Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:32, курсовая работа
Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека.
Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, дать понятие личности, познакомиться с теорией Маслоу.
Введение.
Глава 1 Человеческие эмоции и особенности их проявлений.
1.1)Характеристика эмоций
1.2)Классификация эмоций
2)Понятие личности
3)Структура мотивации
3.1)Теория мотивации А. Маслоу
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.
Приложение
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение.
Глава 1 Человеческие эмоции и особенности их проявлений.
1.1)Характеристика эмоций
1.2)Классификация эмоций
2)Понятие личности
3)Структура мотивации
3.1)Теория мотивации А. Маслоу
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ.
Приложение
Заключение
Список литературы
Введение
В
последние годы нам приходится сталкиваться
с самыми разными точками зрения
на природу и значение эмоций. Некоторые
исследователи рассматривают
Некоторые
учёные исходят из того, что эмоции
должны быть подчинены когнитивным
процессам (и разуму), они рассматривают
нарушение этой субординации, как
признак неблагополучия. Другие же
считают, что эмоции выступают в
роли пусковых механизмов когнитивных
процессов, что они порождают
и направляют их (то есть управляют
рассудком). Существует мнение, что
человек может избежать психопатологических
расстройств, решить многие личностные
проблемы, просто отказавшись от неадекватных
эмоциональных реакций, то есть, подчинив
эмоции жёсткому контролю сознания. В
то же время, согласно другим представлениям,
лучшим средством в этих случаях
является высвобождение эмоций для
их естественного взаимодействия с
гомеостатическими процессами, драйвами,
когнитивными процессами и двигательными
актами. Драйвами мы будем называть
физиологические потребности, или
нужды, составляющие базу всей животной
жизни. К ним относятся голод,
жажда, потребность в выведении
из организма продуктов
Сейчас, когда наука доказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребёнком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж.Нюттен:, С.Л. Рубинштейн:, 3. Фрейд, П. Фресс, в.э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтъев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.З. ЧУДНОВСRИЙ), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека.
Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, дать понятие личности, познакомиться с теорией Маслоу.
Глава 1 Человеческие эмоции и особенности их проявлений.
1.1) Характеристика эмоций.
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом, как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет её в определённое русло. Если человек охвачен гневом, он не бросится наутёк, а если испуган, то вряд ли решится на агрессию. Эмоция регулирует, или фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека умиляться самым обыденным вещам, идти по жизни лёгкой походкой.
Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция состоит в том, что благодаря эмоциям, мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечателен тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Сравнительно недавно
проведённые исследования показали,
что антропоиды так же, как человек
способны не только «читать» по лицу эмоциональные
состояния своих сородичей, но и
сопереживать им, испытывая при этом
похожие эмоции. В одном из экспериментов,
где проверялась подобная гипотеза,
человекообразная обезьяна вынуждена
была наблюдать за тем, как на её
глазах наказывали другую обезьяну, которая
испытывала внешне ярко проявляемое
состояние невроза. Впоследствии оказалось,
что аналогичные
1.2) Классификация эмоций
Каждая эмоция своеобразна
по своим источникам, по переживаниям,
внешним проявлениям и способам
регуляции. Человек наиболее эмоциональное
живое существо, он обладает в высшей
степени дифференцированными
К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.
Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение – отрицательное
эмоциональное состояние, возникающее
в межличностных
Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Из соединения фундаментальных
эмоций возникают такие комплексные
эмоциональные состояния, как, например
тревожность, которая может сочетать
в себе страх, гнев, вину и интерес.
Каждая из указанных эмоций лежит
в основе целого спектра состояний,
различающихся по степени выраженности
(например, радость, удовлетворение, восторг,
ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные
переживания носят
Аффект – наиболее мощная
эмоциональная реакция, которая
полностью захватывает психику
человека. Эта эмоция обычно возникает
в экстремальных условиях, когда
человек не справляется с ситуацией.
Отличительные черты: ситуативность,
обобщённость, малая продолжительность
и большая интенсивность. Происходит
мобилизация организма, движения носят
импульсивный характер. Аффект практически
неуправляем и не подчиняется
волевому контролю. Отличительная черта
аффекта – ослабление сознательного
контроля, узость сознания. Аффект сопровождается
сильной и беспорядочной