Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:11, контрольная работа
Болезни сердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит к нарушениям репродуктивного здоровья, и, как следствие этого, снижению рождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют на развитие демографического кризиса в Украине.
1 Сущность профессионального стресса……………………….……….3
2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников
правоохранительных органов, влияющие на возникновение
негативных психических состояний……………………………………9
3 Рекомендации по психологической работе с сотрудниками ОВД,
направленные на сохранение их профессионального здоровья……..24
Список использованных источников……………………………………26
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность профессионального стресса……………………….……….3
2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников
правоохранительных органов,
негативных психических
3 Рекомендации по психологической работе с сотрудниками ОВД,
направленные на сохранение их профессионального здоровья……..24
Список использованных источников……………………………………26
1 СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других аспектов деятельности человека. Психологический стресс на рабочем месте – это реакция человека на трудную, неразрешимую, по его мнению, ситуацию. Многие из нас сталкивались со стрессом и испытывали при этом эмоциональный дискомфорт. Под стрессом принято понимать психические, физические и химические реакции человека на стрессоры. Небольших стрессовых ситуаций невозможно избежать. Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Число «больных», обратившихся за медицинской помощью из-за стресса, растет ежегодно. Основные факторы стресса проявляются во время труда, работы (когда человек не чувствует своей значимости, ему не доверяют определенный род занятий и т. д.): отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д.
Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный, или привычный, стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.
Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.
Зачастую производственный стресс ведет к алкоголизму, прогулам, воровству, текучесть кадров резко возрастает.
Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» – отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной работой с членами организации.
Отрасль знаний начала зарождаться
еще тогда, когда психология начала
формироваться как
Впервые термин «психология профессионального здоровья» предложил в 1990 г. психолог Джонатан Рэймонд. Основной целью изучения психологии профессионального здоровья стали изучение негативного влияния стресса на организм и здоровье людей и разработка методов и способов борьбы со стрессом.
Нельзя не отметить, что реакция на стресс у каждого человека индивидуальная. Одни с легкостью переносят все тягости стресса, а другие, наоборот, замыкаются в себе и долго не могут справиться со стрессом. Это связано с возможностями того или иного человека, его личностными характеристиками, степенью информационной загрузки, степенью удовлетворенности трудом, ведь когда занимаешься любимым делом, не замечаешь переутомления и усталости, а с радостью перевыполняешь план на месяц и даже на квартал за неделю.
Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс.
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек – человек». По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом.
Установлено, что одним из факторов синдрома “выгорания” является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:
· ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
· монотонность работы;
· высокая степень
· неудовлетворенность социальным статусом.
Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено такими причинами:
1) перегруженность или незагруженность работой;
2) организационные перемены;
3) ролевая неопределенность и ролевой конфликт;
4) эпидемия психогенного заболевания;
5) истощение физических и духовных сил;
6) трудоголизм.
Формами проявления производственных стрессов являются:
1) депрессии;
2) агрессивность по отношению к коллегам;
3) нежелание выходить на работу, прогулы;
4) большое количество брака продукции;
5) излишняя нагрузка на работе;
6) гиперответственность, и как следствие – конфликт с подчиненными и другие.
В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».
Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?
Что может быть противопоставлено стрессу?
Перечислим основные пункты профилактики стрессов и способы борьбы с их последствиями:
1) создание благоприятного организационного климата;
2) предоставление работникам
возможности самим
3) четкое определение обязанностей работников;
4) устранение причин, ведущих
к перегруженности или
5) социальная поддержка;
6) психологическая помощь на предприятии;
7) программы общего оздоровления.
Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.
Следует также отметить важность индивидуальных подходов к предотвращению стрессов. Как было уже сказано ранее, каждый человек по-своему переживает стресс и стрессовые ситуации. Одни уходят в себя и надолго абстрагируются от всего мира, другим, наоборот, необходимо постоянное общение, для того чтобы стресс не стал для них хроническим заболеванием. Каждому, кто попал в стрессовую ситуацию, по возможности необходимо обратиться к организационному психологу или психологу на стороне для того, чтобы быстрее выйти из стрессовой ситуации без особых осложнений. Ведь если «не лечить» стресс, то он может перерасти в различного рода заболевания, и тогда времени на восстановление потребуется намного больше. Психолог поможет и обучит технике релаксации, при которой человек сможет на время отвлечься от всех проблем.
В каждой стране проблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решается по-разному. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары по резиновой кукле, изображающей хозяина фирмы. В Китае перед работой или во время обеденного перерыва сотни тысяч людей делают комплексы оздоровительного ушу и тадзицюань. В Индии, где я изучал медитативные и антистрессовые практики, применяемые в тамошних корпорациях, весьма популярна так называемая офисная йога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можно делать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу, любят создавать на предприятиях кабинеты психической разгрузки.
К сожалению, в нашей стране работодатели, как правило, не уделяют особого внимания проблемам стресса на работе, прежде всего, из-за того, что они практически не знают (или не хотят знать) этой проблемы и меры профилактики, необходимые для сохранения здоровья, как наемных работников, так и собственного.
Стресс на работе является
важнейшим фактором, влияющим на высокий
уровень заболеваемости, прежде всего,
сердечнососудистыми и нервно-
Болезни сердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит к нарушениям репродуктивного здоровья, и, как следствие этого, снижению рождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют на развитие демографического кризиса в Украине.
Стресс на работе при крайне низком уровне гигиенической культуры населения способствуют распространенности злоупотребления алкоголем, что в свою очередь приводит к росту заболеваемости и травматизма, в том числе, на работе.
Повсеместное распространение стресса на работе приводит к снижению трудоспособности работников, и делают организацию экономически неэффективной.
Нервное перенапряжение и стресс на работе затрагивают все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, занятых на вредных и опасных работах и работников низкой квалификации.
В то же время проблеме нервного перенапряжения и стресса на работе в нашей стране не уделяют должного внимания ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы.
2 ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
Структура и содержание профессиональной деятельности сотрудников отдела внутренних дел (ОВД) рядового и начальствующего состава опре-деляются основными положения Конституции Российской Федерации, Феде ральным законом РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федераль-ным законом РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внут ренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основами административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства России, структурой Министерства внутренних дел (МВД) России, организационно-штатной структурой территориального органа внутренних дел, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности», иными нормативными правовыми актами МВД РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их полномочий.
Вместе с этим профессиональная деятельность рядового и начальствующего состава сотрудников ОВД определяется комплексной системой знаний, навыков и умений, необходимых для решения служебных задач, овладения эффективными способами и приемами несения службы в типовых ситуациях правоохранительной деятельности.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД имеет ряд особенностей. Среди них можно выделить:
1. Необходимость не только
знать, но и грамотно
2. Обязанность выполнения
поставленных задач в строго
ограниченные промежутки
3. Привлечение к исполнению
служебных обязанностей сверх
установленной
4. Допуск к конфиденциальным
сведениям, составляющим
5. Допуск к табельному огнестрельному оружию.
6. Экстремальные условия
деятельности (вид телесных повреждений,
крови, трупа, исполнение
7. Риск и опасность в оперативно-служебной деятельности как для жизни и здоровья сотрудника, так и граждан, жизни и здоровью которых уг-
рожает опасность.
8. Повышенная ответственность
за принятие решений,