Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:28, контрольная работа
В истории психологии рассматривался чрезвычайно широкий спектр аспектов проблемы связи общественного и индивидуального в психике человека. Достаточно обратиться к культурно-исторической концепции, чтобы увидеть, фактически все, затронутые в ней вопросы общей психологии непосредственно связаны с определенным решением проблемы соотношения в личности индивидуального и общественного. В частности, в данной теоретической концепции проблемы сознания, деятельности, мышления и речи, памяти, внимания и многие другие, как в функциональном, так и в генетическом плане выступают в качестве соподчиненных принципу «социализации», усвоения социального опыта.
Введение ........................................................................................................3
Психология личности
1.1 Индивид, личность, субъект, индивидуальность…………………….6
1.2 Теории личности………………………………………………………11
2. Общее и индивидуальное в психики человека
2.1 Общее и индивидуальное…………………………………………….13
2.2 Психологическая структура личности………………………………17
Заключение ...............................................................……………………18
Список использованных источников ................……………………….19
Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера).
В поведенческой теории личности, разработанной Дж.Роттером в качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Исходно принималась следующая аксиоматика:
1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.
2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).
3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.
4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.
5. Опыты личности взаимно проницаемы.
6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.
В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. Это конкретизировалось в ряде формализованных концептов.
Локус контроля — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Это — вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим либо его окружением и обстоятельствами. Формируясь в процессе социализации, локус контроля становится устойчивым личностным качеством.
Близким к понятию интернальности является понятие «выученная беспомощность», введенное М. Селигманом. Это — особенности поведения, которые приобретаются при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства.
В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности).
В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов.
В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.
Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа. Среди работ (в СССР) по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы А.Г.Ковалёва, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова.
2.1Общее и индивидуальное
Различие людей между
собой многопланово: это различие
убеждений и интересов, знаний и
опыта, способностей и умений, темперамента
и характера. И, тем не менее, функционирование
психики всех людей подчиняется
общим закономерностям, у всех имеется
память, эмоции и другие психические
процессы, в своем развитии все
проходят общие этапы развития, формируются
общие, типичные человеческие проявления
психики. И даже отличия людей
друг от друга характеризуются
Но все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны, слишком широки, потому что под одну рубрику подпадает великое множество совершенно различных людей, а с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда ни в одну рубрику целиком не укладывается. И тем не менее без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что все-таки помогают как-то прогнозировать человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности.
Дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий — раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединяемых каким-то общим признаком (возраст, пол и пр.). Дифференциальная психология изучает природу и источники индивидуальных различий.
Дифференциальная
Воспитание, обучение, деловое взаимодействие невозможны без изучения и учета индивидуальных психологических особенностей отдельных людей. Индивидуальные различия порождаются сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственные аномалии могут вызывать физические, умственные, психические аномалии и уродства. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития живого существа зависит от его внешней среды, в которой он находится с момента зачатия и до смерти. Но один и тот же фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфически наследственного материала, на который он воздействует. Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Можно выделить основные характеристики индивидуальности: способности, темперамент, характер.
Элементами психологической
структуры личности являются ее психологические
свойства и особенности, обычно называемые
«чертами личности». Их очень много.
Но все это труднообозримое число
свойств личности психологи пытаются
условно уложить в некоторое
количество подструктур. Согласно концепции
К. К. Платонова, низшим уровнем личности
является биологически обусловленная
подструктура, в которую входят возрастные,
половые свойства психики, врожденные
свойства типа нервной системы и
темперамента. Следующая подструктура
включает в себя индивидуальные особенности
психических процессов
Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.
Индивидуальные различия — это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности, который представляет собой:
1) устойчивую систему приемов и способов деятельности
2) эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами
3) эта система является
средством эффективного
4) это те особенности
стиля деятельности, которые обусловлены
типологическими свойствами
Способности — это индивидуально-
Способности можно классифицировать на:
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие
способности, имеющие
Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Так же издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.
Темперамент — это те
врожденные особенности человека, которые
обусловливают динамические характеристики
интенсивности и скорости реагирования,
степени эмоциональной
Человечество издавна
пыталось выделить типичные особенности
психического склада различных людей,
свести их к малому числу обобщенных
портретов — типов
Темперамент в переводе с латинского — смесь, соразмерность. Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает; если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком — желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный — спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик — несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам. Эту теорию темперамента можно назвать гуморальной теорией. Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы, обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.
Информация о работе Общее и индивидуальное в психики человека