Мотивация детей к здоровому образу жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.

Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.

Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
3

1. Теоретическое обоснование проблемы исследования…............
6

1.1. Понятие «мотив» и «мотивация»……………………........

1.2. Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры…………………………………………

1.3. Сущность и ведение здорового образа жизни……………

1.4. Формы организации физического воспитания в школе…


6

15

26

29



2. Опытно-практическая работа по изучению мотивации школьников к занятиям физической культурой………………….…..


33

2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой…………………………………………………………..

2.2. Анализ результатов исследования ………………………..




33

36





Заключение………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………..
37

38

Приложения………………………………………………………………
40

Вложенные файлы: 1 файл

новая версия ВКР Жердевой.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)


36

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАРАСУКСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ПРИЕМЫ И ФОРМЫ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

ЖЕРДЕВА АЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050720

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬУТРА

КУРС  5,      ГРУППА 521

ОТДЕЛЕНИЕ ОЧНОЕ

РУКОВОДИТЕЛЬ:

РЕПИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОГОУ СПО

«КАРАСУКСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

КАРАСУК   2009

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………

3

1.      Теоретическое обоснование проблемы исследования…............

6

1.1.      Понятие  «мотив»  и «мотивация»……………………........

1.2.          Технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры…………………………………………

1.3.          Сущность и ведение здорового образа жизни……………

1.4.          Формы организации физического воспитания в школе…

 

6

15

26

29

 

2. Опытно-практическая работа по изучению мотивации школьников к занятиям физической культурой………………….…..

 

33

2.1. Диагностика мотивации к занятиям физической культурой…………………………………………………………..

2.2. Анализ результатов исследования ………………………..

 

 

33

36

 

 

Заключение………………………………………………………………

Список  литературы……………………………………………………..

37

38

Приложения………………………………………………………………

40

 

 

 

 

Введение

В настоящее время на всех этапах развития современной школы существует неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, и инициатива сохранения позитивного здоровья школьников принадлежит системе образования. По мнению ряда специалистов, школа – идеальное место для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.

Современный урок физической культуры не может удовлетворить природную потребность в двигательной активности учащихся.

Реальный объем двигательной активности школьников не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще; чем заниматься конкретно ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание школьника заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями.

Теория мотивации учебной деятельности        раскрывается  в работах Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.К. Марковой.  Проблемами мотивации занимались и классики педагогики – Эльконин, Гальперин,  Коломинский.

Е.П. Ильин мотивы занятий физической культурой связывает с процессом деятельности и ее результатом. По мнению Е.П. Ильина мотивы посещения уроков физкультуры у старших подростков тоже разные: те, кто доволен уроками, ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), ходят на урок ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов [4].

Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у человека не будет, а, следовательно, не будет основы здорового образа жизни.

Объект исследования – процесс формирования мотивации школьников к занятиям физической культурой.

             Предмет исследования – приемы и формы мотивации как средство развития потребностей к ведению здорового образа жизни.

            Цель: выявить отношение учащихся к урокам физической культуры и определить приемы и формы к ведению здорового образа жизни.

    Задачи исследования:   

1.   Проанализировать психолого-педагогическую литературу                          отечественных авторов по заданной  проблеме.

2.      Изучить мотивацию учения школьников к занятиям физической культурой.

3.      Описать приемы и формы мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-практической работы, включающая в себя наблюдение, беседу, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

База исследования: МОУ СОШ  №2,  г. Купино 5-6 классы, учитель физической культуры Миденко Сергей Иванович.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Теоретическое обоснование проблемы исследования

 

1.1  Понятие  «мотив»  и «мотивация»

 

       В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная  и  регуляционная.  Побуждение  обеспечивает   активизацию   и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как  оно  складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические  процессы,  явления  и состояния: ощущения, восприятие, память,  воображение,  внимание,  мышление, способности,  темперамент,  характер,   эмоции  -  все  это  обеспечивает  в основном,  регуляцию  поведения.  Что  же  касается  его   стимуляции,   или побуждения, то оно связано с понятиями мотива  и  мотивации [9]. 

     Эти,  понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях,  намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах,  которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении  деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех  понятий,  которые используются  в  психологии  для  обеспечения  и  объяснения   побудительных моментов в поведении человека, самыми  общими,  основными  являются  понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

       Термин «мотивация» представляет  более  широкое  понятие,  чем  термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии  в  двояком смысле: как обозначающее систему факторов,  детерминирующих поведение  (сюда входят, в частности, потребности,  мотивы,  цели,  намерения,  стремления  и многое  другое)  и  как  характеристика  процесса,  который  стимулирует   и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. [3].

      Мотивационного объяснения требуют  следующие  стороны  поведения:  его возникновение,    продолжительность,    устойчивость,    направленность    и прекращение после достижения поставленной  цели,  преднастройка  на  будущие события,  повышение  эффективности,  разумность  или  смысловая  целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на  уровне  познавательных процессов    мотивационному   объяснению   подлежат   их    избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

      Представление о мотивации  возникает  при  попытке  объяснения,  а  не описания  поведения.  Это  -  поиски  ответов  на  вопросы  типа  «почему?»,

«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?»,  «какой  смысл?».  Обнаружение  и описание причин устойчивых изменений поведения и  есть  ответ  на  вопрос  о мотивации содержащих его поступков.

      Любая форма поведения может быть  объяснена  как  внутренними,  так  и внешними причинами.  В  первом  случае  в  качестве  исходного  и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения,  а во втором - внешние условия и  обстоятельства  его  деятельности.  В  первом  случае  говорят  о  мотивах,  потребностях,  целях,  намерениях,   желаниях,  интересах.   А  во  втором  -  о  стимулах,  исходящих  из  сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые  как  бы  изнутри,  от человека  определяют  его  поведение;  называют  личностными   диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной  и  ситуационной мотивациях,   как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения [3].

        Известный, немецкий психолог К.  Левин  показал,  что  каждый  человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же  ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же  человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую  ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно  для  интеллектуально развитых  людей,  имеющих  большой  жизненный  опыт  и  способных  из  любой ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть  ее  под  разными  углами зрения и действовать в ней различными способами. [9].

       Сиюминутное, актуальное поведение человека  следует  рассматривать  не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как  результат непрерывного взаимодействия его диспозиций  с  ситуацией.  Это  предполагает  рассмотрение мотивации  как  циклического  процесса  непрерывного  взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация  взаимно влияют, друг на друга, и  результатом  этого  является  реально  наблюдаемое поведение. Мотивация в  данном  случае  мыслится  как  процесс  непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

      Мотивация объясняет целенаправленность  действия,  организованность  и устойчивость   целостной   деятельности,   направленной,    на   достижение определенной цели.

      Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения,   является   его   устойчивым   личностным   свойством,   изнутри побуждающим  к  совершению  определенных  действий.   Мотив,   также   можно определить как понятие, которое в  обобщенном  виде  представляет  множество диспозиций.

      Из  всех  возможных  диспозиций  наиболее  важной   является   понятие потребности.  Ею  называют  состояние  нужды  человека   или   животного   в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования  и развития. Потребность как состояние личности всегда  связана  с  наличием  у человека чувства  неудовлетворенности,  связанного  с  дефицитом  того,  что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

      Количество и качество  потребностей,  которые  имеют  живые  существа, зависит от уровня их организации, от образа,  и  условий  жизни,  от  места, занимаемого соответствующим  организмом  на  эволюционной  лестнице.  Меньше всего потребностей у растений, которые  имеют  нужду  в  основном  только  в определенных  биохимических  и  физических  условиях  существования.  Больше всего разнообразных потребностей у человека, у  которого,  кроме  физических органических  потребностей,  есть  еще  материальные,  духовные,  coциальные (последние  представляют  собой  специфические  потребности,   связанные   с общением  и  взаимодействием  людей  друг  с  другом).  Как  личности   люди отличаются друг от  друга  разнообразием  имеющихся  у  них  потребностей  и особым сочетанием этих потребностей.  Основные  характеристики  человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения  и  способ  удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда  речь идет  о  личности,  является  предметное  содержание  потребности,   т.   е. совокупность тех  объектов  материальной  и  духовной  культуры,  с  помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

      Второе после потребности по своему мотивационному значению  понятие  — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на  который в  данный   момент   направлено   действие,   связанное   с   деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу  осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в  виде своеобразной арены, на  которой  разворачивается  красочный  и  многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на  ней

освещено то место, которое должно приковывать  к  себе  наибольшее  внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть  то мотивационно-побудительное  содержание  сознания,   которое   воспринимается человеком  как  непосредственный  и  ближайший   ожидаемый   результат   его деятельности.

      Цель   является   основным   объектом   внимания,    занимает    объем кратковременной и оперативной памяти;  с  ней  связаны  разворачивающийся  в данный момент времени мыслительный  процесс  и  большая  часть  всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели,  связанной  с  кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.

Информация о работе Мотивация детей к здоровому образу жизни