Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.
Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.
Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.
2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.
3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41
Заключение 46
Список литературы
Введение
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.
Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.
2.1 Методы выявления одарённых детей.
2.2 Влияние генотипических и
средовых факторов на развитие
2.3 Характеристика программы развития
одаренности.
Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.
3.1 Констатирующий этап
3.2 Формирующий этап
3.3 Заключительный этап
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за
последние десятилетия, её направленность на гуманистические личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменение отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей.
Проблема развития одаренности в настоящее время является актуальной.
Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неординарность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования на данный момент. В этом направлении активно работают международные организации, объединяющие исследования практиков и руководителей образования разных стран: «Всемирная ассоциация по одаренности и таланту», «Евроталант».
Первые упоминания о практической одаренности (политиков, военачальников и др.) встречаются у Аристотеля, но предметом серьёзных исследований это стало только в XX веке. Впервые экспериментальные исследования по данной проблеме были проведены английским антропологом Френсисом Гальтоном. Его заслуга состоит в том, что он первым разработал исследовательскую программу, ориентированную на изучение уровня одаренности, которая была опробована им в 1884 году. К числу первых работ в этой области исследования в нашей стране относятся исследования Г.И. Россолимо. В своей работе «План исследования детской души» (1906) он представил первую в отечественной психологии схему наблюдения за ребенком. Этим учёным была создана система диагностики. В последующие годы данной проблемой в области продуктивного мышления занимались западноевропейские и американские психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Р. Майер, Л. Секкей, П. Торненс. В отечественной психологии данное направление представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.В. Брушинского, З.И.Калмыковой, Б.М. Кедрова, Ф.М. Матюшина, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других. Изучение умственной одаренности, как интегративной личностной характеристики было предпринято известными советскими психологами Н.С. Лейтес, Д.Б.Богоявленской. В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и другие.Их работы посвящены вопросам изучения особенностей психического развития одаренных детей и вопросам диагностики одаренности.
Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования – проблема развития одаренности школьников.
Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть
понятие детская одарённость
в истории психолого-
2. Рассмотреть
сущность понятия «одарённость»
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.
6. Проанализировать
влияние генотипических и
7. Охарактеризовать
программу развития
8. Охарактеризовать
работу по выявлению и
Гипотезой нашего исследования является предположение, если:
- изучить психолого–педагогические основы одаренности;
- выявить признаки и критерии работы с одаренными детьми;
- спланировать
и провести работу по
Методологическими основаниями исследования являются: общепризнанные и широко известные научные исследования Д.Б. Богоявленской и В.И. Панова в области выявления особенностей психического развития одаренных детей, а также научные работы С.И. Савенкова, посвященные вопросам диагностики одаренности и разработкам форм и методов работы с одаренными детьми.
При работе над нашим исследованием были использованы теоретические методы (изучение литературы).
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в систематизации теоретических материалов по данной проблеме исследования и в определении понятия «одаренность».
Практическая значимость работы заключается в проведении и подборе методик для выявления одаренных детей, а также в подборе заданий, способствующих развитию способностей.
База исследования: МБОУ ЛСОШ №3, 6 «В» класс
Структура нашей работы такова:
-введение;
- теоретическая часть (2 главы);
- практическая часть (одна глава);
- заключение;
- список литературы;
- приложение.
Глава I. Дидактические основы развития одарённости школьников
Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо как мир. Выдающиеся философы древности, и их менее осведомлённые в науках современники хорошо понимаем, что существенна разница между выдающимся творцом и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.
Самих
исследователей, и общество в
целом издавна волновал вопрос
происхождения природы этих
Как обнаруживает В.П. Кащенко: «… минуя понятие «божественный дар», объяснить достижения выдающихся художников, поэтов, а в последствии учёных, в эпоху античности не было возможным». [9;482]. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социально-педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей.
С II в. вплоть до XIX в. в научных трактатах прочно утвердился термин «гений» (от латинского слова genius- дух). Им обозначали явления, которое в более позднее время стали называть значительно скромнее - «субъектом творческой деятельности». [25;245]. Н наш взгляд представляет интерес точка зрения А. И. Савенкова, который отмечал, что «… учение о гении и гениальности, разрабатываемые первоначально автономно от социально-педагогической практики, не исключали важности воспитания и образования». [23;6].
Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений». Но в отличие от «гения», «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально слово талант (от греческого talanton) именовалась крупная мера золота. Мы можем предположить, что
появление термина «талант» в научном обиходе было связано с
представлениями о возможности измерения степени гениальности. Постепенно сформировалось преставление о таланте, как просто высокой степени развития способностей к определённому виду деятельности, в то время как под «гением» стали понимать высший максимальный уровень их проявления.
Важной особенностью преставлений о гении, с древнейших времён и вплоть до Х1Х в., является то, что наука и обыденное сознание твёрдо придерживалась убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве.
Одной
из первых попыток глубокого
философско-психологического
Идея
представителей эпохи
«Единственным предметом разума служат идеи, находящиеся « а не внешние объекты», утверждали Г. Лейбниц и Р. Декарт. [23;25]. Теория «Чистой доски», развиваемая сторонниками идей Просвещения, напротив подчёркивала мысль о том, что: «…в душе нет «врождённых идей», благодаря которым из неё в дальнейшим могут быть извлечены неопытные истины».[23;243].
Большая часть философов, принадлежащих к этому направлению, настаивала на том, что каждый человек может быть развит до самой высокой степени гениальности, всё дело в тех условиях, в которых он оказался.
Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении роли воспитания и условия среды в формировании человека.
Таким образом, проблема гениальности в философско-психологических исследованиях на протяжении многих веков рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики, как так это было не востребовано системой образования.
Основное
внимание исследователей было
обращено не на сам феномен
одарённости как личностное образование
или социально-психологическое
1.2. Сущность понятия «одарённость »
Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
По определению авторов «Рабочей концепции одарённости»: «Одарённость - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».[23;36]. Мы согласны с мнением А.И. Савенкова, что «… не существует качеств психики, которые бы не развивались в течении жизни». [23;45]. На наш взгляд это существенное замечание и данное определение нельзя считать удачным. Мы разделяем точку зрения В. И. Панова, что: «под одарённостью обычно понимают генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующих в форме дозированного потенциала». [18;27].