Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Обращение к проблеме взаимосвязи памяти и тревожности обусловлено той ролью, которую память играет в процессе обучения и развития личности школьника.
Наличие хорошо развитого уровня памяти в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания.

Содержание

ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности
1.1.Психологические особенности детей старшего школьного возраста………………………………………………………………………
1.2.Сущность и виды памяти……………………………………………….
1.3.Свойства памяти…………………………………………………………
1.4. Процессы памяти………………………………………………………….
1.5. Особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………..
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи процессов памяти и уровня тревожности личности……………………………………………..
1.1.Организация и проведение исследования…………………………….
1.2.Анализ результатов проведенного исследования……………………
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по психологии.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

«Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Психология»

                                                                Выполнила: студентка 2  курса

                                                                   1 группы очной формы обучения

                                                                   ( квалификация :  бакалавриат по

                                                       направлению    050101.65

                                                                  « Педагогическое образование»,

                                                          профиль «Химия-экология»

                                                             естественно-географического

                             факультета

            Блощицына Ольга Владимировна

                                                              _________ «_____» ________

                                      подпись

                                                     

                                                      Научный  руководитель:

                                                                   старший преподаватель общей и

                                                            педагогической психологии

                                                               Гончаренко Елена Семеновна

                                                                 _________ «_____»_________

                               подпись

          

 

             

 

 

ВОРОНЕЖ 2013

  СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА I. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности

1.1.Психологические особенности  детей старшего школьного возраста………………………………………………………………………

1.2.Сущность и виды памяти……………………………………………….

1.3.Свойства памяти…………………………………………………………

1.4. Процессы памяти………………………………………………………….

1.5. Особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………..

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование взаимосвязи процессов памяти и уровня тревожности личности……………………………………………..

1.1.Организация и проведение  исследования…………………………….

1.2.Анализ результатов  проведенного исследования……………………

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обращение к проблеме взаимосвязи памяти и тревожности обусловлено той ролью, которую память играет в процессе обучения и развития личности школьника.  
Наличие хорошо развитого уровня памяти в деятельности школьника делает ее продуктивной, организованной активной. В прошлом столетии и на современном этапе вопрос о внимании приобрел чрезвычайно многосторонний характер. Существует множество различных точек зрения на природу происхождения и развития внимания. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие.  
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность   занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая  из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше   соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться  разными эмоциями.

Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко встает в чистом виде перед психологами. Тем не менее многие авторы указывают на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Этой  проблеме посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Впервые о проблеме тревожности в психологии заговорил З.Фрейд в своей работе «Страх», затем этим вопросом занимались такие исследователи как Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е.И., Захаров А.И., Лаврентьева Н.Н. и другие. 

Цель исследования: выявление  зависимости между уровневыми характеристиками памяти и тревожностью.  
школьников.  
          Объект исследования: эмоциональная и познавательная сфера психики школьника.

Предмет исследования: взаимосвязь уровневых характеристик памяти и тревожности.

Гипотеза исследования: уровневые характеристики памяти и тревожности взаимосвязаны у школьников.

Задачи исследования:

1.Определить понятие и  значение памяти в развитии личности школьника;  
2.Определить понятие тревожности и ее влияние на процесс памяти;  
3.Выявить степень проявления различных видов тревожности;  
4.Выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств памяти и степенью проявления различных видов тревожности  школьников.

 

 

 

 

 

 

   

 

 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

 

1.1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Юношеский возраст продолжается от 15 до 22 лет. Большое место в жизни старшеклассника занимают мечты о будущей профессии, о той дороге, по которой он будет идти всю жизнь, Серьезно задумываясь над своим будущим, юноша или девушка, при внимательном отношении и помощи взрослых, начинают заниматься самовоспитанием. Они стараются прочитать больше книг о понравившейся профессии, слушают радиопередачи о ней, записываются в соответствующий кружок, тем самым подготавливая себя к будущему [3]. Важнейшая задача родителей и педагогов — использовать этот важнейший этап активности старшеклассника, его стремление к самосовершенствованию, а также помочь ему не только читать книги и слушать передачи о будущей деятельности, но и вырабатывать в себе качества, необходимые для лучшего ее осуществления[4]. 
В. А, Сухомлинский правильно подметил, что главное— воспитание человечности. Намного важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он станет: механизатором, садоводом, педагогом, инженером и т. д. 
В психическом развитии юноши и девушки также происходят большие изменения[3] . 
Существенно изменяется процесс мышления, становясь более критическим, способным к анализу и синтезу. Старшеклассник располагает уже достаточно большим запасом знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение старшего школьника. Он уже может самостоятельно разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающих людей и своих собственных[15]. 
Память старших школьников совершенствуется, становясь все более смысловой, логической. Они теперь могут не только успешно запоминать большие по объему разделы учебника, но и применить знания в практической деятельности в лаборатории, на пришкольном участке, в мастерских. 
Речь старшеклассников становится богатой и содержательной. Интенсивно формируются и различные интересы — познавательные, общественно-политические, эстетические и этические, причем они становятся более устойчивыми и действенными. Учащиеся старших классов уже не просто теоретически интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике — почитать о нем, что-то поделать самостоятельно в лаборатории и т. п.[4]. 
Особое значение приобретают эстетические и этические интересы, возникающие в процессе общения с природой, искусством, людьми. Молодежь увлекается художественной литературой, поэзией, театральным искусством. Многие юноши и девушки пишут стихи, поэмы, рассказы, посвящая их своим друзьям, Родине. 
Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. Юноши и девушки начинают внимательно присматриваться к своим достоинствам и недостаткам, анализировать свои внешние и духовные качества. Нередко такой анализ приводит к самовоспитанию. Наряду с возрастающим интересом к себе появляется и интерес к чувствам окружающих. Повзрослев, старшие школьники начинают понимать «сердечные» муки того или иного героя книги, тонкие душевные волнения людей и умеют правильно Откликнуться на них: утешить, соболезновать, предложить конкретную помощь и т. п. Такая душевная эмоциональная чуткость и впечатлительность — характерная особенность юношества[3]. 
В годы юношества формируются идеалы. Юноши и девушки выбирают для подражания тех людей, с которыми они встречались или встречаются и которые предстали перед ними как своеобразный положительный образец. 
Таким образцом могут стать родители, педагог, герой книги, случайно встретившийся человек. Наличие идеала у старшего школьника свидетельствует о его стремлении найти достойный пример для подражания[15]. Обидно, когда некоторая часть молодежи, не умея критически разобраться в увиденном и услышанном, избирает для себя идеалом людей недостойных, корыстных, пошлых, мелочных, но умеющих внешне произвести приятное впечатление. Попадая под влияние такого «идеала», молодой человек может приобщиться к дурному поведению. Доверие к родителям, их тактичный совет помогут своевременно развенчать подобный ложный идеал.

В пору ранней юности укрепляется воля, развиваются такие ее черты, как настойчивость, решительность, смелость, критичность и самокритичность, выдержка и самообладание, инициативность. Однако все упомянутые черты воли разовьются только в том случае, если старшеклассник поставит перед собой цель самовоспитания, если родители и педагоги смогут умело и тактично руководить его жизнью, направлять его порывы и увлечения в нужное русло. В иных случаях возникает риск неправильной организации самовоспитания. Так, мечтая о героизме, юноша наносит себе раны с тем, чтобы проверить свою выдержку, отказывается от пищи с тем, чтобы проверить физическую выносливость, и т. п.[4]. 
Особую роль в жизни старшеклассника играют чувства. Они становятся более стойкими, глубокими и тонкими. Юношам и девушкам свойственны мечтательность, лиричность, устремленность в будущее. Мечтая о будущем, они нередко видят все «в розовом свете», испытывают восторженное состояние, радужные надежды. Стремление к будущему, мечты о нем создают у юношей преобладающее жизнерадостное настроение. 
Встречаются такие случаи, когда настроение у юноши или девушки бывает подавленным, мрачным. Это может явиться следствием неправильной атмосферы жизни семьи, холодности в отношениях с родными и друзьями, а также индивидуально-психических различий. Развившееся у старшеклассника умение владеть собой проявляется и в отношении чувств. Юноши и девушки умеют неплохо сдерживать, например, гнев, раздражение, отвращение, восторг и др., однако нередко маскируют свои чувства[15].

 

                           1.2.СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПАМЯТИ

 

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения[1].

 
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим[11].

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования[9]. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица[5].

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше[11].

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного[13].

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю[9].

 

В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз»[14].

Информация о работе Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности