Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.62 Кб (Скачать файл)

 

 


 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

 

По курсу: социальная психология

Студенту: Фроловой Р.С.

Тема курсовой работы: «Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства»

Исходные данные: Объект исследования – лидерство.

Предмет исследования – личностная конкурентоспособность как фактор лидерства.

Рекомендуемая литература:

  1. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432с.
  2. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2005. – 496с.
  3. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Пер. с англ. В. И. Менжулина. - М: АСТ, 2009. – 252с.

 

 

Дата выдачи задания «____» _________________20__г.

Дата представления работы руководителю «____» _______________20__г.

Руководитель курсовой работы ____________________________________

                                                       подпись                             И.О.Фамилия

Содержание

 

Введение                                                                                                                   4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства                                                                     6

1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа         6

1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии                         9

1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии                                                                                                             12

Выводы по главе 1                                                                                                 14

Глава 2. Эмпирическое исследование  влияния личностной конкурентоспособности на лидерство                                                                 15

2.1. Организация и методы исследования                                                           15

2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов                       21

Выводы по главе 2                                                                                                 26

Заключение                                                                                                             28

Список литературы                                                                                               30

Приложения                                                                                                           32

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество не может избежать  конкуренции, соперничества и борьбы, в этом заключается залог его будущих успехов и совершенствований. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Лидер должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Проблема конкурентоспособности личности связана с конкурентоспособностью общества. Конкурентоспособность представляет собой комплексную способность личности, структуру которой определяют психологические и психодинамические характеристики личности, дающие ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни.  Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации. Объектом развития являются интегральные характеристики личности, направленность, компетентность, гибкость, самосознание.

Ведущая идея исследования заключается в использовании возможностей психологического подхода как основы развития конкурентоспособных качеств личности специалистов, необходимых для качественной профессиональной деятельности в современных условиях.

Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.

Объектом исследования является лидерство.

Предметом – личностная конкурентоспособность, как фактор лидерства.

 

Задачи:

1.  Анализ литературы  по проблеме исследования.

2. Провести  диагностику  личностной конкурентоспособности  в исследуемой группе студентов.

3. Определить  значимость такого качества как лидерство.

4. Провести  анализ  взаимосвязи личностной конкурентоспособности  и лидерства.

В качестве гипотезы в исследовании выступает предположение о том, существует ли взаимосвязь между лидерством и личностной  конкурентоспособностью.

Методологическую основу данной работы составили труды таких авторов, как Андреенков В.Г., Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С., Морено Я.Л., Фридман Л.М. и другие.

В работе были применены такие методы исследования, как наблюдение,  анкета, психодиагностика.

Исследования проводились на базе студентов ИрНИТУ группы СОб-14-1 и учеников школы № 17 9«Б» класса в сроки с 18.03.15 по 23.04.15.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 21 наименование и 2 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства

1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа

 

По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы.

Вся жизнь человек протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения: старший в семье, капитан дворовой хоккейной команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, заведующий кафедрой и т. п. [6].

Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Признаки лидерства можно обнаружить в любой группе, даже среди случайных соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое выдвинулось как лидер, и стиль его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты не только самого лидера, но и его последователей [13].

Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе:

1) можно путем  опроса членов группы выяснить, кому они отдают предпочтение  как наиболее влиятельному лицу  в выборе направлений деятельности группы;

2) можно попросить  сторонних наблюдателей назвать  тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на других;

Общим критерием этих двух методов выявления лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально мы можем определить лидеров как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы [9].

 Взаимодействие  «лидер — группа» - это структура, положение и задачи которой обусловливают обстоятельства возникновения лидерства и цели, которым оно служит.

В большинстве случаев, влияние в группе имеет тенденцию сосредоточиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде.

Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов [6].

В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытесняться одним верховным лидером.

Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли неформального лидера. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

В том случае, когда он сам стремится к руководящей деятельности, механизм социальной самоорганизации уступает место целенаправленной деятельности, складывающейся из различных элементов.

Среди этих потребностей могут быть стремление к власти, повышение своего социального статуса и другие составляющие ценностных ориентаций личности.

Только в том случае, если среди членов группы есть люди с такими потребностями, можно ожидать, что в данной группе появится лидер. В том случае, когда группа располагает высоким потенциалом лидеров, то возможным решением может стать распределение лидерства между несколькими участниками. Если лидерский потенциал группы невысок, можно ожидать высокую концентрацию власти в одних руках. Если в группе полностью отсутствуют лица с потребностью к лидерству, то естественно, лидера в ней не возникнет, и группа может легко распасться.

Итак, чтобы понять сущность возникновения лидерства, нужно учесть не только внутригрупповые факторы, представления и потребности участников группы, но также психологию потенциальных лидеров [6]. Не бывает лидеров без последователей и не бывает лидеров без людей, желающих ими стать. Другими словами, если в группе нет людей, ориентированных на лидерство, то члены группы, оказавшись без фактического лидера, становятся формальными участниками группы, но не последователями. Практически в этой группе может быть формальный руководитель, но он регулирует деятельность участников только административно-правовыми средствами [16].

В структуре «лидер-группа» лидер должен восприниматься как «лучший из нас». Принять основные нормы и ценности группы еще недостаточно, чтобы стать лидером. Нужно быть не только как «большинство из нас», но и, «лучшим из нас», поскольку лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца». Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом относительно задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно.

Но хотя лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть и намного лучше. Он не должен быть и намного умнее. Во-первых, слишком умный не воспринимается как «один из нас». Во-вторых, его интересы тогда могут быть далеки от проблем группы, он не будет достаточно мотивирован для того, чтобы помогать группе. В-третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте. И, наконец, есть основания полагать, что очень умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии; в этом случае лидер не будет и как «большинство из нас» [9,13].

Лидер должен оправдывать ожидания последователей. У членов группы может быть общее установившееся мнение относительно того, как должен вести себя лидер и какие функции он должен выполнять. И они будут выбирать и удерживать только таких лидеров, которые соответствуют их ожиданиям [6].

 

 

1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии

 

Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех — семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной.

Референтная группа может включать людей разных возрастов и не обязательно работающих, например, в одном отделе, т.е. она может быть "сквозной". Главная психологическая предпосылка образования подобной группы — потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению ситуативных, а также общих потребностей, например, в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в составе группы приводит к возникновению новых потребностей, например, к сохранению стабильности группы [10].

Информация о работе Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства