Образ «Я» и характер профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1) дать определение понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»;
2) рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3) дать психологическую характеристику юношеского возраста;
4) изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........
Глава 1. Психологический анализ влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников………………….
1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период……………………………………..........
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………..........
1.3. Особенности влияния склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте…………………………...........
Глава 2. Эмпирическая часть……………………..........................................
2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………............
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Приложения………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2 семестр.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный агроинженерный университет

имени  В.П.Горячкина

 

                                                     Кафедра «Педагогика и психология»

 

 

Курсовая работа

по «Общей психологии»

 

Тема: «образ «Я» и характер профессиональной деятельности»

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила:           

                                                                    Рогожина Ирина Константиновна

                                                                    25 ИПФ

 

                                                                     Проверила: Агеева В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..........

2

Глава 1. Психологический анализ влияния  склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников………………….

 

3

1.1. Характерные особенности  юношеского возраста. Роль самоопределения  в этот период……………………………………..........

 

3

1.2. Профессиональное  самоопределение…………………………..........

7

1.3. Особенности влияния  склада характера на профессиональное  самоопределение в юношеском  возрасте…………………………...........

 

12

Глава 2. Эмпирическая часть……………………..........................................

18

2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………............

 

 

18

2.2. Проведение и анализ  результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….

 

23

Заключение………………………………………………………………………..

30

Список использованной литературы……………………………………………

32

Приложения………………………………………………………………………

33


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальны. Правильный выбор профессии важен с позиции определения жизненных планов человека, а также с позиции развития общества в целом.

Профессиональное самоопределение  – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма.

Сущностью профессионального  самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой  деятельности.

Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Задачи:

  1. дать определение понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»;
  2. рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
  3. дать психологическую характеристику юношеского возраста;
  4. изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.

Гипотеза заключается в предложении о том, что у многих юношей и девушек существует противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней.

Объектом исследования является профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Предметом исследования является влияние склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

ГЛАВА 1

Психологический анализ влияния характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.

 

1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период

Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами.

Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

Слово юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.

Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда – удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.

Удлинение юности имеет  свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения  и повышение его самостоятельности. Развитие самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

Социальное самоопределение (все равно, идет ли речь о выборе профессии или мировоззренческом  поиске) есть определение своего положения  в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.

В среднем школьном (юношеском) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости».

Специфическая социальная активность юноши заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я» по отношению к обществу на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество».При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; право-значимую (12-13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должна»; «утверждающе-действенную» (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить «свои силы».

Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т.д.), то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью - она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее – это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других – основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.

Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому идеалу, устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.

Показательно для подросткового  возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я – взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой – их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее: 1) неизменность общественного положения подростка, он был и остается учеником, школьником; 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя; 3) отсутствие у подростка умения... действовать самостоятельно.

Самоопределение, как  профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Предполагается, что основной характеристикой самоопределившейся личности является сопоставление и  соотнесение субъективного осознания  себя с определенным стандартом принятых в обществе норм и требований, а также с определенными общественными ценностями.

По мнению Л.И. Божович, потребность в самоопределении – это потребность в создании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, создание этой смысловой системы предполагает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования.

Л.И. Божович подчеркивает, что существенной характеристикой  юношеского возраста является устремление в будущее. Следовательно, процесс самоопределения включает в себя не только создание субъективного отношения к себе в настоящем, но и определение себя в будущем. Это положение имеет большое значение для понимания профессионального самоопределения в юношеском возрасте, которое заключается в определении себя как будущего профессионала.

 

1.2. Профессиональное самоопределение

Вопросы профессиональной ориентации и профессионального  самоопределения молодежи в последние  годы приобрели особую актуальность.

Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе профессионального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.

Процесс профессионального  самоопределения обусловлен возникновением, расширением и углублением деятельности субъекта, реализующей его связь  с факторами профориентации. Но вместе с тем само самоопределение (сознание) вплетено в эту деятельность как ее компонент, направляющий, усиливающий, корректирующий, перестраивающий ее, т.е. функционально определяющий характер ее протекания. Отсюда задача постоянного учета личностных предпосылок самоопределения при организации деятельности учащихся.

Для младших подростков выбор профессии есть главным образом форма воплощения мечты о своем героическом будущем. Их интересует не конкретное содержание профессии, а та роль, которую она позволяет играть. Отсюда частая смена профессиональных намерений, огромное влияние внешнего образца. У подростков мотивационный центр выбора чаще всего расположен в области стремлений, не связанных прямо с самой профессиональной деятельностью, например, стремление стать самостоятельным. Подростки, как об этом свидетельствуют материалы, собранные Н.И. Крыловым, не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их помыслы, их активность. «…Выбор профессии в подростковом возрасте, – по справедливому замечанию Л. И. Божович, – может оказаться психологически даже и не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса» .

Информация о работе Образ «Я» и характер профессиональной деятельности