Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать мотивации учения и достижения старших школьников.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
• изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
• выявить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
• теоретически обосновать формирование мотивации учебной деятельности у старших школьников;
• подобрать диагностические методы, адекватные цели исследования, провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
• разработать программу развития мотивации учебной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Мотивация учебной деятельности и достижений старших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Проблема мотивация учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе. 7
1.2. Особенности и теоретическое обоснование формирования мотивации учебной деятельности у старших школьников. 19
Глава 2. Экспериментальное изучение мотивации старших школьников 27
2.1. Этапы исследования. Характеристика выборки 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента. Статистическая обработка результатов 29
2.3.Рекомендации 33
Заключение 36
Литература. 38
Приложение 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса ИПИМиФ

Ляцких Екатерина

Научный руководитель:

доктор психологических

наук, доцент

Недбаев Д.Н.

н

 

 

 

 

 

 

Армавир

2015

Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Формирование мотивации учебной деятельности в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Актуальность ее обусловлена совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, формированием у них активной жизненной позиции и опыта творческой деятельности. Все большее значение в последнее время придается исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения.

Проблема формирования мотивации учебной деятельности и достижений лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.

Изучение мотивов учебной деятельности старших школьников было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для старших школьников.

Цель исследования: исследовать мотивации  учения  и достижения старших школьников.

Объект исследования: учебная деятельность старших школьников(10 классы).

Предмет  исследования: мотивация учебной деятельности и достижений  старших школьников.

Гипотезой  нашего исследования выступает предположение о том, что уровень мотивации учебной деятельности старших школьников недостаточно сформирован.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
  • выявить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
  • теоретически обосновать формирование мотивации учебной деятельности у старших школьников;
  • подобрать диагностические методы, адекватные цели исследования, провести анализ результатов констатирующего эксперимента;
  • разработать программу развития мотивации учебной деятельности.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ литературы по рассматриваемой проблеме; констатирующий эксперимент, психодиагностические методы; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

 Методический инструментарий представлен комплексом методик, исследующих мотивацию учебной деятельности и достижений:

1. «Методика изучения  учебной мотивации», авторы М.И. Лукьянова;

Практическая значимость исследования состоит в выявлении факторов, способствующих формированию мотивации достижения и успешности учебной работы, выработке практических рекомендаций по улучшению данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мотивация учебной деятельности  и достижений старших школьников как психолого-педагогическая проблема

Проблема мотивации и мотивов в учебной деятельности является важной как для психологии, так и педагогики. Путь к эффективному обучению лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Решающим фактором эффективности обучения является их мотивация.

Ряд исследователей в составе учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим людям (Л.И. Божович, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, П.М. Якобсон) [3, 19, 24, 33]. Среди познавательных мотивов выделяют широкие познавательные мотивы и учебно-познавательные мотивы, а также мотивы самообразования. К социальным мотивам относят широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы - стремление занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества - стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм. Ряд исследователей (Л.И. Божович, П.М. Якобсон и др.) [3, 33] постулируют необходимость присутствия обоих составляющих (познавательных и социальных мотивов) для того, чтобы учебная деятельность была эффективной.

 

1.1. Проблема мотивация  учебной деятельности в отечественной  и зарубежной литературе.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен.

Свидетельством этого можно могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

Мотивация - это широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат. Moveo - «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 – 1910).

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности, что нередко затрудняет однозначное ее понимание.

Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе.

Во второй половине XIX века с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека.

Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности.

Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э.Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило,  пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Магдугалла, предложенные в начале XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX века пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения  к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт изобретательства, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности.

Разработанные теории инстинктов все же не могли ответить на многие вопросы  и не позволили решить ряд весьма существенных проблем.

В 20-е гг. XX веке на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и животного есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX века возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было  обусловлено открытиями  И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением  идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: «стимул – реакция».

Другая теория высшей нервной деятельности – была разработана И. П. Павловым, а ее развитие продолжено учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн – автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея. Мюррей предложил список вторичных потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания).  Причем, по мнению автора, в  основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самореализации образуют ее вершину.

Во второй половине XX века теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Маккелланда, Д. Атиксона, Г. Хекхаузена, Г Келли, Ю. Роттера и др.

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский - первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностью развития деятельностей  можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.

Информация о работе Мотивы учебной деятельности и поведения старших школьников