Общения в психологическом развитии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 06:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение общения в психо-логическом развитии человека.
Объектом исследования является изучения общения как социальное явление.
Предметом исследования являются изучения понятия общения и виды общения.

Содержание

Введение 4
1Теоритические основы общения человека и изучения процесса общения 5
1.1 Сущность и определение общения 5
1.2 Виды общения 10
1.3 Роль общения в психологическом развитии человека 14
2 Эмпирическое исследование 17
2.1 Методика «Ведущая репрезентативная система» 17
2.2 Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 18
2.3 Тест «Общительность» коммуникативная компетенция» 18
2.4 Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиен, Н. Энштейн 19
Заключение 21
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа содержит 33 с, 4 таблицы, 1 приложение, 22 источников.

 

 

ОБЩЕНИЕ, КОНТАКТ, СВЯЗЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, СПОСОБ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ОСОЗНАННОСТЬ, СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНО-ШЕНИЯ

 

 

Проблема общения актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение является одной из основных  форм общения преобразующей активности людей. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет  установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Целью курсовой работы является рассмотрение общения в психологическом развитии человека. Объектом иссле-дования является изучения общения как социальное явление. Предметом исследования являются изучения понятия общения и виды общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                СОДЕРЖАНИЕ 

 

   Введение                                                                                                                  4

  1Теоритические основы общения  человека и изучения процесса общения       5                               

     1.1 Сущность и определение общения                                                              5

     1.2 Виды общения                                                                                                 10

     1.3 Роль общения в психологическом развитии человека                                 14

  2 Эмпирическое исследование                                                                                17

     2.1 Методика «Ведущая репрезентативная система»                                        17

2.2 Тест «Уровень коммуникативного  контроля в общении»                         18

2.3 Тест «Общительность» коммуникативная  компетенция»                          18

2.4  Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии А.Мехрабиен, Н. Энштейн                                                                           19

Заключение                                                                                                            21

Библиографический список                                                                                   22

Приложение А Методика  «Ведущая репрезентативная система»                       24                 Приложение Б Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»        28

Приложение В Тест «Общительность» коммуникативная компетенция»          29

Приложение Г Методика Опросник для диагностики способности к эмпатии    А. Мехрабиен, Н. Энштейн                                                              31                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопо-нимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознан-ным, связанным вербальными и невербальными актами.

В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена челове-ческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное сог-ласование действий и понимание окружающего нас мира. Проблема общения актуальна для исследования,  потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии. Общение на ряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активности.

Целью курсовой работы является рассмотрение общения в психо-логическом развитии человека.

Объектом исследования является изучения общения как социальное явление.

Предметом исследования являются изучения понятия общения  и виды общения.

Задачи курсовой работы: исследовать методики  на определение коммуникативного контроля; изучить уровень коммуникативной компетенции; провести диагностику способностей к эмпатии; провести методику на выявления ведущей репрезентативной системы.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ИЗУЧЕНИЯ                ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

 

    1. Сущность и определения общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Психологами (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, С.Р. Немов, Р.С. Рубинштейн и другие) в общении выделены следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа (человека). Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного человека к другому могут передаваться данные об эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и тому подобное), ориентированны на то, чтобы определенным образом настроить другого человека на контакты [13, с. 514].

Такая информация служит средством  межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания способ-ности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. 

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действия, предупреждение о том, что необходимо воздержатся от какого-либо действия [14, с. 239].

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. У людей цели общения выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей и пре-дставляющей собой средство удовлетворения многих разнообразных потреб-ностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда дру-гих.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой системы взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения [17, с. 129]

 Ключевым словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения.

Она может быть рассмотрена как объективация человеческого сознания посредством знаковой системы.

Информация может передаваться  с помощью прямых телесных контак-          тов: касанием тела, руками и тому подобное. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (на-блюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов) [13, с. 515].

         У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в  ее разно-бразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная, и иные формы записей) [13, с. 516].

Таким образом, общение рассматривают как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и тому подобное.

Возрастание психологической общности как сходства, единства, похожести, с оной стороны, облегчают общение («мы понимаем друг друга с полуслова», «мы говорим с ним на одном языке»), с другой стороны, может возникнуть ситуация когда обмениваться уже нечем, все рассказано, обсуждено. Это явление называют информационной истощаемостью пар-тнеров по совместному проживанию. Полная тождественность, если бы она была возможной, привела бы к невозможности обмена и, таким образом, общения между людьми [14, с. 236].

Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связанно с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информационному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией.

Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для  обмена информацией.

Есть еще одна причина, которая побуждает людей задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов в социономической группы (профессии типа «человек - человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общение [14, с. 241].

В разных ситуациях цели общения, а так же его результаты, эффекты могут быть разными. В одном случае в ходе общения  человек узнал что-то совсем новое, в другом – пережил много приятных чувств, эмоций, в третьем – повысил свою самооценку и так далее.

В российской психологии отсутствует общепринятая трактовка субъекта общения, несмотря на то, что ведущие отечественные психологи постоянно обращались к данному явлению (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л.  Рубинштейн).

Анализ работ психологического плана приводит к выводу о том, что имеется ряд основополагающих параметров личности, которые превращают ее в субъекта. Среди них такие характеристики, как преобразовательная активность, целенаправленность, осознанность, целостность, автономность, свобода, гармоничность.

Б.Ф. Ломов, внес ясность в то, что стоит за понятием «субъект общения». Об этом говорит известное положение Б.Ф. Ломова «Общение как форма активности отличается от деятельности тем, что в нем присутствуют субъект-субъектные отношения» [15, с. 93]

Таким образом субъект общения – это индивид, наделенный свойством субъектности (то есть всеми характеристиками субъекта), проявляющемся, прежде всего, в преобразовательной активности участников общения и в установлении  субьективных связей индивида с другими людьми, в опреде-ленных отношений и взаимоотношений [19, с. 298].

Выделяют целый ряд функций общения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с  другими людьми, то это значительно задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничении могут произойти необратимые изменения. Об этом  свидете-льствуют случаи, когда дети были воспитаны дикими зверями. Эти дети, попавшие в последствии к людям, были развиты биологически, но совершенно не социализированы. Для нормального развития ребенка необходим пос-тоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития по познавательных способностей [19, с. 302].

Информация о работе Общения в психологическом развитии человека