Методы психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:12, контрольная работа

Краткое описание

Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.

Содержание

Введение
I. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.
1.1. Понятие тревожности.
1.2.Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка.
1.3.Причины тревожности и особенности поведения тревожного подростка.
II. Эмпирическое исследование.
2.1Измерения уровня тревожности Тейлора.
2.2.Тест-опросник на тревожность Спилбергера-Ханина.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. р. методы психодиагностики.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

I. Теоретические аспекты  проявления школьной тревожности.

1.1. Понятие тревожности.

1.2.Тревожность – как  нарушение эмоциональной сферы  подростка.

1.3.Причины тревожности  и особенности поведения тревожного  подростка.

II. Эмпирическое исследование.

 2.1Измерения уровня тревожности Тейлора.

 2.2.Тест-опросник на тревожность Спилбергера-Ханина.

Заключение

Список  литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить  вспомнить, что именно они чувствовали  в состоянии тревоги, скажут, что  были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а  возможно, даже дрожали.

Переживание тревоги влечет за собой  чувство изоляции и одиночества, некоторые люди включают в паттерн  тревоги и эмоцию печали.

Важно помнить, что в состоянии  тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некую комбинацию или паттерн различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние  на наши социальные взаимоотношения, мысли  и поведение.

Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие  как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй.

Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в  том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения  в психологическую службу. Тревожность  рассматривается как показатель «преневротического состояния», её роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как деликвентность и аддиктивное поведение. Значение коррекции тревожности, ее преодоление важно при подготовке студентов к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические аспекты проявления школьной тревожности.

1.1. Понятие тревожности.

 

Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов  полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности  со стороны противника.

       В психологическом  словаре тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

       Следует  отличать тревогу от тревожности.  Если тревога-это эпизодические  проявления беспокойства, волнения  подростка, то тревожность является  устойчивым состоянием. Тревожность  не связана с какой-либо определенной  ситуацией и проявляется  почти  всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения  этого понятия, хотя большинство  исследований сходятся в признании  необходимости рассматривать его  дифференцированно - как ситуативное  явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния  и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.

По определению Р. С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». Е. Савина, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.  По определению С. С. Степанова,  «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Таким образом,  понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется  повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей  отрицательную эмоциональную окраску.

       Тревожность  – важное персональное качество  человека, довольно устойчивое. Доказано  существование  двух  качественно  различных разновидностей тревожности:  личностной и ситуационной.

Р.С. Немов  так определяет личностную тревожность: «Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я. Личностная тревожность – это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные  ситуации повышением тревоги и беспокойства».

       Личностная  тревожность может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к  переживаниям тревоги в самых  различных жизненных ситуациях,  в том числе и таких, которые  объективно к этому не располагают.  Она характеризуется состоянием  безотчетного страха, неопределенным  ощущением угрозы, готовностью воспринять  любое событие как неблагоприятное  и опасное. Подросток, подверженный  такому состоянию, постоянно находится  в настороженном и подавленном  настроении, у него затруднены  контакты с окружающим миром,  который воспринимается им как  пугающий и враждебный.

Ситуационная тревожность  определяется, как пишет Р.С. Немов, «…как временное, устойчивое только в опредлённых жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях…Ими, например, могут быть экзаменационные испытания…».

        Данное  состояние может возникать у  любого человека в преддверии  возможных неприятностей и жизненных  осложнений. Это состояние не  только является вполне нормальным, но и играет свою положительную  роль. Оно выступает своеобразным  мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

      Закрепляясь  в процессе становления характера  к формированию заниженной самооценки  и мрачного пессимизма.

У каждого конкретного  человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной  степени, так что каждого, имея в  виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

 

        1.2.Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы подростка.

        Подростковым  принято считать период от 11 до 16 лет. Мощные сдвиги,  происходящие  во всех отраслях жизнедеятельности  ребенка, делают этот возраст  «переходным» от детства к  взрослости.

        Подростковый  возраст богат переживаниями,  трудностями и кризисами. В  этот период складываются, оформляются  устойчивые формы поведения, черты  характера, способы эмоционального  реагирования; это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение  новой социальной позиции. Вместе  с тем, это время потерь детского  мироощущения, появление чувства  тревожности и психологического  дискомфорта.

         Подростковый возраст часто называют  периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается  внимание к себе, к своим физическим  особенностям; обостряется реакция  на мнение окружающих, повышается  чувство собственного достоинства  и обидчивость.  Физические недостатки  часто преувеличиваются. Прежде  всего, по сравнению с детским  возрастом, возрастающее внимание  к своему телу обусловлено  не только физическими изменениями,  но и новой социальной ролью  подростка. 

         У подростков развивается тревога  по поводу и нормы развития, это  связано, прежде всего,  с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием,  или его задержкой. Подростки  отмечают также социальную реакцию  на изменение их физического  облика (одобрение, восхищение или  отвращение, насмешку, презрение) и  включают ее в представление  о себе. Это формирует у подростка  низкую самооценку, неуверенность  в себе, скованность в общении  и снижение чувства собственной  значимости.

         Подростковый возраст представляет  собой период, когда влияние эмоций  на духовную жизнь наиболее  очевидно. Переживания становятся  глубже, появляются более стойкие  чувства, эмоциональное отношение  к ряду явлений жизни делается  длительнее и устойчивее, значительно  более широкий круг явлений  социальной действительности небезразличен  подростку и порождает у него  различные эмоции. Как отмечалось  многими авторами, центральным образованием  в сфере чувств подростка становится  «чувство взрослости». Возникшее  у подростка, оно проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

         Чувства подростка чрезвычайно  напряжены. Учёные описали характерный  для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему её поводу. Их исследования показали, что в основе «аффекта неадекватности» лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний. Аффект неадекватности довольно редко наблюдается у младших школьников. А если и возникает, то быстро проходит. У подростков он отмечается чаще, приобретая устойчивость и заметно влияя на отношение к действительности и даже к характеру учащегося. Эти эмоциональные состояния в основном возникают в двух ситуациях. Прежде всего в условиях стойкой неуспеваемости. Тогда среди аффективных подростков оказываются не только слабые и среднеуспевающие учащиеся, но и способные школьник, ранее добивавшиеся больших успехов. Не желая отказаться от ранее сформировавшейся высокой самооценки, они начинают раздражаться и обвинять в своих неудачах других.

          Подросткам значительно чаще, нежели  младшим детям, кажется, что  родители, учителя и сверстники  о них дурного мнения, и это  порой  вызывает депрессивные  состояния. С переходом из подростковой  фазы развития в юношескую положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становится самооценка, хотя озабоченность собой юношей всё-таки выше, чем у детей.

     Тревожность  – это субъективное проявление  неблагополучия личности.

 

1.3.Причины тревожности и особенности поведения тревожного подростка.

К числу причин наиболее распространенных дидактогений можно отнести:

  1. Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.
  2. Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.
  3. Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия). Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.
  4. Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.
  5. К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Информация о работе Методы психодиагностики