Мотивация дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество трудов и монографий отечественных и зарубежных авторов. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, очень мало внимания уделяется анализу причин расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Мотив как сложное интегральное психологическое образование……………6
1.1. Характеристика, структура и функции мотива…………………………….6
1.2. Мотивационные свойства и мотивационная сфера личности……………10
2. Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития
личности ребенка………………………………………………………………..14
2.1. Игра как ведущая деятельность…………………………………………….14
2.2. Развитие психических функций ……………………………………………18
3. Особенности содержания и развития мотивов поведения ………………….21
ребенка в дошкольном возрасте
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

мотивация дошкольника.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)


Курсовая работа

«Мотивация  дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Мотив как сложное интегральное психологическое образование……………6
    1. Характеристика, структура и функции мотива…………………………….6
    2. Мотивационные свойства и мотивационная сфера личности……………10
  2. Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития

     личности  ребенка………………………………………………………………..14

    1. Игра как ведущая деятельность…………………………………………….14
    2. Развитие психических функций ……………………………………………18
  1. Особенности содержания и развития мотивов поведения ………………….21

      ребенка  в дошкольном возрасте

Заключение…………………………………………………………………………26

Список использованных источников…………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема мотивации и мотивов  поведения – одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество трудов и монографий отечественных и зарубежных авторов. Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, очень мало внимания уделяется анализу причин расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов.

В свою очередь мотивы составляют ядро личности человека. Зная особенности личности можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность. Б.Ф.Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, - пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для расширения многих практических задач» [26].

В данной курсовой работе будут систематизированы и углублены представления о содержании и развитии мотивов поведения дошкольников, т.к. дошкольный возраст – это период формирования мотивации к учению как основному виду деятельности.

Цель нашего исследования – выявить психологическое содержание и развитие мотивов поведения ребенка в дошкольном возрасте. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Выяснить сущность основных понятий исследования.
    2. Охарактеризовать мотивы как психологическую категорию и сложное интегральное психологическое образование.
    3. Охарактеризовать дошкольный возраст как один из важнейших этапов развития и становления личности ребенка.
    4. Определить особенности содержания и развития мотивов поведения в дошкольном возрасте.
    5. Обобщить полученные результаты.

Объектом нашего исследования являются мотивы. Предметом же стали особенности развития мотивов в дошкольном возрасте.

Мы предполагаем, что процесс  формирования мотива связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, а в период дошкольного возраста этому способствует игра.

Поставленные цели и задачи повлияли на выбор методов исследования: методы теоретического анализа (изучение отечественной  и зарубежной литературы); практические методы (наблюдение, беседа).

Данная курсовая работа базируется на научно-теоретических  позициях Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, Е.П.Ильина и других представителей отечественной  психологической школы.

Структура курсовой работы: введение, в котором обоснованы актуальность проблемы, определены цели, задачи, объект, предмет исследования, сформулирована гипотеза; глава 1 «Мотив как сложное интегральное психологическое образование», в которой раскрыта сущность понятия «мотивация», дана характеристика, функции и виды мотивов ; глава 2 «Дошкольный возраст как один из важнейших периодов развития личности ребенка», в которой дана характеристика особенностей развития основных психических функций и ведущей деятельности; глава 3 «Особенности содержания и развития мотивов поведения ребенка в дошкольном возрасте», в которой охарактеризованы особенности мотивационной сферы дошкольников. В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу. Полученные результаты могут быть полезны психологам, педагогам, физиологам и всем, кто занят изучением поведения человека.

Курсовая работа содержит список использованной литературы из  31 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мотив как сложное интегральное психологическое образование.
    1. Характеристика, структура и функции мотива.

Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [30].

Мотивация – процесс  побуждения человека к совершению тех  или иных действий и поступков, часто  представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений [30].

В последние годы все  более четко выкристаллизовывается  мысль о том, что детерминация поведения и деятельности обусловливается  не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых  выполняет в целостном процессе детерминации свои функции. Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное психологическое образование.

Границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а  с другой – намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволяют обозначить те психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Их можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому.

 В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования; В блок «внутреннего фильтра» - нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); в целевой блок – образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности. Все эти компоненты могут проявляться в сознании человека в вербализованной или образной форме, притом не все сразу. В каждом конкретном случае в каждом блоке может быть взят в качестве основания действия или поступка один из компонентов. Структура же каждого конкретного мотива строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение.

Таким образом, компоненты как кирпичики позволят создать  здание, именуемое мотивом. Образ  этого «здания» закладывается человеком  в память и сохраняется не только в момент осуществления действия или деятельности, но и после их завершения. Поэтому о мотиве можно судить и ретроспективно.

Набор компонентов в  мотиве может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у двух лиц (тождественно входящих в мотивы компонентов) не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, ценности, интересы, своя оценка ситуации и возможностей, специфичное доминирование потребностей.

До сих пор речь шла о горизонтальной структуре мотива, но у него может  быть и вертикальная структура. В состав мотива могут входить два или три компонента из одного блока, один из которых играет главную роль,  а остальные – соподчиненную. Как отмечает О.К.Тихомиров, в реальной деятельности образуется некоторое множество целей, между которыми складываются иерархические и временные отношения (параллельные и последовательные цели) [18].

Таким образом, структура  мотива как основания действия или  поступка – многокомпонентная, в  ней чаще всего находят отражение  несколько причин и целей.

Чешский психолог Йозеф Лингарт (1970) дал обозначение различным компонентам, которые могут входить в структуру мотива, которые можно записать в виде формулы [18]. Перечень этих компонентов выглядит так:

Потребностный блок: П  – потребность, Пб – потребность  биологическая, Пс – потребность социальная, Д – долженствование, обязанность.

Блок «внутреннего фильтра»: Пвнеш – предпочтение внешнее, Пвнут  – предпочтение внутреннее, НКдек - нравственный контроль декларируемый, НКнедек – нравственный контроль недекларируемый, Ов – оценка возможностей, Ос – оценка состояния в данный момент, Уу – учет условий достижения целей, Пп – предвидение последствий поступка.

Целевой блок: Цп – потребностная  цель, Од – опредмеченное действие, ПудП – процесс удовлетворения потребности.

А.Н.Леонтьев отмечал, что  функция мотивов, взятая со стороны  сознания, состоит в том, что они  как бы оценивают жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств  и его  действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл.

 Мотивам предписывают различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая – направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Этот процесс мобилизации энергии хорошо показан В.М и И.В.Равиными (1978) [18], которые, исходя из эндокринной природы биологических потребностей и генетического характера программы функционирования каждого из эндокринных органов, связывают изменения, происходящие в организме при появлении потребности, с повышенной секрецией определенных гормонов; эти гормоны становятся стрессорами, активизирующими мозговые структуры, через которые в реакцию на раздражитель вовлекаются другие физиологические системы (вегетатика, сенсорика), т.е. происходит мобилизация энергетического потенциала. Возникающее возбуждение может носить и спонтанный характер, без направленности на определенный объект. Поэтому наличие в мотиве цели и позволяет ему осуществлять направляющую функцию.

Говоря о побуждающей  функции мотива и ее связи с  энергетикой, нельзя не выделить и другую функцию мотива – стимулирующую, которая связана с продолжением побудительности и при осуществлении  намерения. Дело в том, что мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность, а во многих случаях процесс удовлетворения потребности занимает определенное время; пока длится это удовлетворение (до момента насыщения), сохраняются и состояние напряжения (желания), и возбуждение вегетативных отделов центральной нервной системы, мобилизующих энергию. Спад напряжения и возбуждения происходит постепенно, в связи с чем в ряде случаев для окончания деятельности требуется дополнительная волевая стимуляция. Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива.

Одной из центральных  функций в процессе мотивации  является регулятивная (управляющая) функция. В последнюю входит и планирование действия, в то время как регуляция является частью управления и направлена на стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля. В связи с этим можно говорить об организующей функции мотива и мотивации. Близко к этому пониманию организующей функции и представление О.К.Тихомирова о структурирующей функции мотива: важность конечного результата приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации ходов (путей решения задачи) и критической их оценке [18].

К частному проявлению управляющей  функции мотива следует отнести  и контролирующую его функцию, о  которой говорил А.В.Запорожец [18]. Он считает, что эта функция осуществляется не прямо, а через механизм «эмоциональной коррекции»: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности.

Философы и криминалисты рассматривают еще и отражательную  функцию мотива. Это отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. Именно через эту функцию формируются структура и содержание мотивационной сферы личности. Мотивация, с этой точки зрения, отражает все предшествовавшие влияния социальной среды. Отсюда, зная структуру мотива, ведущие мотиваторы, можно судить и о степени социальной зрелости личности.

Н.Е.Ерошина (1973), Е.И.Головаха (1979) и другие выделяют объяснительную функцию мотива, под которой понимается сознательно формулируемый личностью источник ее поведения [18].

Информация о работе Мотивация дошкольников