Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:30, реферат
Психологические качества лидера:
• уверенность в себе;
• острый и гибкий ум;
• компетентность как доскональное знание своего дела;
• сильная воля;
• умение понять особенности психологии людей;
• организаторские способности.
Различают три основных три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
1.Лидерство
как социально-психологический
В любой группе есть лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначается официально, извне, а лидер выдвигается «снизу». Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации руководящей должности называется формальным лидерством. Однако человек, занимающий высокую должность, не может автоматически стать лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа.
Неформальный лидер – это член коллектива, собирающий относительно большое число голосов при любой ситуации выбора. Функции неформального лидера сводятся к двум основным:
• устанавливает доброжелательность, ответственность, взаимопонимание или, наоборот, способствует возникновению агрессивности и обособленности группы, стяжательству и пр.
• установив нормы, цели, обычаи и традиции группы, неформальный лидер мотивирует поведение каждого ее члена, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, оценивая взглядом, жестом или словом действия члена группы; к этой оценке добровольно и не всегда осознанно присоединяется большинство членов группы.
Социальная психология
разграничивает, но не противопоставляет
понятия руководства и
Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях. Однако с точки зрения групповых целей лидерство может быть как позитивным, так и негативным.
Психологические качества лидера:
• уверенность в себе;
• острый и гибкий ум;
• компетентность как доскональное знание своего дела;
• сильная воля;
• умение понять особенности психологии людей;
• организаторские способности.
Порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами; с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Согласно ситуативной теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального решения данной ситуации для данной группы.
Подходы к лидерству
Различают три основных три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
1. Подход с позиции личных качеств. Лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.
Ограничения подхода с позиции личных качеств
Не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров.
Имеются
веские доказательства в пользу того,
что в разных ситуациях требуются
различные способности и
Личные качества лидера должны соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных .
2. Поведенческий подход.Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства.
Ограничения поведенческого подхода
Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.
Однако, обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, группа авторов утверждает, что «не существует одного «оптимального» стиля руководства».
Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль» . «Оптимальный» стиль лидерства меняется в зависимости от ситуации.
3 Ситуационный подход.Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.
Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные исследователи пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
3.Основные теории лидерства их краткая характеристика
Лидерство
– это способность влиять на индивидуумов
и группы людей, чтобы побудить их
работать для достижения целей. Имеется
множество средств, с помощью
которых можно оказывать
Основные подходы к изучению теории лидерства:
-Благосклонно-авторитарный стиль – такие лидеры могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но допускают их ограниченно участвовать в принятии решений. Мотивация здесь создается вознаграждением, а в некоторых случаях – наказанием.
-Консультативный стиль проявляется через значительное, но неполное доверие к подчиненным. Присутствует двустороннее общение, важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения доверяются подчиненным.
-Стиль,
основанный на участии,
Управленческая
решетка Р. Блейка и Д. Моутона
В ее основе лежит двухмерное представление
организационной деятельности, в которой
выделяется пять основных стилей:
-Объединенное управление, когда лидер
прилагает минимум личных усилий и требует
аналогичного минимума со стороны других,
чтобы добиться лишь такого качества работы,
которое позволит избежать развала организации.
-Управление,
при котором лидер
-Власть-подчинение, когда лидер полностью поглощен обеспечением эффективности деятельности, но мало внимания уделяет поддержанию позитивных отношений в организации.
-Организационное управление, предполагающее стремление лидера обеспечить приемлемое качество и найти баланс эффективности и хорошего морального настроя сотрудников.
-Групповое управление («команда»). Стиль, при котором лидер, постоянно распределяет внимание между подчиненными и эффективностью работы. Тем самым он добивается того, что исполнители сознательно приобщаются к целям организации. В итоге обеспечиваются и высокие результаты организационного функционирования, и хорошие человеческие отношения
3. Ситуационный
подход, или «теория лидерства
как функции ситуации»
(Автор Ф. Фидлер)
Основное положение этой теории: лидерство
– это не столько функция личности или
группы, сколько результат сложного влияния
различных факторов и ситуаций. Здесь
роль лидеру не «дают», он «берет» ее сам.
И поэтому лидером становится тот, кто
берет на себя значительно большую ответственность
за выполнение групповых задач, чем все
остальные.
4. Адаптивный подход
Согласно этому подходу, управление должно
быть гибким, а стиль лидерства – адаптивным,
приспособляемым к конкретным управленческим
ситуациям и условиям. Чем больший у лидера
«репертуар стилей», чем более он способен
переключаться с одного стиля на другой,
тем выше общая эффективность его деятельности.
3. Составляющие лидерства.
Лидер – человек номер один, идущий впереди и способный увлечь за собой других. А как вам кажется, руководитель должен обладать качествами лидера? С одной стороны, руководители бывают разные (успешные и не очень), а лидер – он и есть лидер. Но с другой точки зрения, успех фирмы во многом зависит от лидерских качеств ее руководителя: ведь если глава компании не способен оказать влияния на отдельных подчиненных, то вряд ли работа всего коллектива будет эффективной.
Однако если говорить о лидерских качествах руководителя, то тут нет однозначного алгоритма, комплекса навыков и умений, которыми должен обладать любой руководитель.Лидерство – это искусство, мастерство высшего пилотажа. Каждый руководитель обладает своим неповторимым стилем, способами влияния на людей.
Рассмотрим главные лидерские качества руководителя:
• Оптимизм
Оптимистично настроенный человек всегда
готов выслушать других, он полон творческих
идей и стремлений. Такой руководитель
способен приободрить коллектив, стимулировать
других сотрудников к успеху.
• Решительность,
умение разрешать проблемы
Руководитель-лидер никогда не скажет:
«Это не мое дело. Решайте сами». Одно из
лидерских качеств руководителя – это
умение демонстрировать сотрудникам свою
решительность и смелость при возникновении
проблем.
• Толерантность
и тактичность
Хороший руководитель должен уметь критиковать
работу подчиненного, а не самого человека.
Бесконечные замечания вряд ли станут
для подчиненного мотивацией к улучшению
качества работы. Как гласит одно мудрое
изречение: критика должна упаковываться
как бутерброд – между двух кусков похвалы.
• Скромность
Лидеру ни к чему лестные отзывы окружающих.
К тому же он не должен скрывать своих
ошибок и «проколов».
• Уверенность
в себе
Твердая вера в собственный успех без
капли высокомерия и заносчивости – вот
истинное лидерское качество руководителя.
Кроме того, руководитель-лидер должен обладать навыком управления людьми и собой. Одно из главных лидерских качеств руководителя – постоянный, непрекращающийся личный рост. Руководитель – это лицо компании, пример для всех подчиненных. Быть лидером во главе компании – это искусство, которое достигается не сразу. Вы разумны, успешны, целеустремленны и изобретательны? Значит, у вас есть шанс стать отличным руководителем. Развивайте в себе лидерские качества руководителя, изучайте современные подходы к управлению и совершенствуйтесь – таким образом, вы сможете стать в компании авторитетом, наставником и учителем для своих подчиненных
2.Отличительные
черты лидерства от
Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен. Современные подходы к лидерству