Общее и индивидуальное в психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

В истории психологии рассматривался чрезвычайно широкий спектр аспектов проблемы связи общественного и индивидуального в психике человека. Достаточно обратиться к культурно-исторической концепции, чтобы увидеть, фактически все, затронутые в ней вопросы общей психологии непосредственно связаны с определенным решением проблемы соотношения в личности индивидуального и общественного. В частности, в данной теоретической концепции проблемы сознания, деятельности, мышления и речи, памяти, внимания и многие другие, как в функциональном, так и в генетическом плане выступают в качестве соподчиненных принципу «социализации», усвоения социального опыта.

Содержание

Введение ........................................................................................................3
Психология личности
1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность…………………….6
1.2 Теории личности………………………………………………………11
2. Общее и индивидуальное в психики человека
2.1 Общее и индивидуальное…………………………………………….13
2.2 Психологическая структура личности………………………………17
Заключение ...............................................................……………………18
Список использованных источников ................……………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях  с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера).

В поведенческой теории личности, разработанной Дж.Роттером в качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Исходно принималась следующая аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

5. Опыты личности взаимно проницаемы.

6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.

В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. Это конкретизировалось в ряде формализованных концептов.

Локус контроля — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Это — вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим либо его окружением и обстоятельствами. Формируясь в процессе социализации, локус контроля становится устойчивым личностным качеством.

Близким к понятию интернальности является понятие «выученная беспомощность», введенное М. Селигманом. Это — особенности поведения, которые приобретаются при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства.

В рамках гуманистической  психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности).

В марксистской психологии личность определяется как продукт  исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов.

В концепции А.В.Петровского  тип развития личности определяется через тип группы, в которую  она включена и в которой она  интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и  действовать за границами требований ситуации или ролей.

Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив  структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа. Среди работ (в СССР) по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы А.Г.Ковалёва, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общее и индивидуальное в психике человека

2.1Общее и индивидуальное

 

Различие людей между  собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и  опыта, способностей и умений, темперамента и характера. И, тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется  общим закономерностям, у всех имеется  память, эмоции и другие психические  процессы, в своем развитии все  проходят общие этапы развития, формируются  общие, типичные человеческие проявления психики. И даже отличия людей  друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти  различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т. е. создаются  научные типологии, находится «общее»  даже в различиях.

Но все существующие классификации  типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны, слишком широки, потому что под  одну рубрику подпадает великое  множество совершенно различных  людей, а с другой стороны, слишком  узки, потому что ни один человек  никогда ни в одну рубрику целиком не укладывается. И тем не менее без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что все-таки помогают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности.

Дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий — раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединяемых каким-то общим признаком (возраст, пол и пр.). Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий.

Дифференциальная психофизиология  изучает индивидуально-психические  различия, зависящие от основных свойств  нервной системы.

Воспитание, обучение, деловое  взаимодействие невозможны без изучения и учета индивидуальных психологических  особенностей отдельных людей. Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственные аномалии могут вызывать физические, умственные, психические аномалии и уродства. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития живого существа зависит от его внешней среды, в которой он находится с момента зачатия и до смерти. Но один и тот же фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфически наследственного материала, на который он воздействует. Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер.

2.2 Психологическая структура личности

 

Элементами психологической  структуры личности являются ее психологические  свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число  свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое  количество подструктур. Согласно концепции  К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная  подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и  темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности  психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования  этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные  человеком знания, навыки, умения и  привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен1.

Различие людей между  собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный  психолог С. Л. Рубинштейн различал в  личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия  формирования этого образования, социального  по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.

 Индивидуальные различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Индивидуальные особенности  человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности, который представляет собой:

1) устойчивую систему  приемов и способов деятельности

2) эта система обусловлена  определенными индивидуальными личными качествами

3) эта система является  средством эффективного приспособления к объективным требованиям

4) это те особенности  стиля деятельности, которые обусловлены  типологическими свойствами нервной  системы человека.

Способности — это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся  у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение»2.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие  способности, имеющие общественно-историческое  происхождение и обеспечивающие  жизнь и развитие в социальной  среде.

Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в  процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Так же издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые  обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности  приспособления к окружающей среде.

Человечество издавна  пыталось выделить типичные особенности  психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Такого рода типологии были практически  полезными, так как с их помощью  можно было предсказать поведение  людей с определенным темпераментом  в конкретных жизненных ситуациях.

Темперамент в переводе с  латинского — смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик — несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией. Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы, обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.

Информация о работе Общее и индивидуальное в психики человека