Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:00, курсовая работа
Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, – так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………6
Сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе…………...6
Индивидуально-психологические особенности развития личности подростка………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………..17
Организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе……………………………..17
Диагностика межличностных отношений подростков в классе…………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. П. Шамякина»
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
«МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ В КЛАССЕ»
Работу выполнила:
Вежновец Наталья Григорьевна
слушатель группы ПП-13
факультета переподготовки
форма обучения дневная
Научный руководитель:
канд. псих. наук Е. А. Колесниченко
Мозырь, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, – так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Системное образование личности активно формируется в сензитивный для нее период перехода от младшего школьного возраста к подростковому. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в межличностных отношениях со сверстниками, и роль развития этих взаимоотношений огромна. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получить от сверстников ту информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Общество взрослых уже не может целиком заменить общество сверстников. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В подростковом возрасте общение со сверстниками выдвигается на первое место. Отсутствие благоприятных взаимоотношений негативно сказывается на формировании личности. Не успешность в отношениях со сверстниками часто приводит к мучительным переживаниям подростка.
От развития межличностных отношений в жизни подростка в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.
Проблемой межличностных отношений занимались такие авторы как А. С. Бергамотов, Л. И. Божович, В. В. Бойко, Н. Д. Линде, А. В. Сидоренков, В. Н. Мясищев, Э. Л. Носенко.
А. Бандура в своей социально-
Таким образом, цель нашего исследования следующая: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте. Объектом исследования являются межличностные отношения подростков. Предметом нашего исследования становятся особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.
Для того чтобы реализовать поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:
В данной курсовой работе мы
будем применять следующие мето
Курсовая работа включает в себя:
Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте
Глава 2. Исследование уровня сформированности межличностных отношений
Во введении раскрыты цель, объект, предмет, задачи, методы исследования. В первой главе раскрыты следующие вопросы: сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе; индивидуально-психологические особенности развития личности подростка. Вторая глава освещает такие вопросы, как организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе и диагностика межличностных отношений подростков в классе. В заключении приводятся выводы по проведенным исследованиям в ученическом коллективе. В списке использованной литературе и электронных ресурсов представлен перечень источников, к которым мы обращались в ходе написания курсовой работы. Приложения включают в себя ответы учеников на вопросы тестов, а также социограмму и социометрию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность и
характеристика понятия «
Особый вид отношений
в обществе представляют межличностные
отношения, то есть отношения между
отдельными индивидами по различным
основаниям, как правило, не имеющим
отношения к их вхождению в
большие социальные группы. Примером
таких отношений могут быть взаимосвязи
и взаимоотношения в
Что касается числа взаимодействующих индивидов, то П. Сорокин выделяет по этому признаку следующие типы межличностного взаимодействия:
Особенно велика роль межличностных отношений в двух возрастных группах населения – в группе подросткового возраста и в группе пенсионного возраста. Причины этого явления в обеих группах в принципе одинаковы: в первом случае ещё не завершен процесс социализации индивида, и молодой человек тяготеет больше не к тем большим социальным группам, в которые он объективно включен, а к малым неформальным объединениям приятельского типа; во втором случае в связи с выходом на пенсию ослабевает связь с большими социальными группами и вновь усиливается тяга к узкому межличностному общению.
Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно соответствует следующим критериям:
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, при взаимодействии и содержании деятельности [10, 79].
Уровень межличностного общения опосредован целями, задачами и содержанием совместной деятельности и уровнем ее развития – от случайно собравшихся людей, до высокоорганизованных коллективов. Однако из этого определения не ясно, какие возможности для анализа проблем межличностного общения представляет понятие «межличностное отношение» в сравнении с понятием «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация».
Межличностное взаимодействие
– это инструментально-
«Межличностная коммуникация» понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.
В связи с этим обратим внимание на следующие моменты:
К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как правило, относят следующие:
У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый человек развивает свой собственный тип общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт [11, 84].
Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристализируются у индивидов, находящихся в длительном контакте.
Информация о работе Межличночтные отношения между подростками в классе