Особенности работы с одаренными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.
В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие детская одарённость в истории психолого-педагогической мысли.
2. Рассмотреть сущность понятия «одарённость».
3. Выявить виды одаренности и типологию одаренных детей.
4. Изучить основные подходы к разработке концепции одаренности.
5. Ознакомиться с тренинговыми методами выявления одаренных детей.

Содержание

Введение 3
Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.

Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли. 7
Сущность понятия «одаренность». 10
Виды одаренности и типология одаренных детей. 12
Основные подходы к разработке концепции одаренности. 15

Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.

2.1 Методы выявления одарённых детей. 20
2.2 Влияние генотипических и средовых факторов на развитие одаренности. 22
2.3 Характеристика программы развития одаренности. 26

Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.

3.1 Констатирующий этап 31
3.2 Формирующий этап 38
3.3 Заключительный этап 41

Заключение 46
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Новая курсовая.docx

— 215.28 Кб (Скачать файл)

 

                                                       Содержание

 

Введение                                                                                                               3

Глава I. Дидактические основы развития одаренных школьников.

 

    1. Детская одаренность в истории психолого - педагогической мысли.        7
    2. Сущность понятия «одаренность».                                                                10
    3. Виды одаренности и типология одаренных детей.                                     12
    4. Основные подходы к разработке концепции одаренности.                       15

 

Глава II. Изучение процесса выявления одаренных детей.

 

2.1 Методы выявления одарённых детей.                                                           20

2.2 Влияние генотипических и  средовых факторов на развитие             одаренности.                                                                                                         22

2.3 Характеристика программы развития одаренности.                                   26

 

Глава III. Организация работы по выявлению и развитию одаренных детей.

 

3.1 Констатирующий этап                                                                                    31

3.2 Формирующий этап                                                                                        38

3.3 Заключительный этап                                                                                     41

 

Заключение                                                                                                           46

Список литературы                                                                                             48

Приложение                                                                                                          51

                                                  

 

 

Введение

  Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за

последние десятилетия, её направленность на гуманистические личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменение отношения к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей.

  Проблема развития одаренности в настоящее время является актуальной.

Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Неординарность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляют одну из главных задач совершенствования системы образования на данный момент. В этом направлении активно работают международные организации, объединяющие исследования практиков и руководителей образования разных стран: «Всемирная ассоциация по одаренности и таланту», «Евроталант».

 Первые упоминания о практической одаренности (политиков, военачальников и др.) встречаются у Аристотеля, но предметом серьёзных исследований это стало только в XX веке. Впервые экспериментальные исследования по данной проблеме были проведены английским антропологом Френсисом Гальтоном. Его заслуга состоит в том, что он первым разработал исследовательскую программу, ориентированную на изучение уровня одаренности, которая была опробована им в 1884 году. К числу первых работ в этой области исследования в нашей стране относятся исследования Г.И. Россолимо. В своей работе «План исследования детской души» (1906) он представил первую в отечественной психологии схему наблюдения за ребенком. Этим учёным была создана система диагностики. В последующие годы данной проблемой в области продуктивного мышления занимались западноевропейские и американские психологи: М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Р. Майер, Л. Секкей, П. Торненс. В отечественной психологии данное направление представлено в трудах С.Л. Рубинштейна, Ф.В. Брушинского, З.И.Калмыковой, Б.М. Кедрова, Ф.М. Матюшина, Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова и многих других. Изучение умственной одаренности, как интегративной личностной характеристики было предпринято известными советскими психологами Н.С. Лейтес, Д.Б.Богоявленской. В настоящее время данной проблемой занимаются А.И. Савенков, В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и другие.Их работы посвящены вопросам изучения особенностей психического развития одаренных детей и вопросам диагностики одаренности.

 Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования – проблема развития одаренности школьников.

Цель нашей работы – теоретически изучить, выявить проблемы развития одаренности школьников и организовать работу по развитию одаренных детей.

В соответствии с поставленной целью в нашей работе будут решены следующие задачи:

1. Раскрыть  понятие детская одарённость  в истории психолого-педагогической  мысли.

2. Рассмотреть  сущность понятия «одарённость».

3. Выявить  виды одаренности и типологию  одаренных детей.

4. Изучить  основные подходы к разработке  концепции одаренности.

5. Ознакомиться  с тренинговыми методами выявления одаренных детей.

6. Проанализировать  влияние генотипических и средовых  факторов на развитие одаренности.

7. Охарактеризовать  программу развития одаренности  школьников.

8. Охарактеризовать  работу по выявлению и развитию  одаренных детей.

 Гипотезой нашего исследования является предположение, если:

- изучить  психолого–педагогические основы одаренности;

- выявить  признаки и критерии работы  с одаренными детьми;

- спланировать  и провести работу по выявлению  и развитию одаренных детей, то  проблемы развития одаренности  школьников будут успешно разрешаться.

 Методологическими основаниями исследования являются: общепризнанные и широко известные научные исследования Д.Б. Богоявленской и В.И. Панова в области выявления особенностей психического развития одаренных детей, а также научные работы С.И. Савенкова, посвященные вопросам диагностики одаренности и разработкам форм и методов работы с одаренными детьми.

 При работе над нашим исследованием были использованы теоретические методы (изучение литературы).

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в систематизации теоретических материалов по данной проблеме исследования и в определении понятия «одаренность».

 Практическая значимость работы заключается в проведении и подборе методик для выявления одаренных детей, а также в подборе заданий, способствующих развитию способностей.

  База исследования: МБОУ ЛСОШ №3, 6 «В» класс

  Структура нашей работы такова:

-введение;

- теоретическая  часть (2 главы);

- практическая  часть (одна глава);

- заключение;

- список  литературы;

- приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Дидактические основы развития одарённости школьников

 

    1. Детская одаренность в истории психолого-педагогической мысли

 

 Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо как мир. Выдающиеся философы древности, и их менее осведомлённые в науках современники хорошо понимаем, что существенна разница между выдающимся творцом и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве.

 

 Самих  исследователей, и общество в  целом издавна волновал вопрос  происхождения природы этих различий. По мнению А. С. Савенкова: «… человеческая  психика из всех явлений действительности  – наиболее трудно познаваемый  объект, и поэтому генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существование выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном» божественном происхождении» [23;5]. Выдающийся человек, как считали древние, был счастливым избранником богов, который послан на землю для того, чтобы силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Как обнаруживает В.П. Кащенко: «… минуя понятие «божественный дар», объяснить достижения выдающихся художников, поэтов, а в последствии учёных, в эпоху античности не было возможным». [9;482]. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социально-педагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей.

 С II в. вплоть до XIX в. в научных трактатах прочно утвердился термин «гений» (от латинского слова genius- дух). Им обозначали явления, которое в более позднее время стали называть значительно скромнее - «субъектом творческой деятельности». [25;245]. Н наш взгляд представляет интерес точка зрения А. И. Савенкова, который отмечал, что «… учение о гении и гениальности, разрабатываемые первоначально автономно от социально-педагогической практики, не исключали важности воспитания и образования». [23;6].

 Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений». Но в отличие от «гения», «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально слово талант (от греческого talanton) именовалась крупная мера золота. Мы можем предположить, что

появление термина «талант» в научном  обиходе было связано с

представлениями о возможности измерения степени гениальности. Постепенно сформировалось преставление о таланте, как просто высокой степени развития способностей к определённому виду деятельности, в то время как под «гением» стали понимать высший максимальный уровень их проявления.

 Важной  особенностью преставлений о гении, с древнейших времён и вплоть до Х1Х в., является то, что наука и обыденное сознание твёрдо придерживалась убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве.

 Одной  из первых попыток глубокого  философско-психологического осмысления  проблемы одарённости было исследование  испанского врача, жившего в эпоху  Возрождения – Хуана Уарте. В его работе  в качестве  основной задачи рассматривалось изучение индивидуальных различий в  способностях и с целью дальнейшего профессионального отбора. Он подчёркивал зависимость таланта от природы, однако, по его мнению, не означает бесполезность воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, как отмечает А. И. Савенков: «Он акцентировал внимание на необходимости учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого». [23;69].

 Идея  представителей эпохи Просвещения  заключалась в том, что никакого  дара, ни божественного, ни врождённого, вообще не существует.

«Единственным предметом разума служат идеи, находящиеся « а не внешние объекты», утверждали Г. Лейбниц и Р. Декарт. [23;25]. Теория «Чистой доски», развиваемая сторонниками идей Просвещения, напротив подчёркивала мысль о том, что: «…в душе нет «врождённых идей», благодаря которым из неё в дальнейшим могут быть извлечены неопытные истины».[23;243].

Большая часть философов, принадлежащих к этому направлению, настаивала на том, что каждый человек может быть развит до самой высокой степени гениальности, всё дело в тех условиях, в которых он оказался.

  Основная практическая идея сторонников философии Просвещения состояла в утверждении роли воспитания и условия среды в формировании человека.

Таким образом, проблема гениальности в философско-психологических исследованиях на протяжении многих веков рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики, как так это было не востребовано системой образования.

 Основное  внимание исследователей было  обращено не на сам феномен  одарённости  как личностное образование  или социально-психологическое явление, а на проблему его происхождения.

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

         1.2. Сущность  понятия «одарённость »

   Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

  По  определению авторов «Рабочей  концепции одарённости»:  «Одарённость - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».[23;36]. Мы согласны с мнением А.И. Савенкова, что «… не существует качеств психики, которые бы не развивались в течении жизни». [23;45]. На наш взгляд это существенное замечание и данное определение нельзя считать удачным. Мы разделяем точку зрения В. И. Панова, что: «под одарённостью обычно понимают генетически обусловленный компонент выдающихся достижений личности, присутствующих в форме дозированного потенциала». [18;27].

Информация о работе Особенности работы с одаренными детьми