Межличночтные отношения между подростками в классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:00, курсовая работа

Краткое описание

Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, – так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………6
Сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе…………...6
Индивидуально-психологические особенности развития личности подростка………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………..17
Организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе……………………………..17
Диагностика межличностных отношений подростков в классе…………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………..25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 67.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. П. Шамякина»

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ

«МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ  В КЛАССЕ» 

 

 

Работу выполнила:

Вежновец Наталья Григорьевна

слушатель группы ПП-13

факультета переподготовки

форма обучения дневная

 

Научный руководитель:

канд. псих. наук Е. А. Колесниченко

 

 

 

 

 

Мозырь, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ПОДРОСТКОВОМ   ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………………6

    1. Сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе…………...6
    2. Индивидуально-психологические особенности развития личности подростка………………………………………………………………….12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ ……………………………………..17

    1. Организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе……………………………..17
    2. Диагностика межличностных отношений подростков в классе…………………………………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ……………………………………………………………………..25

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, – так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в межличностные отношения, самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.  Системное образование личности активно формируется в сензитивный для нее период перехода от младшего школьного возраста к подростковому. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в межличностных отношениях со сверстниками, и роль развития этих взаимоотношений огромна. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, позволяющий получить от сверстников ту информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Общество взрослых уже не может целиком заменить общество сверстников. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. В подростковом возрасте общение со сверстниками выдвигается на первое место. Отсутствие благоприятных взаимоотношений негативно сказывается на формировании личности. Не успешность в отношениях со сверстниками часто приводит к мучительным переживаниям подростка.

От развития межличностных  отношений в жизни подростка  в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого.

Проблемой межличностных  отношений занимались такие авторы как       А. С. Бергамотов, Л. И. Божович, В. В. Бойко, Н. Д. Линде, А. В. Сидоренков, В. Н. Мясищев, Э. Л. Носенко.

А. Бандура в своей социально-когнитивной  теории вводит и раскрывает понятие  «эффективность личности», отражая  всестороннюю развитость личности. Эффективность  личности зависит от общества, в  котором живет человек, и от системы  отношений, в которые он включается. Подростки с высокой личностной эффективностью чаще добиваются успеха, ставят более значительные цели, обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, что является важным в настоящее  время. Поэтому проблема изучения развития межличностных отношения подростков в классе, несомненно, является актуальной.

Таким образом, цель нашего исследования следующая: изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в классе в подростковом возрасте. Объектом исследования являются межличностные отношения подростков. Предметом нашего исследования становятся особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, нам необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
  2. раскрыть сущность понятия «межличностные отношения» и дать ему психолого-педагогическую характеристику;
  3. выявить индивидуально-психологические особенности развития личности подростка;
  4. исследовать уровень сформированности межличностных отношений подростков;
  5. разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений между подростками в классе.

В данной курсовой работе мы  будем применять следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое обобщение данных, наблюдение, метод качественного и количественного анализа результатов  исследования. Базой данного исследования служит 11 «Б» класс СШ № 9 г. Мозыря.

Курсовая работа включает в себя:

  1. введение
  2. 2 главы:

Глава 1. Теоретические основы проблемы межличностных отношений  в подростковом возрасте

Глава 2. Исследование уровня сформированности межличностных отношений

  1. заключение
  2. список использованной литературы и электронных ресурсов
  3. приложения

Во введении раскрыты цель, объект, предмет, задачи, методы исследования. В первой главе раскрыты следующие вопросы: сущность и характеристика понятия «межличностные отношения» и его интерпретация в психолого-педагогической литературе; индивидуально-психологические особенности развития личности подростка. Вторая глава освещает такие вопросы, как организация исследования межличностных отношений между подростками в ученическом коллективе и диагностика межличностных отношений подростков в классе. В заключении приводятся выводы по проведенным исследованиям в ученическом коллективе. В списке использованной литературе и электронных ресурсов представлен перечень источников, к которым мы обращались в ходе написания курсовой работы.  Приложения включают  в себя ответы учеников на вопросы тестов, а также социограмму и социометрию.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ПОДРОСТКОВОМ   ВОЗРАСТЕ

 

1.1 Сущность и  характеристика понятия «межличностные  отношения» и его интерпретация  в психолого-педагогической литературе

 

Особый вид отношений  в обществе представляют межличностные  отношения, то есть отношения между  отдельными индивидами по различным  основаниям, как правило, не имеющим  отношения к их вхождению в  большие социальные группы. Примером таких отношений могут быть взаимосвязи  и взаимоотношения в приятельской среде, члены которой представляют разные социальные слои, принадлежат  к разным национальностям, имеют неодинаковый образовательный и культурный уровень, не объединены общими потребностями и интересами, лежащими в сфере быта, досуга и т. п.

Что касается числа взаимодействующих  индивидов, то П. Сорокин выделяет по этому признаку следующие типы межличностного взаимодействия:

  • между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два друга);
  • между тремя индивидами (отец, мать и ребенок; муж, жена и любовник);
  • между четырьмя, пятью и более индивидами;
  • между одним индивидом и многими другими (между артистом или оратором и его слушателями);
  • между многими и многими (между членами неорганизованной толпы) [2, 51].

Особенно велика роль межличностных  отношений в двух возрастных группах  населения – в группе подросткового  возраста и в группе пенсионного  возраста. Причины этого явления  в обеих группах в принципе одинаковы: в первом случае ещё не завершен процесс социализации индивида, и молодой человек тяготеет больше не к тем большим социальным группам, в которые он объективно включен, а к малым неформальным объединениям приятельского типа; во втором случае в связи с выходом на пенсию ослабевает связь с большими социальными группами и вновь усиливается тяга к узкому межличностному общению.

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и  дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми.

Взаимодействие между  людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно соответствует  следующим критериям:

  1. в нем участвует небольшое количество людей;
  2. это непосредственно взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга;
  3. это так называемое личностно-ориентированное общение, предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, универсальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Межличностные отношения  – субъективно переживаемые взаимосвязи  между людьми, объективно проявляющиеся  в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система  установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов  и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга, при взаимодействии и содержании деятельности [10, 79].

Уровень межличностного общения  опосредован целями, задачами и содержанием  совместной деятельности и уровнем  ее развития – от случайно собравшихся  людей, до высокоорганизованных коллективов. Однако из этого определения не ясно, какие возможности для анализа проблем межличностного общения представляет понятие «межличностное отношение» в сравнении с понятием «межличностное взаимодействие» и «межличностная коммуникация».

Межличностное взаимодействие – это инструментально-технологическая  сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение  целей каждой из сторон и организацию  их достижения в процессе общения.

«Межличностная коммуникация»  понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга.

В связи с этим обратим  внимание на следующие моменты:

  1. Анализ межличностных отношений – это обращение не к случайным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям.
  2. Долгосрочный характер личных взаимоотношений предполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т. п. – все это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.
  3. Единицей анализа межличностных отношений выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.
  4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или напротив, скрыть их, чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнёрами [12, 60].

К структурным параметрам, задающим содержание отношений, как  правило, относят следующие:

    • дистанция или степень психологической близости партнёров (близкая, далекая);
    • валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);
    • позиция партнёров (доминирование, зависимость, равенство);
    • степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные).

У каждого человека в системе  отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права  и обязанности. Большинству межличностных  ролей не обучаются специально. Каждый человек развивает свой собственный  тип общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт [11, 84].

Таким образом, межличностные  отношения можно определить как  взаимные ориентации, которые развиваются  и кристализируются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

Информация о работе Межличночтные отношения между подростками в классе