Материнская депривация в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть влияние материнской депривации на развитие ребенка.
Задачи: Дать определение понятию «психическая депривация»; Выделить и кратко охарактеризовать виды деприваций; Выявить роль матери в воспитании ребенка; Рассмотреть особенности развития ребенка в условиях материнской депривации. Изучить вопрос об обратимости эффекта материнской депривации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Психическая депривация как объект психологического исследования.
1.1 Понятие Психической депривации…………………………………..................4
1.2. Виды Психической депривации………………………………………………...8
Глава 2 Последствия материнской депривации для развития ребенка
2.1. Последствия материнской депривации вследствие формирования ее у индивида с рождения …………………………………………………………………………..14
2.2. Последствия материнской депривации: Когда депривация возникла вследствие разрыва с матерью …………………………………………………………………..21
2.3 Обратим ли эффект депривации?........................................................................33
Заключение………………………………………………………………………......41
Список использованной литературы………………………………………….........42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая №2!.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Факультет психологии и философии

Кафедра общей психологии

 

 

 

Материнская депривация в детском возрасте

(курсовая работа)

 

Выполнила студентка 2 курс, группа  1881

Колпакова Татьяна Викторовна

Подпись _________                                                                      

Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент

Наталья Витальевна Носкова

Подпись __________

Оценка ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2010

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………2

Глава 1. Психическая депривация как объект психологического исследования.

1.1 Понятие Психической депривации…………………………………..................4

1.2. Виды Психической депривации………………………………………………...8

Глава 2 Последствия материнской депривации для развития ребенка

2.1. Последствия материнской депривации вследствие формирования ее у индивида с рождения …………………………………………………………………………..14

2.2. Последствия материнской депривации: Когда депривация возникла вследствие разрыва с матерью …………………………………………………………………..21

2.3 Обратим ли эффект депривации?........................................................................33

Заключение………………………………………………………………………......41

Список использованной литературы………………………………………….........42

Введение

Воспитание человека должно начинаться с момента его рождения и продолжаться всю жизнь. Основой воспитания является изначальная, врожденная потребность ребенка в другом человеке. Ее удовлетворение происходит путем восприятия специфической информации, источником которой является этот человек, а носителем - голос, мимика, жесты, взгляд, расстояние в процессе общения, внешний облик и т. д. Во всем этом так или иначе заключено отношение взрослого к самому ребенку, к другим людям и предметам, окружающим его, а, следовательно, заключена и их оценка. Воспринимая положительное отношение (оценку) взрослого, ребенок испытывает аналогичное характеру этой оценки психическое состояние - положительное (приятное) или отрицательное (неприятное). Так, приблизительно в месяц-полтора грудной ребенок улыбается в ответ на улыбку матери, а позже и на ласковый ее голос. Особенно ярко комплекс положительных эмоций у ребенка при виде взрослого выражен между тремя и четырьмя месяцами (комплекс оживления). Напротив, достаточно двухмесячному ребенку укоризненно погрозить пальцем, как на лице его появляется обиженное выражение, и он может даже заплакать.

В.С.Мухина, анализируя отношения между младенцем и матерью (или человеком, ее заменяющим) указывает на механизм идентификации как основной механизм социализации. Идентификационные отношения между матерью и младенцем пробуждают и стимулируют эмоциональное развитие ребенка, способствуя успешной первичной социализации. И наоборот, отсутствие эмоциональных связей и не включение или позднее включение механизмов идентификации - лежат в основе депривации [16].

Термин «Депривация» стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном, физическом или интеллектуальном развитии. Термин «депривация» применяется в тех случаях, когда узы привязанности оказываются разорванными.

В этой работе мы должны отразить и изучить явление «Материнская депривация». И рассмотреть как это явление может отразиться на психическом, физическом, эмоциональном развитии детей. А также ответить на такой вопрос: Обратим ли эффект Материнской депривации?

Проблема сохранения здоровья детей России весьма актуальна. Но еще более актуальна проблема здоровья детей-сирот. Здоровье детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, служит показателем приспособительных возможностей растущего организма к экстремальным условиям современной жизни. Сиротство - одна из самых тяжелых социальных и педагогических проблем нашего времени. Дети-сироты, страдающие пограничными нервно-психическими расстройствами, составляют группу "риска" по развитию школьной дезадаптации, одно из проявлений которой - неуспеваемость. У таких детей наблюдается эгоцентричность, неспособность сочетать свои интересы с интересами коллектива, слабость волевых функций [1]. Существует необходимость в рассмотрении физического здоровья детей-сирот как в психологическом аспекте, так и в практическом физическом воспитании при соблюдении некоторых психолого-педагогических условий, при которых сформировался бы устойчивый интерес к физической культуре, к спорту, к различным видам физической активности (В.К. Бальсевич, 1996).

 

Из психоанализа исходят новаторские труды Р.А. Шпица, Д.В. Уиникотта, Д. Бенджамин и других. При всей разнородности для всех этих авторов является общим убеждение, что сущность депривации заключается в недостаточно образованной или насильственно прерванной связи ребенка с объектом его инстинктивных тенденций, т.е. прежде всего в нарушенной связи с матерью.

Проблемами материнской депривации также занимались ряд психологов и педагогов таких как Дубровина И.В., Матейчек З., Лангмейер И., Лиханов А.А., Солнцева Л.И., Семенов Р.П. и мн.др.,

Цель работы: Рассмотреть влияние материнской депривации на развитие ребенка.

         Задачи: Дать определение понятию «психическая депривация»; Выделить и кратко охарактеризовать виды деприваций; Выявить роль матери в воспитании ребенка; Рассмотреть особенности развития ребенка в условиях материнской депривации. Изучить вопрос об обратимости эффекта материнской депривации.

 

        Объект работы: Психическая депривация

         Предмет работы: Материнская депривация

 

Глава 1. Психическая депривация как объект психологического                                                                                                       исследования. 

 

              1.1  Понятие Психической депривации.

Важным уточнением в определении значения понятия депривация является также проводимое некоторыми исследователями различие между, с одной стороны, ситуацией, когда человек с самого рождения лишен определенных стимулов (раздражителей, импульсов - «предмета потребности», по А.Н. Леонтьеву), в результате чего некоторые значимые потребности вообще не возникают, и с другой – ситуацией, когда потребность уже возникла, а затем предмет потребности стал недоступен. Первую ситуацию иногда называют « привацией», т.е. отделением, а вторую - собственно депривацией. Так что такое депривация? Депривация – термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского – deprivation – и означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей» (Энциклопедический словарь медицинских терминов, 1982-1984).

Для понимания сути этого термина важно обратиться к этимологии слова.  Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный»; отсюда же и используемое в русской речи слово «приватный». Префикс de в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «де-прессия» - «подавление»). [А.М.Прихожан., Н.Н.Толстых]. [19]

Таким образом, уже этимологический анализ слова показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения – отделения, имеющего пагубные последствия.

Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви – проявления депривации психологически похожи.

Для уточнения психологического содержания понятия «депривация» продуктивно проведение аналогии между психической депривацией и депривацией биологической. Биологическая депривация порождается недостатком белков, витаминов, кислорода и приводит к серьезным нарушениям в развитии организма. Соответственно, психическая депривация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, устойчивых эмоциональных связей. В обоих случаях происходит своего рода «голодание», результаты которого – как бы ни был различен их механизм – проявляются в ослаблении, хирении организма и психики. [А.М.Прихожан., Н.Н.Толстых]. [19]

В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Дж. Боулби. В его знаменитой работе «Материнская забота и психическое здоровье», впервые опубликованной в 1952 году и описывающей, в частности, результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время, второй мировой войны, было показано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Открытие феномена депривации оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время.

Вот некоторые определения, позволяющие разобраться в том, какое содержание вкладывается современными психологами в понятие депривации:

В.Каган считает, что термин «депривация» «используется для обозначения лишения/ утраты или приближающейся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточности чего-то желанного/ необходимого».

По мнению А.Ребера, автора большого толкового психологического словаря, термин «депривация» означает «потерю какого-то желаемого объекта или человека и используется для обозначения удаления объекта или человека или для обозначения состояния потери непосредственно».

Ч.Райкрофт в словаре психоаналитических терминов определяет депривацию как «опыт недополучения необходимого».

Важно отметить, что термин «депривация» многими авторами используется двояко – для обозначения, (1) реального ограничения условий жизни и функционирования и (2) психического состояния, возникающего в результате подобных ограничений[19].

Канадский психолог Д.Хебб, подчеркивая специфику психической депривации, дает ее определение: «Биологически адекватная, но психологически ограниченная среда». Под ограничением Хебб понимает недостаток определенных элементов среды, которые необходимы для нормального развития и сохранения психических функций. Таким образом, он говорит о депривации в первом из представленных выше значений. [А.М.Прихожан., Н.Н.Толстых].

Эвристичное определение депривации во втором ее значении предлагают известные исследователи этой проблемы, авторы фундаментального труда «Психическая депривация в детском возрасте» Й.Лангмейер и З.Матейчик: «Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых ее основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». Они подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации – ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли)[19].

Некоторые авторы сужают общее обозначение соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и, какая «недостаточность» имеет, таким образом, решающее, по их мнению, влияние на возникновение психических нарушений. В целом считается, что ребенок для своего здорового развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов – например, недостаточность раздражителей органов чувств, отсутствие игрушек, недостаточность воспитания и образования. Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет, следовательно, недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т.е. эмоциональная, аффективная депривация. В тех случаях, где автор имеет в виду главным образом недостаточность раздражителей органов чувств, то он, напротив, говорит о чувственной депривации (sensory deprivation).Еще более узкий термин избирают те авторы, которые сущность депривации усматривают, главным образом, в недостаточности чувственных связей ребенка и матери: депривация материнской заботы. [И.Лангмейер, З.Матейчек][10].

Иначе обстоит дело в случае «депривации», под которой Гевирц понимает ситуации, где социальные и другие стимулы нормальной среды сначала предоставлялись ребенку в достаточной мере и в соответствующих соотношениях, так, что они приобрели для него важное значение, однако позднее были внезапно отняты. В начале подобного изменения может произойти то, что поведение, являвшееся до сих пор действенным и соответствующим (например, призывы матери), превратится в более частое, как это бывает в ранних стадиях угасания обусловленных реакций. Появиться могут и совершенно несоответствующие эмоциональные реакции. В целом Гевирц предполагает, следовательно, что депривированные дети (из учреждений) подвергаются лишениям из – за недостаточной возможности для оперантного обусловливания, хотя им и может предоставляться, напротив, большая возможность для классической (Павловской) условной выработки (на основе регулярной рутины ухода). [И.Лангмейер, З.Матейчек][10]

Информация о работе Материнская депривация в детском возрасте