Общее и индивидуальное в психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

В истории психологии рассматривался чрезвычайно широкий спектр аспектов проблемы связи общественного и индивидуального в психике человека. Достаточно обратиться к культурно-исторической концепции, чтобы увидеть, фактически все, затронутые в ней вопросы общей психологии непосредственно связаны с определенным решением проблемы соотношения в личности индивидуального и общественного. В частности, в данной теоретической концепции проблемы сознания, деятельности, мышления и речи, памяти, внимания и многие другие, как в функциональном, так и в генетическом плане выступают в качестве соподчиненных принципу «социализации», усвоения социального опыта.

Содержание

Введение ........................................................................................................3
Психология личности
1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность…………………….6
1.2 Теории личности………………………………………………………11
2. Общее и индивидуальное в психики человека
2.1 Общее и индивидуальное…………………………………………….13
2.2 Психологическая структура личности………………………………17
Заключение ...............................................................……………………18
Список использованных источников ................……………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования 

«Пензенский государственный  университет»

Факультет заочного обучения

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: « Психология управления »

на тему: « Общее  и индивидуальное в психики человека»

 

Выполнила:

Студентка

Гр.12ТЗЭМ32

Кисткина В.Е.

 

Проверила:

                                                                                                        Мурзина И.А.

Подпись___________

Дата____________

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2013г.

 

Содержание

 

Введение ........................................................................................................3

  1. Психология личности

1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность…………………….6

1.2 Теории личности………………………………………………………11

2. Общее и индивидуальное  в психики человека

2.1 Общее и индивидуальное…………………………………………….13

2.2 Психологическая структура  личности………………………………17

 Заключение ...............................................................……………………18

 Список использованных источников ................……………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Задачи психологии на современном  этапе качественно отличаются от ее прежних задач. И это понятно, поскольку, с одной стороны, под  влиянием новых общественных условий  значительно преобразовалась сама личность, а с другой — развивались  и обогащались психологические  представления о личности, ее возможностях и роли в современных условиях.

Острой и сложной проблема психологии управления является вопрос о том, как естественно объединить линию индивидуального и общественного  развития личности. Смысл поставленной таким образом задачи заключается  в том, что человек, развиваясь как  в высшей степени индивидуально-своеобразное существо, одновременно должен обладать значительной мерой психологической  общности с другим человеком, с другими  членами общества. Не будь этой общности, человек не смог бы нормально жить и трудиться, не говоря уже о том, что он был бы резко ограничен  в своем развитии.

В истории психологии рассматривался чрезвычайно широкий спектр аспектов проблемы связи общественного и  индивидуального в психике человека. Достаточно обратиться к культурно-исторической концепции, чтобы увидеть, фактически все, затронутые в ней вопросы  общей психологии непосредственно  связаны с определенным решением проблемы соотношения в личности индивидуального и общественного. В частности, в данной теоретической  концепции проблемы сознания, деятельности, мышления и речи, памяти, внимания и  многие другие, как в функциональном, так и в генетическом плане  выступают в качестве соподчиненных  принципу «социализации», усвоения социального  опыта.

 

 

 

  1. Психология личности

 

1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность

 

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря  жизни человека в обществе. Человек  как общественное существо приобретает  новые (личностные) качества, когда  вступает в отношения с другими  людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У  индивида в момент рождения еще нет  этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки. По определению отечественного психолога  Р.С.Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочие) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека.

Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями  «особенность», «неповторимость», сколько  с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что  это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс  социализации человека, который состоит  в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека.

Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятии «личности» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

1.2 Теории личности в психологии

 

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах  и структуре личности, свои методы их измерения.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

  • Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
  • Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  • Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
  • Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  • Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось  семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Каждая теория позволяет построить  одну или несколько структурных  моделей личности. Большинство моделей  являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Модель личности, развиваемая  в глубинной психологии, прежде всего  в психоанализе ориентирована на объяснение внутрипсихологических  процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики «внутреннего конфликта».

В теория личности А.Адлера постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

В теория личности Г.С.Салливена решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности. Это и ставится целью психотерапии.

В теория личности Э.Фромма постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. В отличие от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.

Теория личности К.Хорни развивалась в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство «базальной тревожности», обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Информация о работе Общее и индивидуальное в психики человека