Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания 6
1.1 Внимание. Виды внимания у детей. 6
1.2 Исследование основы внимания в трудах отечественных
и зарубежных ученых. 14
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного
возраста. 17
Глава 2. Практическая часть 25
2.1 Исследование особенностей свойств внимания у детей
дошкольного возраста. 25
2.2 Результаты исследования. 26
2.3 Методические рекомендации. 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного во.doc

— 2.30 Мб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Челябинский Государственный Педагогический Университет

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Региональный Институт Педагогического Образования

и Дистанционного Обучения

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 «Особенности развития свойств  внимания у детей дошкольного возраста»

                                                          

 

 

Выполнила:

студентка

группы № 342-А,

Специальности: «СДПП», г. Аша

Петренко Диана Владимировна

 

Научный руководитель:

Коваль Наталья Николаевна

                                                                      

                          

 

Челябинск, 2007

Содержание

 

Введение           3

Глава 1. Теоретические основы развития внимания    6

1.1 Внимание. Виды внимания у  детей.     6

1.2 Исследование основы внимания  в трудах отечественных 

      и зарубежных ученых.       14

1.3 Особенности развития внимания  у детей дошкольного 

      возраста.         17

Глава 2. Практическая часть        25

2.1 Исследование особенностей свойств  внимания у детей 

     дошкольного возраста.       25

2.2 Результаты исследования.      26

2.3 Методические рекомендации.      33

Заключение          38 

Список литературы         40

Приложение          42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

      Внимание  - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

      Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни. Происходящее изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей  бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного образования. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

   Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая воспитателем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности в дальнейшем детей в школе.

Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

Основная гипотеза формируется следующим образом: система приёмов и методов по организации внимания детей дошкольного возраста, применяемая воспитателем, способствует формированию и развитию внимания.

      Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы.
  2. Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.
  3. Описать специфические особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.

Объект исследования: познавательная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: внимание.

     Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1. Анализ психологической литературы на данную тему;
    2. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания у старших дошкольников (Методика Ландольта).

Исследования индивидуальных особенностей внимания мною проводились в старших группах дошкольного образовательного учреждения. В качестве основного материала для определения устойчивости внимания были выбраны кольца Ландольта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития внимания

 

1.1 Внимание. Виды внимания у детей.

 

Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.

Слово «внимание», подобно слову «чувство», употреблялось в истории психологии для обозначения различных процессов. Прежде всего, бывают такие случаи, когда наше внимание направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому, или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, сильные боли – все это впечатления привлекают наше внимание против нашей воли. Всё новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря на психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своём вступлении в сознании не имеет ещё с ним ассоциативных связей; оно стоит в нём уединённо, изолированно от других [1].

Итак, интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна – вот те факторы, которые определяют внимание. Как только они выступают в сознании, мы должны обратить на них внимание, даже если бы у нас были основания направить внимание в другую сторону.

Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно, какую либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами.

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов [19]. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека.

 Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным [3]. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Возьмем ученика, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Ученику приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Ученик все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

     В отечественной психологии  принято выделять следующие свойства внимания:

  • концентрированность;
  • объём;
  • распределение;
  • переключение;
  • устойчивость.

Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии.

Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта человека. У дошкольника его ещё очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания - величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.

Информация о работе Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста