Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:46, курсовая работа
Цель исследования: изучение наиболее эффективных способов мотивации сотрудниковs. Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории мотивации деятельности и профессиональной деятельности.
2. Описать классификацию профессий
4. Рассмотреть профессиональную мотивацию и ее особенностиs.
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию мотивации деятельности............................................................................................................5
1.1. Основные понятия мотивации деятельности.......................................5
1.2. Теории и модели мотивации..................................................................8
Глава 2. Особенности профессиональной мотивации …..........................
2.1. Классификация профессий...................................................................
2.2. Характеристика профессиональной мотивации и ее функции.........17
Заключение..................................................................................................
Список литературы.....................................................................................
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Северный государственный медицинский университет
Факультет клинической психологии
Кафедра гуманитарных наук
Курсовая работа
Тема: «Мотивация деятельности»
Выполнил: студент 1 группы
5 курса заочного отделения
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические подходы
к пониманию мотивации
1.1. Основные понятия мотивации
деятельности..................
1.2. Теории и модели
мотивации.....................
Глава 2. Особенности профессиональной
мотивации …...................
2.1. Классификация профессий.......
2.2. Характеристика
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Психология мотивации, в
том числе и мотивации
Понятие мотивации в наше
время обычно связывают с проблемой
управления персоналом. Важнейшей составляющей
процесса управления человеческими
ресурсами в организации
Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают все новые требования к персоналу. Мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.
Системный подход к мотивации
персонала основан на всестороннем
учете психологических
Необходимо констатировать,
что проблемы, связанные с развитием
мотивации в ходе профессиональной
деятельности, разработаны в отечественной
психологической науке
Объект: мотивация деятельности
Предмет: профессиональная деятельностьs.
Цель исследования: изучение наиболее эффективных способов мотивации сотрудниковs.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории мотивации деятельности и профессиональной деятельности.
2. Описать классификацию профессий
4. Рассмотреть профессиональную мотивацию и ее особенностиs.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической и методической литературыs.
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию мотивации деятельности
1.1. Основные понятия мотивации деятельности
Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [12]. Мотивация подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы.
По справедливому замечанию С.Л. Рубинштейна, «учение о мотивации выступает как конкретизация учения о детерминации» [13, с.367]. Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения - это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром» [13, с.368]. Из этой характеристики можно вывести ряд следствий. В область психологии мотивации не входятs и внутренние процессы, осуществляющиеся без опосредования психическими звеньями. Во-вторых, психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание.
Мотивирование - это, в сущности, создание обогащенной стимулами и возможностями среды, в которой человек актуализирует свои мотивы. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [12]. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В случае объяснения поведения внутренними причинами, в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения. В этом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п. В случае объяснения поведения внешними причинами — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В этом случае говорят о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Из всех возможных детерминаций поведения наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности) [6].
Материальные (биологические) потребности - совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудование, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизнедеятельном состоянии [16].
Духовные (социальные) потребности - совокупность духовных благ, имеющих информационную форму и необходимых для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального образования, принадлежность к национальности и социальной группе, самовыражение и планирование служебной карьеры, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр, здравоохранение [16].
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель - это мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.
В психологии мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека [12]. Мотив активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Как отметил в свое время В. К. Вилюнас (1986), мотив всегда направлен на какое-то изменение в существующем положении вещей, мотив всегда побуждает человека прийти к какому-то состоянию, которого на данный момент нет [4].
Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности [10]
В. И. Ковалев классифицировал профессиональные мотивы по содержанию потребностей, источнику возникновения, видам деятельности, силе проявленияs. М.Г. Ярошевский выделил в профессиональной мотивации следующие виды: общепрофессиональные, романтические, непосредственные, мотивы самовоспитания, престижаs и др. В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.Мs. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Продолжая эту линию исследования, социальные потребности, определяющие групповую интеграцию и общение, согласно А.А. Леонтьеву, можно грубо разделить на три основные потребности, ориентированные на: объект или цель взаимодействия; интересы самого коммуникатора; интересы другого человека или общества в целом [7,16].
Рассмотренные мотивационные образования: мотивы, потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
В психологии рассматривают различные виды мотивацииs:
- Внешняя мотивация (
- Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
- Положительная и отрицательная
мотивация. Мотивация,
Анализ литературыs по проблеме показал, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.
1.2. Теории и модели мотивации
Многочисленные теории мотивации
стали появляться еще в работах
древних философов. Многообразие моделей
мотивации объясняется
Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, следует считать теорию принятия решений, теорию автомата, теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла.
В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения [3].
В начале XX в. возникли два новых направления: поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельностиs. Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных.
Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс и др. [3]s
Традиционный подход. Изучение мотивации персонала началось с работы Ф. Тейлора в рамках концепции научного менеджмента. Научный менеджмент предполагает систематический анализ работы сотрудников с целью повышения эффективности. Материальные вознаграждения выдаются работникам за достижение высоких результатов. В рамках концепции экономического человека считается, что чем выше зарплата, тем лучше работает сотрудник. Следствием использования данного подхода стало формирование стимулирующей системы оплаты труда, когда денежное вознаграждение работника зависит от количественных и качественных результатов его деятельности.