Общение ребенка со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:42, реферат

Краткое описание

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми.
В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно важнее высказаться над ответами, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, так как каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга.

Вложенные файлы: 1 файл

Общение ребенка со сверстниками.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

Общение ребенка  со сверстниками

 

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми.

В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно  важнее высказаться над ответами, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, так как каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами (“А как нарисовать лапы?”, ”А куда положить тряпочку?”). Взрослый же выступает арбитром разрешения спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнения других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

Дети рисуют человека.

Аня(5 лет, 4 мес.): Ты неправильно  сделал, Максим (дергает его за рукав)

Володя(5 лет): Татьяна Семеновна, я правильно делаю?

Воспитатель ( подходит, смотрит на рисунок Максима): Правильно.

Максим (обращаясь к Ане): Вот так! Поняла?

На протяжении дошкольного  воспитания развивается, сменяя друг друга, 3 формы общения со сверстниками.

У младенца среди разнообразных  контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственно - эмоциональные, отражающие мировой спектр переживаний: удовлетворение от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение общим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контактам, к изучению другого. К 12 месяцам впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Здесь закладывается основа последующего полноценного общения со сверстниками.

Формирование такой потребности  начинается с 3 месяцев с появления  ориентировочной активности на сверстника. В 5 месяцев у ребенка появляются резкие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы  поведения ( подражание, совместные игры ), выступая как последующие этапы развития потребности общения со сверстниками.

Значительная часть контактов  с товарищами направлена на знакомство с ними, как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают  руками лицо, одежду, иногда даже пробуют  на вкус – берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся  на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как  с интересной игрушкой. В то же время  они адресуют им те же действия, что  и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстников, стремление привлечь к себе внимание наблюдается  редко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь предпосылки.

В возрасте от 1 до 1.5 лет содержание контактов со сверстниками остается таким же , как и у младенцев. В ровеснике малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояние друг друга.

В 1.5 года происходит перелом  в отношениях с ровесниками. Развиваются  инициативные действия с целью заинтересовать собой сверстника. Одновременно развивается  чувствительность к отношению товарищей.

К 2 годам складывается первая форма общения – эмоционально-практическая. Новая потребность в общении  со сверстниками занимает 4 место вслед  за потребностью в активном функционировании, общение со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях , забавах, стремится к самоуважению.

Детей привлекают процессы совместной деятельности: сооружение построек, убегание и т.д.

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго  играют одни. А для установления контактов широко используют все  действия, которыми овладели в общении  со взрослыми – жесты, позу, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. На четвертом году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у  дошкольников наблюдается ситуативно-деловая  форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая  игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники  пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное  содержание потребности в общении.

У дошкольников возникает  интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

У детей ярко проявляется  склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На пятом году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе.

Таким образом, создание потребности  в общении составляет стремление к признанию и уважению.

Дети используют разнообразные  средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

Внеситуативно - деловая форма общения наблюдается редко, у детей 6 – 7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию.

Основная потребность  в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которая  приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. В результате возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т. е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. Т.о., о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоутверждаются в его глазах.

Несмотря на развитие контактов  со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты  между детьми.

Причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при  наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных  взаимоотношений. Дошкольнику важно  продемонстрировать себя и хоть в  чем – то превзойти товарища. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш  замечает другого, когда тот начинает мешать. Дошкольники плохо осознают причины поведения другого. Они не понимают, что сверстник – такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5 – 6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в  глазах сверстника. Дети чаще говорят  о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по – прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое  развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важных источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают  как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительно – эмоциональных  переживаний. При недостатке общения  со взрослыми общение с ровесниками выполняет компесаторную функцию.

Эмоционально – практическая форма общения побуждает детей  проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно–деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А Внеситуативно – деловая форма общения формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

 

Игра как азбука общения

общение дошкольник конфликт игра дети

Игру можно использовать как средство формирования способности  к общению, так как именно с  помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с  окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Занятия лучше выстраивать  в форме игровых ситуаций, побуждающих  детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания  и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые  требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание проводимых занятий-игр  предусматривает формирование у  детей знаний и умений, необходимых  для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и  называется культурой общения. В  ходе занятий нужно подводить  детей к тому, что считается  главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях дети, как  правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и  доступные по содержанию, подобранные  на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха используются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар».

Итак, что могут помочь сформировать у детей занятия-игры?

- Коммуникативные способности  и качества.

- Умение распознавать  эмоции других и владеть своими  чувствами.

- Позитивное отношение  к другим людям, даже если  они «совсем другие».

- Умение сопереживать, радоваться  чужим радостям и огорчаться  из-за чужих огорчений.

- Умение выражать свои  потребности и чувства с помощью  вербальных и невербальных средств.

- Умение взаимодействовать  и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от ребенка во время занятия?

- Желания принимать в  нем активное участие.

-Доброжелательного  настроя но занятие.

Что требуется  от взрослого во время занятий?

- Терпение.

- Желание играть и верить  в игру так, как верит в  нее ребенок.

- Умение принимать детей  такими, какие они есть.

- Умение выслушивать любой  ответ, любое предложение, любое  решение ребенка.

- Способность к импровизации.

- Учитывать индивидуальность  при общении.

«У  природы нет плохой погоды»

Цель. Учить видеть и понимать изменения, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений. Развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Воспитывать способность чувствовать природу, общаться с ней, переносить это в общение с людьми.

Материал. Картинки с изображением различных явлений природы ( дождь, солнце, ветер, снегопад, гром и т. д. ); фланелеграф; календарь природы; шапочки-маски тучи, солнца, дождя, снега, сосульки и т. д.; карточки с условным изображением явлений природы; аудиозапись «Голоса природы», игра «Азбука настроений».

Ход занятия.

Дети сидят  на ковре. Звучит музыка.

Воспитатель. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (ответы.) Какими словами можно описать солнышко?(ясное, лучистое, яркое, теплое, нежное, румяное, золотое, веселое.) С помощью каких слов можно рассказать о небе, а котором светит солнце? (синее, голубое, прозрачное, солнечное.) А если на небе нет солнца?( хмурое, пасмурное, грустное, серое.) Давайте найдем картинки ,на которых яркое, чистое, голубое небо, и картинки, на которых оно серое, затянутое тучами, сердитое. (дети находят соответствующие картинки и описывают их.)

А теперь слушайте меня внимательно. Живут на свете  два родных братца. Старший брат – Северный ветер и младший  – Южный ветер. Родные, но совсем не похожи друг на друга. Когда дует северный ветер, становится очень холодно. Какими словами можно рассказать про этот ветер ? (Ледяной, морозный, колючий.) А Южный ветер другой. Как вы думаете, какой? (теплый, ласковый, нежный.) Каждый поет свою песенку. (аудиозапись).

Информация о работе Общение ребенка со сверстниками