Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей дошкольного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания 6
1.1 Внимание. Виды внимания у детей. 6
1.2 Исследование основы внимания в трудах отечественных
и зарубежных ученых. 14
1.3 Особенности развития внимания у детей дошкольного
возраста. 17
Глава 2. Практическая часть 25
2.1 Исследование особенностей свойств внимания у детей
дошкольного возраста. 25
2.2 Результаты исследования. 26
2.3 Методические рекомендации. 33
Заключение 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного во.doc

— 2.30 Мб (Скачать файл)

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течении длительного времени, отмечаются ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

В своей практической работе я остановлюсь на определении особенностей внимания, а именно устойчивости и продуктивности.

В качестве основного методического материала для оценки устойчивости внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели .[13]

 

2.2 Результаты исследования.

 

Были выбраны две группы детей.

1 группа:

Дима К. - 6л. 3м.;

Алеша В. - 6л. 5м.;

Вадим У. – 6л. 6м.

2 группа:

Ирина Д. – 6л. 5м.;

Катя Н. – 6л. 7м.;

Настя Н – 6л. 5м.

Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.

Результаты теста.

Дима К.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

70

4

0, 39

2

102

10

0,38

3

98

7

0,49

4

70

4

0, 39

5

58

4

0, 29


 

 

Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от 0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.

Алеша В.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

110

3

0, 77

2

80

3

0, 52

3

96

4

0, 61

4

94

1

0, 73

5

108

6

0, 62


 

 

 

Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,65, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

Вадим У.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

132

3

0, 96

2

119

1

0, 94

3

99

0

0, 82

4

163

8

0, 98

5

111

0

0, 92


 

 

 

Вывод: График находится в пределах от 0,75 до 1,00 балла, что говорит о высокой продуктивности внимания; Все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, внимание высоко устойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 10 баллов.

Таким образом, были вычислены показатели и построены графики по 1 группе детей. Можно сделать вывод, что лишь у одного ребенка показатели продуктивности и устойчивости внимания находятся на достаточно высоком уровне (Вадим У.), у Алеши В. отмечена средняя продуктивность и устойчивость,  у Дима К. продуктивность внимания низкая, но устойчивость высока.

Ирина Д.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

80

1

0, 62

2

104

2

0, 77

3

101

1

0, 79

4

95

6

0, 51

5

118

14

0, 33


 

Вывод: На основе этого графика можно сделать вывод, что у испытуемого среднепродуктивное внимание, но неустойчивое, т.к. точки графика находятся в трех зонах. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 6-7 баллов.

Катя Н.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

141

6

0, 89

2

102

2

0, 75

3

84

1

0, 65

4

95

6

0, 51

5

172

5

1,02


 

 

Вывод: У испытуемой среднепродуктивное, но крайне неустойчивое внимание, отмечены колебания внимания. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 4-5 баллов.

Настя Н.

Минуты

Кол-во просмотренных колец

Кол-во ошибок

Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени

Общая оценка продуктивности и внимания

1

105

0

0,82

2

95

3

0, 65

3

97

2

0, 71

4

110

6

0, 63

5

76

1

0, 58


 

Вывод: График находится в зоне среднепродуктивного внимания, все точки графика расположены в двух зонах, колебания внимания незначительные, внимание испытуемой довольно устойчивое. Продуктивность оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

Итак, вычислены показатели и построены графики по второй подгруппе детей и можно сделать вывод, что у Ирины Д. было отмечено среднепродуктивное внимание, но неустойчивое с большими колебаниями; у Кати Н. среднепродуктивное, но неустойчивое внимание с большими колебаниями; и у Насти Н. внимание хоть и непродуктивное, но хорошо устойчивое.

Таким образом, мы видим, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании. При этом, что все участники эксперимента примерно одного возраста. Состояние здоровья хорошее, условия проведения эксперимента одни и те же. Если сравнивать 2 группы и построить график на подгруппу в целом путем сложения всех показателей S1, S2, S3, S4, S5 группы и разделить числа на 3 (по количеству участников) получим:

1 группа: 

2 группа: 

Динамика продуктивности и устойчивости внимания по группам.



 Таким образом, оба графика находятся в зоне среднепродуктивного внимания, но у второй группы колебания внимания существеннее чем у первой, т. е в первой группе внимание более устойчиво. Не у всех испытуемых еще сформировано внимание для поступления в школу.

 

2.3 Методические рекомендации.

 

Одна из задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом. Организация материалов в коррекционно-развивающем занятии позволяет:

1) планировать действия контроля;

2) действовать в соответствии  с намеченным планом;

3) постоянно производить операцию сличения с имеющимся образцом.

Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности [15].

Истоки произвольного внимания находятся вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.

Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Можно ли научить ребенка быть внимательным, научиться искусству сосредоточения?

Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся.

Информация о работе Особенности развития свойств внимания у детей дошкольного возраста