Научное и житейское понимание психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 07:50, реферат

Краткое описание

Реферат построен на основе обзора пяти общеизвестных явлений: ощущения и восприятие, память, мышление и эмоции. В обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на то или иное явление.

Содержание

Введение 3
1. Понятие ощущений. 4
2. Восприятие. 6
3. Мышление. 9
4 .Память. 12
5. Эмоции. 15
Заключение 20
Список использованной литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Брянская государственная  инженерно – технологическая академия»

 

Кафедра инженерной психологии , педагогики и права

 

Реферат

по дисциплине: «педагогика и психология»

на тему: “Научное и житейское понимание психических явлений”

 

 

Автор работы :                                                        ____________ Мишин С. В.

Группа:               САТ-202

Преподаватель:       ____________ Ляхова О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2012

 

Содержание

          с.

Введение 3

1. Понятие ощущений. 4

2. Восприятие. 6

3. Мышление. 9

4 .Память. 12

5. Эмоции. 15

Заключение 20

Список использованной литературы. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема, данного реферата, является, безусловно, актуальной. И дело отнюдь не только в том, что, увы,  нет литературы по житейскому пониманию многих явлений (не только психических).  Скорее, проблема при написании работы в том, что психические явления одновременно весьма сложно объясняются с научных позиций, причем для некоторых даже нет однозначного объяснения, и в то же время на протяжении многих веков человек считает их, как ничто более, естественными и самими собой разумеющимися.

Целью данной работы является изучение научного и житейского понимания  психических явлений.

Задачи:

  1. Анализ литературы по теме данной работы
  2. Изучение такие психические явления : ощущения , восприятие, мышление , память, эмоции
  3. Изучение научное и житейское понимание психических явлений

 

 

 

 

 

 

 

Понятие ощущений.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской  точки зрения трудно представить  себе что-то более естественное, чем  видеть, слышать, чувствовать прикосновение  предмета... Скорее, утрату одного из них  мы способны воспринять как нечто  непоправимое. Явления ощущений настолько  примитивны, что, пожалуй, в житейской  практике для них нет конкретного  определения. Об этом я еще скажу  чуть ниже, в главе «Восприятие». Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки  зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный  в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной  мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных  нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему прэисхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения  его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений  состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной  нервной системы как главного органа управления деятельностью  сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве  случаев, за исключением болезненных, не осознаются,  но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной  системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ,  температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей,  давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько  специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию  о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно  редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую,  самообучающуюся вычислительную аналоговую  машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно  приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются  под влиянием поступающей информации. Перерабатывая  эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды  и контролирует их выполнение.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в  пределах значительного  диапазона - от коротких космических  лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина  волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно  представлена человеку в виде качественно  разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые  отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.

Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение встречается у любителей и исполнителей современной музыки.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте -- впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: слэдкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Восприятие.

 

Как уже  было сказано, способность ощущать  дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью  же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется  в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием.  Любое ощущение для нас – это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим «видеть», мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. По этой причине в предыдущей главе я отметил, что в житейской практике нет определения для ощущений.

Но разница, конечно, есть, так как в отличие  от ощущений, которые не воспринимаются как свойства  предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих  вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого,  высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате  восприятия складывается образ, включающий комплекс различных  взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим  сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к  специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает  взаимодействие, скоординированную  работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие  о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

 

Нередко при восприятии контурных  и штрихованных изображений, а также  соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать  зрительные иллюзии. Таких иллюзий  известно множество.  Наличием иллюзий  в сфере восприятия, которые могут  быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния  воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов  (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе. 

Скорость движения, оценивается  по скорости перемещения  изображения  предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих  в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком  времени часто связывают с  так называемыми «биологическими  часами» - определенной последовательностью  и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих  в организме  человека. В качестве наиболее вероятных  кандидатов на роль биологических часов  называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно  воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная  продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется  нам интересная и осмысленная  деятельность. Гораздо дольше для  нашего восприятия продолжается та, которая  заполнена бессмысленными и неинтересными  занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это  время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого  часов не было). Оказалось, что в  течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время  шло с ускорением и убежало  вперед почти на четыре часа. Затем  его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу  четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с  реальным  временем примерно на сорок  минут.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме  того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем  настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Мышление.

Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может  ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно  не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой  способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой  порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление  в отличие от восприятия выходит  за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Психология выделяет следующие виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений