ваших действий.
Каждая группа конфликтов имеет свой порядок урегулирования споров вообще, в частности, и досудебный.
Так, если вы хотите денег, то вам сначала следует направить заявление или претензию тому лицу, которое причинило вам вред или не выполнило обещанного, и если ваши требования не удовлетворят, то обращаться в суд. То же самое следует делать (направить заявление) и в случае нарушения ваших прав, если вы хотите их восстановления или наказания нарушителя по административной линии (выговор, увольнение и т.п.).
Однако если вы хотите, чтобы врач понес уголовное наказание, вам, конечно, придется обратиться в следственные органы или в прокуратуру, поскольку только они могут возбудить уголовное дело. Об этом смотрите соответствующий раздел книги.
Иногда, чтобы добиться корректного уголовного преследования (выявить факты, получить необходимые сведения и даже оценки) мы рекомендуем заявителям обращаться с иском в гражданский суд, хотя бы потому, что только там можно увидеть медицинские документы в полном объеме, допросить врачей и свидетелей, провести процессуально грамотно, поставив нужные вопросы, экспертизу, допросить экспертов и т.п. Это эффективно в том случае, если следственные органы и прокуратура всячески демонстрируют нежелание заниматься вашим делом, что бывает весьма часто. Хотя следует помнить, что решение гражданского суда не обязательно для следствия и уголовного суда, но решение уголовного суда обязательно в части виновности лица в противоправном деянии – для гражданского.
Следует
лишь помнить, что лица в гражданском
и уголовном процессе могут не
совпадать: уголовному преследованию
подлежит всегда физическое лицо, а
в гражданском суде ответчиком предпочтительнее
видеть юридическое лицо, которое вправе
регрессировать иск своему сотруднику.
2. Досудебная защита прав застрахованных
Порядок
досудебной защиты прав застрахованных
определен методическими
Так, Раздел 9 этих рекомендаций содержит описание механизма досудебной защиты прав застрахованных, который привожу без купюр:
" Сформировавшаяся в стране за последнее
десятилетие тенденция ухудшения показателей
здоровья граждан России помимо мер социально-экономического
характера настоятельно требует значительного
улучшения оказания населению доступной
и качественной медицинской помощи.
С целью укрепления здоровья граждан
Российской Федерации на коллегии Минздрава
России (2003 год) была утверждена отраслевая
программа "Управление качеством в
здравоохранении на 2003-2007 годы". Однако
принятие комплексных решений по реализации
данной отраслевой программы в настоящее
время отмечается лишь в ряде субъектов
Российской Федерации.
Приоритетность задачи увеличения доступности
и улучшения качества медицинской помощи
(далее - КМП) населению в рамках модернизации
здравоохранения (Послания Президента
Российской Федерации В.В. Путина Федеральному
Собранию Российской Федерации 2004, 2005
г.г.) определила проведение в 2005 году заседания
Президиума Государственного совета Российской
Федерации по вопросам повышения КМП.
В настоящее время специалистами в области
управления качеством медицинской помощи
отмечаются: недостаточное нормативно-правовое
обеспечение и эффективность действующего
контроля КМП; дублирование мероприятий
по внутренней и внешней экспертизе КМП,
негативное отношение медицинских работников
к деятельности экспертов КМП; а также
другие проблемы организации и проведения
данного вида контроля.
Проведенный Росздравнадзором анализ
функционирования существующих систем
контроля КМП показал, что в подавляющем
большинстве субъектов Российской Федерации
результаты контроля остаются невостребованными,
не используются для принятия управленческих
решений и оценки полноты и эффективности
их реализации.
Несмотря на то, что каждым из участников
действующей в настоящее время в России
системы контроля КМП ежегодно проводится
значительный объем работы, до настоящего
времени не удается обеспечить декларируемое
надлежащее качество оказываемой гражданам
бесплатной медицинской помощи.
Настоящая Концепция разработана для
определения методических и методологических
основ формирования и функционирования
Системы государственного контроля и
надзора за качеством медицинской помощи
населению в Российской Федерации (далее
- Системы ГКН КМП) в соответствии с:
* Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22.07.1993 №5487-1 (с изм. от 02.03.1998, 20.12.1999, 02.12.2000,
10.01.2003, 27.02.2003, 30.06.2003, 29.06.2004, 22.08.2004, 01.12.2004,
31.12.2005, 02.02.2006, 29.12.2006);
* Законом Российской Федерации от 28.06.1991
№1499-I "О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации " (с изм. от 02.04.1993,
24.12.1993, 01.07.1994, 29.05.2002, 23.12.2003, 29.12.2006);
* Законом Российской Федерации от 07.02.1992
№2300-I "О защите прав потребителей"
(c изм. от 02.06.1993, 09.01.1996, 17.12.1999, 30.12.2001, 22.08.2004,
02.11.2004);
* Законом Российской Федерации от 29.12.2006
№ 258-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием
разграничения полномочий";
* постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 №321 "Об утверждении
Положения о Министерстве здравоохранения
и социального развития Российской Федерации";
* постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 №323 "Об утверждении
Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития";
* постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.01.2007 № 30 "Об утверждении
Положения о лицензировании медицинской
деятельности", где экспертиза (контроль)
качества медицинской помощи отнесена
к лицензируемым видам деятельности;
* приказом Минздрава России от 29.04.1998
№142 "О лицензировании отдельных видов
медицинской помощи";
* совместным приказом Минздрава России
и Федерального фонда ОМС от 19.01.1998 №12/2
"Об организации работ по стандартизации
в здравоохранении", где качество медицинских
услуг определено объектом стандартизации;
* приказом Минздрава России от 22.01.2001
№12 "О введении в действие отраслевого
стандарта "Термины и определения системы
стандартизации в здравоохранении",
где в 13-й группе нормативных документов
выделено требование к качеству медицинской
помощи - аккредитация учреждения здравоохранения;
* приказом Минздрава России от 31.01.2001
№18 "О введении в действие отраслевого
стандарта "Порядок контроля за соблюдением
требований нормативных документов системы
стандартизации в здравоохранении",
где разделом 01.04. определен ряд дефиниций
(сертификация продукции и услуг в здравоохранении,
аккредитация учреждений здравоохранения,
сертификация (аттестация) специалистов
и др.). Кроме того, в разделах 02.04-03.04. данного
приказа утверждены уполномоченные по
качеству медицинской помощи и установлены
их функции;
* приказом Минздравсоцразвития России
от 31.12.2006 № 1905 "Об утверждении Административного
регламента Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития по исполнению государственной
функции по осуществлению контроля за
соблюдением стандартов качества медицинской
помощи";
* приказом Минздравсоцразвития России
от 14.03.2007 № 170 "Об организации деятельности
врачебной комиссии медицинской организации".
Недостаточное
отражение в нормативных
Основные понятия, термины и определения,
используемые в Концепции
Концепция - совокупность обоснованных
взглядов (мыслей, положений), направленных
на футурологическое представление
объекта (процесса, явления, системы).
Качество медицинской помощи (КМП) - это
совокупность её характеристик, подтверждающих
соответствие оказанной медицинской помощи
имеющимся потребностям пациента (населения),
его ожиданиям и современному уровню доказательной
медицинской науки и технологии.
Качество - вид, признак или свойство чего-нибудь,
что сделает это что-то хорошим или плохим,
достойным похвалы или порицания; следовательно
- это степень превосходства рассматриваемого.
Другое определение: качество - совокупность
признаков и других характеристик продукта
или услуги, относящиеся к его (её) способности
удовлетворять установленные и предполагаемые
потребности.
Характеристики КМП: адекватность, доступность,
преемственность и непрерывность, действенность,
результативность, безопасность, своевременность,
способность удовлетворить ожидания и
потребности, стабильность процесса и
результата, постоянное совершенствование
и улучшение.
Система ГКН КМП - совокупность взаимосвязанных
структурных элементов и функциональных
механизмов контроля, обеспечивающая
получение необходимой информации в целях
принятия управленческих решений, направленных
на улучшение КМП населению, и надзора
за их адекватностью, достаточностью и
эффективностью исполнения.
Надзор за КМП - совокупность мероприятий,
направленных на получение информации
о состоянии качества медицинской помощи,
сравнение его реального уровня со стандартным
(с учетом возможностей конкретных территорий,
медицинских организаций), а также анализ
динамики показателей КМП.
Контроль КМП - совокупность мер, направленных
на получение информации о принятии управленческих
решений для обеспечения надлежащего
качества медицинской помощи, определение
адекватности, достаточности и эффективности
этих решений и разработанных на их основе
мероприятий по непрерывному улучшению
КМП в соответствии с современным уровнем
развития медицинской науки и практики,
принципами управления.
Мониторинг деятельности по контролю
КМП - аналитическая система слежения
за деятельностью по непрерывному улучшению
доступности и КМП, составляющими которого
являются: перманентное наблюдение, анализ,
оценка и прогнозирование результатов
деятельности по контролю и надзору за
качеством медицинской помощи и динамики
непосредственно КМП. Мониторинг направлен
на получение информации о состоянии и
динамике уровня КМП, деятельности по
его непрерывному улучшению, изучение
уровня и тенденций развития Системы ГКН
КМП, выделения "критических точек"
ее функционирования, выявление закономерных
зависимостей, а также оценки непосредственного
влияния данного направления деятельности
на качество медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи при конкретных
заболеваниях включают перечень диагностических
и лечебных медицинских услуг, с указанием
количества и частоты их применения, перечень
используемых лекарственных средств с
указанием разовых и курсовых доз, перечень
дорогостоящих изделий медицинского назначения
(включая имплантанты, эндопротезы и т.д.),
перечень компонентов крови и препаратов,
лечебного питания с указанием количества
и частоты их использования (объём медицинской
помощи).
Показатели качества медицинской помощи
(индикаторы качества) - это числовые показатели,
используемые для оценки медицинской
помощи, косвенно отражающие качество
её основных составляющих (структура,
процессы и результаты оказания медицинской
помощи.
Обращение гражданина - направленные
в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу
письменные предложение, заявление или
жалоба, а так же устное обращение гражданина
в государственный орган, орган местного
самоуправления.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении
или защите его нарушенных прав, свобод
или законных интересов, либо прав, свобод
или законных интересов других лиц.
Работа с обращениями граждан по вопросам
доступности и качества оказываемой им
медицинской помощи - совокупность мероприятий,
позволяющих проанализировать деятельность
по непрерывному улучшению доступности
и КМП в целях принятия управленческих
решений по непрерывному улучшению КМП.
Анкетирование потребителей медицинских
услуг - метод изучения удовлетворенности
потребителей оказанной им медицинской
помощью, применяемый для получения информации
о доступности и уровне КМП с целью принятия
управленческих решений по непрерывному
улучшению КМП.
Информация о работе Конфликты и их разрешение. Право на возмещение ущерба